Me.410

Мессершмитт Me.410 «Шершень»




Разработчик: Messerschmitt
Страна: Германия
Первый полет: 1942
Тип: Тяжелый истребитель
Размах крыла, м 16.35
Длина, м 12.50
Высота, м 4.30
Площадь крыла, м2 36.20
Масса, кг
пустого самолета 7525
нормальная взлетная 9660
Тип двигателя 2 ПД Даймлер-Бенца DB 603A
Мощность, л.с. 2 х 1750
Максимальная скорость , км/ч
у земли 505
на земле 620
Крейсерская скорость , км/ч 585
Практическая дальность, км 1700
Максимальная скороподъемность, м/мин 650
Практический потолок, м 10400
Экипаж 2
Вооружение:
две 20-мм пушки MG 151 с 350 снарядами на ствол в носовой части, две 20-мм пушки MG 151 в WB 151 с 250 снарядами на ствол, два 7,9-мм пулемета MG 17 с 1000 патронами на ствол и два 13-мм пулемета MG 131 с 500 патронами на ствол в дистанционно-управляемых FDSL.



Мессершмитт Me.410 «Шершень» (нем. Messerschmitt Me.410 «Hornisse») — немецкий тяжелый истребитель-бомбардировщик. Был разработан для замены Bf 110. Являлся модернизированым вариантом Ме 210. Первый полёт совершил в 1942 году. Всего построено 1160 самолётов.
Острая необходимость замены в боевых эскадрах Люфтваффе устаревших Ме-110 и неудачных Ме 210 послужила для фирмы «Мессершмитт» поводом для создания нового двухмоторного тяжелого истребителя. Этот самолет было решено разрабатывать на базе Ме 210 с тем, чтобы можно было использовать уже имеющуюся технологическую оснастку и заготовленные детали и комлектующие. Кроме того, такой подход облегчал освоение нового самолета летным составом.
Истребитель Ме 210 был использован для разработки Me.410в буквальном смысле слова: были взяты шесть серийных Ме 210 вариантов А-1 и А-2 и переделаны в новый самолет; при этом были изменены длина и мидель фюзеляжа, внесены значительны изменения в конструкцию крыла и предусмотрена установка форсированных 12-мм цилиндровых двигателей DB-603А-1 мощностью 1850 л.с. (опытные экземпляры Me.410летали с двигателями DB-601).
Испытания Me.4100 проводились осенью 1942 года и уже в декабре этого же года на заводах фирмы «Мессершмитт» в Германии и на Дунайском самолетостроительном заводе в Венгрии началось серийное производство первой модификации Ме-410А «Хорниссе» (Hornisse — шершень). При этом производство Ме-110 было сохранено не только из нежелания рисковать, но и в связи с тем, что Me.410не имел принципиальных преимуществ перед этим устаревшим самолетом.
Главными отличиями Me.410от Me 210 V17 были новые мощные моторы DB 603 в 1850 л.с. на высоте 2700 м, меньшей на 5° стреловидностью передней кромки консолей крыла и предкрылками. Кроме того, несколько облагородили аэродинамику радиаторов и изменили форму закрылков. Близость конструкции с Ме 210 позволило вывести первый Me 410 из цеха уже через 9 месяцев после решения о прекращении серийного производства предшественника. Это был переделанный Me 210A-0 (№27), вышедший на летные испытания осенью 1943 г. Всего в беспримерной по объему программе испытаний Me.410 было задействовано более 20 опытных самолетов, в основном переделанных из Me 210A и еще шесть машин со старыми двигателями DB 601F.

Управляемость нового "охотника" теперь вошла в норму, хотя из-за более мощных моторов она стала хуже, чем у Ме 210 с удлиненным фюзеляжем, и, самое главное, летные данные Me.410наконец-то оказались выше, чем у Bf 110 (в основном за счет новых моторов). Внутренняя подвеска бомб на Me.410позволяла сохранять ему более высокую скорость при выполнении задач бомбардировщика по сравнению со "сто-десятым" - последний к тому времени (1942-43 гг) использовался на фронтах войны уже практически только в качестве "скоростного бомбардировщика". Все это позволило принять решение о начале серийного производства Me.410 в двух вариантах: Me 410A-1 - "шнельбомбера" и Me 410A-2 - "охотника".
Силовая установка На Ме 210 устанавливалась пара 12-цилиндровых перевернутых V-образных рядных двигателей DB 601F мощностью по 1005 кВт (1350 л. с.), а на Me.410 более сильные и доработанные силовые установки DB 603A мощностью по 1300 кВт (1750 л. с.). Для Me 410В применялся DB 603G, чей высокоскоростной нагнетатель и увеличенная степень сжатия позволили довести мощность до 1415 кВт (1900 л. с.).
Основные проблемы Ме 210 решили до момента начала серийного производства, поэтому Me.410 оказался намного удачнее, поскольку в основном он был модификацией Ме 210 с усовершенствованными двигателями и всеми необходимыми доработками. Улучшилась управляемость, улучшился взлет, исчезли тенденции внезапному сваливанию самолета в штопор.
Вооружение В стандартном варианте вооружение Me.410не отличалось от вооружения Ме 210 . Это были установленные неподвижные в носовой части фюзеляжа два 7,92-мм пулемета MG-17 и две 20-мм пушки MG-151/20, а также два 13-мм пулемета MG-131 в подвижных стрелковых установках - блистерах, установленных по обоим бортам фюзеляжа за задней кромкой крыла.
Бомбоотсек размещался внизу носовой части под кабиной. Самолет мог нести две бомбы весом до 500 кг, которые подвешивались на нижнем держателе, а затем втягивались в бомбоотсек.
Me.410 находился в серийном производстве до сентября 1944 года, когда выпускающие его предприятия были окончательно разрушены бомбардировочной авиацией союзников. Всего было выпущено 1160 (по другим данным — 1013) самолетов этого типа. За неполных два года немецким конструкторам удалось разработать четыре основных модификации (А, В, С и D) и около тридцати различных вариантов.
Me-410B-2 на испытаниях в НИИ ВВС. Еще в июне 1944 г. наши специалисты изучали турельные установки, которые использовались в авиации Италии, Великобритании. Германии по материалам, опубликованным нашими союзниками. По выводам инженера Э.М.Пейсаховича, «для эффективной защиты бомбардировщиков немцы и итальянцы использовали подвижные установки под один-два крупнокалиберных пулемета 12,7-13-мм, что повысило их защиту от атак современных истребителей». В этих подвижных установках ручное управление заменили на механический привод, а наиболее интересными представлялись дистанционно-управляемые турели, позволявшие рационально расположить как оружие, так и стрелков.

Пейсахович считал, что самым удачным решением стало создание в Германии дистанционных бортовых пулеметов FDSL-B131, обеспечивающих наводку в вертикальной плоскости с углами ±72° и с горизонтальной наводкой от -3° до +48° от оси самолета Ме 210 . Подобная установка обеспечивала лучшую защиту машины, чем подвижный пулемет на Bf 110 . Агрегат управления представлял собой трубу, на которой было смонтировано управление наводкой оружия, с электропневмопере-зарядкой и с электроспуском. Труба устанавливалась на уровне глаз стрелка-радиста. С обеих ее сторон располагались прицелы Revi 25B, в которые вводились поправки на собственную скорость самолета.
Ме 210 не применялся немцами на Восточном фронте и, следовательно, советские оружейники не имели возможности проверить эффективность дистанционной установки. Когда после войны был захвачен Me 410B-2 из группы II/ZG26 (заводской № 130379), самолет всесторонне испытали (ведущий инженер -инженер-подполковник В.Я.Магон, летчик - майор И.П.Пискунов). Действительно, конструкция дистанционной бортовой пулеметной установки FDSL-B131 оказалась весьма удачной: удобной и безотказной в эксплуатации.

Сформулированная руководством НИИ ВВС в отчете по испытаниям фраза: «Отдельные конструктивные элементы и агрегаты винтомоторной группы, вооружения и спецоборудования представляют технический интерес и должны стать предметом изучения конструкторскими бюро Народного Комиссариата Авиационной Промышленности», - может считаться типичной при оценке трофейной авиационной техники на завершающем этапе войны. Что касается немецких дистанционных установок, то отчасти их опыт был использован при доработках отечественных подвижных турелей ДЭУ (под пулемет УБК) на Пе-2И и ВУ-5-20 (под пушку УБ-20) на Пе-2М (обе машины конструкции В.М.Мясищева).
Спецоборудование «мессершмитта» принципиально не отличалось от применявшегося на других немецких машинах и к 1945 г. было в целом хорошо изучено. Его размещение, как отмечалось в отчете по испытаниям Me.410, обеспечивало удобный подход к отдельным агрегатам и облегчало эксплуатацию самолета. Качество монтажа приборов, электромеханизмов, электропроводки оставалось высоким до конца войны, что в значительной степени способствовало безотказной работе спецоборудования. Очень удачные тахометры постоянного тока, кислородные приборы и легочные автоматы были рекомендованы для воспроизведения отечественными заводами аналогичного профиля.

При тактической оценке Me.410 инженер-подполковник Магон отмечал, что, уступая в скорости и маневренности современным советским истребителям Як-3, Як-9У, Ла-7, «мессер» не может вести с ними наступательный воздушный бой иначе, как атакуя на встречных курсах. В то же время для всех типов отечественных серийных бомбардировщиков, включая Ту-2, Me 410B-2 представлял значительную опасность из-за высоких характеристик максимальной скорости 600 км/ч на высоте 6750 м, времени набора 5000 м 8,6 мин, а также мощного наступательного вооружения, состоящего из двух стандартных 20-мм пушек MG-151 и 50-мм полуавтоматической ВК-5, дававших секундный залп 4,65 кг.

Немецкие конструкторы продумали способы наилучшего использования огневой мощи Me 410B-2. Для этого двухмоторный истребитель оборудовали комбинированным прицелом, состоящим из телескопической трубы, дающей увеличение видимых через нее предметов почти в четыре раза, и коллиматора. Это позволяло вести прицельную стрельбу на дистанциях 1000 м и больше, где 50-мм осколочно-фугасные снаряды могли наносить разрушающие поражения элементам конструкции «пешек», «илов», «Бостонов» и других машин. Немецкий летчик теоретически мог сбивать самолеты противника, сам оставаясь вне досягаемости оборонительного огня (хотя, конечно, попасть с расстояния 800-1000 м в современный бомбардировщик можно было только случайно).


Несмотря на начальный успех, число самолетов Me.410 постоянно сокращалось. Были они менее маневренны и не могли уйти от "Мустангов". Когда же в сентябре 1944 года была начата "Jagernotprogramm", ограничивавшая выпуск двухмоторных истребителей, выпуск Me.410 полностью прекратили. Всего в 1944 году было выпущено 702 Me.410, из которых 258 изготовили на заводе Дорнье. За все время немецкая промышленность построила 1160 самолетов Me.410(не считая машин, переделанных из Ме-210). Еще до завершения серийного выпуска и свертывания проектных работ над Me.410было построено несколько прототипов версии В. Это были:

Торпедоносец Ме-410В-5. Самолет оснащался морским радаром FuG 200 "Hohentwiel" и был вооружен только двумя пушками MG 151/20E. Кроме того, самолет мог нести другие типы вооружения, например, бомботорпеды ВТ. Чтобы увеличить радиус действия, самолет мог оснащаться дополнительными топливными баками, монтируемыми вместо кормовых пулеметов MG 131. Дополнительный бак емкостью 650 л можно было установить в бомбоотсеке. Все наступательное вооружение самолета размещалось на внешней подвеске. Самолет мог нести две бомботорпеды ВТ-400 или четыре ВТ-200, подвешиваемые под центропланом. Вместо торпед самолет мог нести бомбу SC 1800 (при демонтированном 650-литровом баке) или одну торпеду LT 56 (900 кг) или LT 5 (800 кг).

Ме-410B-5 также мог нести рикошетирующую бомбу "Rollbombe" SB 800 RS "Kurt", предназначенную для уничтожения гидротехнических сооружений, или бомбу SB 1000/410, оснащенную парашютом. Предусматривалось возможность вооружать самолеты Me.410планирующими торпедами L 10 "Friedensengel".

Тяжелый истребитель Ме-410В-6, у которого курсовые пулеметы MG 17 калибра 7,92 мм были заменены на 13-мм пулеметы MG 131. Предусматривалась возможность установки двух 30-мм пушек МК 103 в бомбовом отсеке. Самолет мог быть вооружен морским радаром FuG 200 "Hohentwiel".

Существовали также проекты самолетов Ме-410В-7 и В-8 - дневных и ночных разведчиков. В-8 нес прожектора, смонтированные в оружейном отсеке. Оба варианта несли стандартное вооружение. Был построен только один прототип.

Незадолго до завершения проекта Me.410, Мессершмитт и Конструкторское управление начали большую программу развития самолета в двух направлениях: улучшение характеристик и расширения универсальности. Ме-410С должен был получить удлиненный центроплан новой конфигурации и новые консоли. Размах крыльев составлял 17,97 м или 20,46 м. Была также переработана аэродинамическая форма кабины. Предполагалось оснастить самолет двухколесным шасси и двигателями DB 603 JZ. Предусматривалась возможность оснащать самолет двигателями Jumo 213 F/JZ или BMW 801 TJ. Программа предусматривала несколько вариантов самолета, способных выступать в разных ролях: тяжелого истребителя, штурмовика, торпедоносца, ночного истребителя. В последнем случае самолет следовало оснастить радарами Liechtenstein SN-2 и С-2. Хотя ни одного прототипа версии Ме-410С не было построено, некоторые конструктивные решения перенесли на самолеты Ме-410А. Среди нововведений можно назвать двигатели с турбонаддувом и кольцевидные радиаторы. Весной 1944 года работу над серией С прекратили, начав работу над серией D, которая отличалась деревянным набором планера. Переход с металла на дерево объяснялся необходимостью экономии. Однако работу над деревянным самолетом планировали завершить лишь через год.

Командование люфтваффе настаивало на необходимости увеличения потолка самолета. С этой целью на базе Ме-410В-2 начались работы над вариантом Ме-410Н, оснащенном двигателями DB 603G. Самолет получил прямоугольные консоли, при этом размах крыла достиг 22,99 м, а площадь крыльев - 46,5 м2. Самолет вооружили двумя 20-мм пушками MG 151/20Е, двумя 30-мм пушками МК 108 и двумя 30-мм пушками МК 103. Самолет мог брать 1100 кг бомб. Собственная масса самолета составляла 12000 м, а полная масса - 13400 кг. У земли самолет развивал скорость 529 км/ч, а на высоте 6500 м - 629 км/ч. Планировалось переделать самолеты Ме-410В в Ме-410Н, но программа была свернута прежде, чем успели подготовить соответствующую документацию. Всего было построено 1160 самолетов Ме-410. Из них 902 построили на заводах Messerschmitt AG, а 258 штук на заводах Norddeutsche Dornier Werke GmbH в Оберпфаффендорфе.

Первые пять самолетов Me.410 были приняты люфтваффе в январе 1943 года. В апреле было принято еще 48 машин. В апреле-мае 1943 года старые Ме-210А-2 заменили на новые Ме-410A-1/U2 в II./ZG 1 "Wespen" и 2.(F)/122. Одной из первых частей, получивших Me.410 в варианте тяжелого истребителя, стала Erprobungskommando 25 капитана (гауптмана) Эдуарда Тратта. Эта часть базировалась в Виттмундхафене и предназначалась для тактических испытаний тяжелого авиационного вооружения, в том числе крупнокалиберных пушек и ракет. В сентябре 1943 года гауптманн Тратт получил должность командира II./ZG 26 "Horst Wessel". Эта истребительная группа прикрывала территорию Рейха от налетов союзнической авиации. Сначала группа дислоцировалась в Оберпфаффенхофене, а потом - в Кенигсберге. Сам Тратт погиб 22 февраля 1944 года в воздушном бою с американскими бомбардировщиками над Нордхаузеном. К моменту своей гибели Тратт одержал 39 воздушных побед.

Эскадрилья 5./KG 2 начала переходить с Do-217 на Ме-410А-1 в апреле 1943 года. До 20 мая 1943 года на вооружении II./KG 2 находилось 39 Me.410А-1 и 17 Do-217E. Однако в июне самолеты передали в формируемую группу V./KG 2, которая должна была на практике опробовать Ме-410 в роли скоростного бомбардировщика. Группа участвовала в боях под командованием Angriffsfueherer England. Группу сформировали на базе II./KG 40, 5./KG 2, и, вероятно, KG 101. В январе 1944 года V./KG 2 переименовали в II./KG 51. Совместно с I./KG 51 "Edelweiss", уже перешедшей с Ju-88 на Ме-410А-1, группа начала налеты на Великобританию. Союзники назвали эту операцию "Baby blitz". Группа дислоцировалась на аэродроме Бовэ во Франции. Также во Франции в начале 1944 года базировались разведывательные части, также оснащенные самолетами Me.410 . В их число входила 1. (F)/121, базировавшаяся на аэродроме Орли, а позднее в Ису-Ле-Бю. Эскадрилья входила в состав Fernaufldaerungsgruppe 1. В состав этой же группы входила варшавская эскадрилья 2.(F)/122 и 3.(F)/122 с базой в Риге.

В мае 1943 года самолеты Ме-410A-1/U2 поступили в III./ZG 1, находившейся в Тунисе. Кроме того, Me.410 поступили в 2.(F)/122, находившуюся в то время на Сардинии. Эта разведывательная эскадрилья имела на вооружении также самолеты Ju-88. 2 апреля около 15 самолетов Ме-410 из KG 51 участвовало в преследовании бомбардировщиков из 2-го дивизиона ВВС США. Вскоре после приземления самолетов на базе в Великобритании, немцы совершили налет на аэродром. Потеряв всего одну машину (Ме-410 W.Nr.420458 9K+HP, пилот, оберлейтенант Клаус Крюгер и радист, фельдфебель Райхардт погибли), немецкие летчики уничтожили на земле большое количество американских самолетов. К концу 1943 года завод в Аугсбурге выпустил 457 самолетов Ме-410. Первые самолеты, построенные Дорнье, были приняты люфтваффе в декабре 1943, следующие 11 машин приняли уже в январе 1944 года.

Первой потерей V./KG 2 стал Ме-410А-1 (U5+KG, пилот, фельдфебель Цвисслер, стрелок, обер-фельдфебель Райд), сбитый в ночь с 14 на 15 июля над Эссексом (район Феликсстоув). Самолет записал на свой счет лейтенант авиации Бантинг из 85-й эскадрильи (Mosquito NF XII). Очередной Ме-410 (U5+CJ) из V./KG 2 был также сбит "Москитом" из 85-й эскадрильи в районе Дюнкерка. Третий Ме-410 стал жертвой "Москита" из 256-й эскадрильи в районе Бичи-Хед. В начале 1943 года в налетах союзников на немецкие объекты участвовало ограниченное количество самолетов. Летом интенсивность налетов значительно возросла и продолжала увеличиваться. В результате немцам потребовалось гораздо больше истребителей для обороны своей территории. Необходимые машины поступали со сборочных конвейеров или снимались с фронта. Тяжелые двухмоторные истребители хорошо подходили для длительных боев с американскими четырехмоторными бомбардировщиками, неся при этом более тяжелое вооружение.

В сентябре 1943 года II./ZG 26 "Horst Wessel" начала переоснащение. Старые Ме-210 заменяли на Ме-410A-2/U4. Пройдя переоснащение, группа вместе с ZG 76 противостояла американской 8-й Воздушной Армии. 16 марта 1944 года отряд Bf-110 и Ме-410 атаковали крупную формацию американских бомбардировщиков (около 500 В-17 "Fortress" и 2000 В-24 "Liberator"), бомбивших авиационные заводы на юге Германии. Истребители обстреляли американцев из пушек и ракетами, сбив 18 самолетов. Столь тяжелые потери американцев объяснялись тем, что немцы атаковали американские бомбардировщики в тот момент, когда истребители сопровождения поворачивали назад из-за недостаточного радиуса действия. В апреле 8-я Воздушная Армия ВВС США продолжила налеты. 10 апреля 900 В-17 и В-24 вылетели на бомбежку шести целей на востоке Германии. Бомбардировщики сопровождали 6 истребительных групп Р-51 и 4 группы Р-38. Между Познанью и Ростоком 45-е и 13-е бомбардировочное крыло были атакованы Ju-88 и Ме-410, вооруженными ракетами. Американцы потеряли 25 машин. Шедшее без прикрытия 40-е бомбардировочное крыло немецкие истребители перехватили над Штеттином. И в этом случае американцы понесли тяжелые потери. Всего 8-й Воздушный флот в эти дни потерял 52 В-17, 12 В-24 и 16 истребителей.

Летом 1943 года Ме-410A-2/U4, вооруженные пушками ВК 5, поступили в заново сформированную группу II./ZG 26. Группа входила в систему противовоздушной обороны Рейха и смогла сбить большое количество американских бомбардировщиков. Однако 13 мая 1944 года при попытке перехватить американские бомбардировщики в районе Познани, немецкие тяжелые истребители понесли тяжелые потери в бою с американскими истребителями Р-51. В результате группа потеряла боеспособность. В дальнейшем ее переоснастили истребителями Fw-190 и переименовали в II./JG 6.

7 июля Ме-410 вместе с Fw-190 атаковали группу В-24 "Liberator", летевшую бомбить авиационные заводы и заводи синтетического топлива. Семь Ме-410 завязали бой с двумя группами Р-38 . Один Р-38, пилотированный капитаном Джеймсом Моррисом (7 воздушных побед) из 20-й группы попал под огонь 13-мм пулеметов одного из Ме-410и был сбит. Когда же в бой вступила 38-я истребительная эскадрилья, союзники в течение нескольких минут сбили три и повредили четыре Ме-410.

Последними крупными немецкими заводами синтетического топлива были заводы, расположенные в Австрии, Венгрии и Чехословакии. Эти заводы стали целью 15-й Воздушной Армии ВВС США, базировавшейся в Италии. 16 июня 1944 года 37-я бомбардировочная группа совершила налет на завод Nova в Швехате (возле Вены) и Apollo в Посони (Венгрия). Выходивших к цели американцев со всех сторон атаковало около 40 немецких одно- и двухмоторных истребителей, в том числе Ме-410. В завязавшемся бою немцы потеряли несколько машин. Один Ме-410А-1 из I./ZG 76 упал в шести километрах от Гонью (Венгрия). Экипаж погиб. Другой Ме-410В-2 "Hornisse" из II./ZG 76 разбился в 18 км восточнее от Дьёра (Венгрия).

26 июня целями союзнических бомбардировщиков стали 5 нефтеперегонных заводов в районе Вены. Над Моосбирбаум отряд из 36 В-24 из 445-й бомбардировочной группы был атакован примерно 20 немецкими двухмоторными истребителями из I./ZG 76. Одновременно, немецкие одномоторные истребители связали боем американские истребители сопровождения. Ме-410 обстреляли В-24 "Liberator" из пушек и выпустили ракеты. В свою очередь, бортстрелки американских бомбардировщиков открыли ответный огонь и сбили несколько Ме-410, в том числе один М8+1 W.Nr. 120101, упавший в районе Алшокеменеш (Венгрия). Пилот Штраубе и стрелок-радист Шроер погибли. Другой Ме-410B-2/U2 М8+9 W.Nr.470130 разбился у города Куты (Моравия). Экипаж - пилот, ефрейтор Эверс и стрелок-радист, ефрейтор Шауэнбург - также погиб. Над Кенигграцем (северо-восточнее Праги) погибли пилот Беземюллер и стрелок-радист Вассерманн. Их Ме-410 М8+14 W.Nr.120015 также был сбит.

Две недели спустя, 8 июля, 55-е бомбардировочное крыло нанесло удар по нефтеперегонному заводу во Флорисдорфе. Спустя 25 минут после этого, 60 немецких истребителей перехватили американцев. В бою 464-я бомбардировочная группа потеряла 3 машины, а 465-я группа - один. Три эскадрильи I./ZG 76 потеряли 8 Ме-410А-1, Ме-410A-1/U2, Ме-410В-1/U2 и Ме-410B-2/U2. Во второй половине июля 1944 года двухмоторные Ме-410в целом не смогли решить задачи, поставленные перед ZG 26 и ZG 76. Это было связано с тем, что союзническая истребительная авиация постепенно захватывала подавляющее господство в воздухе. Немецкие тяжелые истребители уже не могли противостоять союзникам. Приоритет получили одномоторные истребители. Остро не хватало запасных частей. В этих условиях было решено вывести Ме-410 из состава боевых частей. К сентябрю 1944 года было построено 702 Ме-410после чего выпуск самолетов этого типа полностью прекратили. В конце 1944 года самолеты Ме-410 оставались на вооружении только в IV./ZG 26, базировавшейся в Норвегии. Здесь Ме-410 использовались только в качестве разведчиков. Остальные группы тяжелых истребителей (Zerstoerergruppen) получили легкие одномоторные истребители.