B-29

Boeing B-29 Superfortress



Разработчик: Boeing
Страна: США
Первый полет: 1942
Тип: Стратегический бомбардировщик
Размах крыла, м 43.05
Длина, м 30.18
Высота, м 8.46
Площадь крыла, м2 161.27
Масса, кг
пустого самолета 31815
нормальная взлетная 56245
максимальная взлетная 61235
Тип двигателя 4 ПД Wright R-3350-23(23А) Сyclone 18
Мощность, л.с. 4 х 2200
Максимальная скорость , км/ч 604
Крейсерская скорость , км/ч 547
Практическая дальность, км 3230
Боевая дальность, км 2575
Скороподъемность, м/мин 280
Практический потолок, м 9710
Экипаж,чел до 10
Вооружение:
два 12,7-мм пулемета в каждой из четырех дистанционно управляемых турелей с электроприводами и три 12,7-мм пулемета или два 12,7-мм пулемета и одна 20-мм пушка в хвостовой турели.
Бомбовая нагрузка - 9072 кг




Boeing B-29 Superfortress по праву считается самым выдающимся тяжелым бомбардировщиком периода Второй Мировой войны, сыгравшим большую роль в ходе войны с Японией. Многие внедренные на самолете решения прежде никогда не встречались на серийных самолетах. Boeing B-29 Superfortress стал первым серийным самолетом, оснащенным защитным вооружением с дистанционным управлением, первым бомбардировщиком, получившим систему централизованного управления огнем и оснащенным полностью герметизированными кабинами для членов экипажа. Но в настоящее время об этом мало кто помнит и зачастую имя Boeing B-29 Superfortress напрямую ассоциируется с первыми атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки.
Ранние самолеты модели B-29 оснащались системой навигации Philco AN/APN-4 Loran (LOng RANge - большая дальность). Впоследствии ей на смену пришла усовершенствованная система RCA AN/APN-9. Также В-29 оснащались радаром AN/APQ-13, который мог применяться как для бомбометания, так и для навигации. Этот радар был разработан лабораторией Bell Telephone Laboratory Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology Radiation Laboratory) и изготовлялся по заказу корпорации Bell System компанией Western Electric.

Антенна радара размещалась внутри выдвигающегося полусферического обтекателя диаметром 30 дюймов, расположенного между бомбоотсеками. Впоследствии стали применять радар AN/APQ-7 Eagle. Антенна радара AN/APQ-7 Eagle располагалась в крылообразном обтекателе в нижней передней части фюзеляжа. Как и предшественник, радар AN/APQ-7 Eagle был разработан Bell Telephone Laboratory и изготовлялся на заводах компании Western Electric.

В процессе производства в конструкцию самолета постоянно вносились изменения. В связи с этим существовало несколько серий модели В-29. Ранний боевой опыт показал, что B-29 нуждается в более эффективной защите от атак истребителей с фронта. Поэтому начиная с 40 серии на заводе в Уичите передняя надфюзеляжная турельная установка оснащалась четырьмя 12,7 мм пулеметами Browning M2. На заводе Bell-Atlanta это нововведение появилось начиная с 10 серии, а на заводе Martin такую установку получили все выпущенные самолеты.

Как уже упоминалось выше, на ранних сериях В-29 максимальный запас топлива составлял 8168 американских галлонов. Но начиная с 25 серии на заводе в Уичита максимальный запас топлива на борту увеличили до 9438 американских галлонов. Такие баки стали устанавливать на заводе Bell начиная с 5 серии. Все произведенные Martin В-29 имели дополнительные крыльевые топливные баки. На 50 серии В-29 производства завода в Уичита появились двигатели R-3350-41. Двигатель R-3350-41 имел новые глушители и масляные каналы увеличенного сечения в попытке улучшить охлаждение. Martin и Bell стали устанавливать такие двигатели начиная с 20 серии.

Траектория снарядов 20 мм пушки хвостовой турельной установки значительно отличалась от траектории 12,7 мм пуль, что делало затруднительным совместное использование оружия в воздушном бою. Поэтом в Уичите начиная с 55 серии 20 мм пушку не ставили. Заводы Bell и Martin перестали ставить пушку начиная с 25 серии. На последних сериях все три производителя стали применять усовершенствованный двигатель R-3350-57.

Сомнения относительно достоинств и эффективности системы защитного вооружения с дистанционным управлением привели к оснащению одного B-29-25-BW (серийный номер 42-2444) турельными установками со стрелком внутри нее. Самолет имел две надфюзеляжные турельные установки с силовым приводом и две шаровые подфюзеляжные турельные установки. В каждой установке размещались два 12,7 мм пулемета Browning M2. В носовой части фюзеляжа в блистерах с каждой стороны было установлено по два 12,7 мм пулемета. Еще два 12,7 мм пулемета располагались по бокам самолета. Но испытания показали явное преимущество системы защитного вооружения с дистанционным управлением и эта уникальная схема вооружения не получила дальнейшего развития.

Последний B-29 производства завода Boeing в Уичита сошел с поточной линии в октябре 1945 года. Компания Bell собрала последний В-29 в январе 1945 года, после чего переключилась на выпуск B-29B. Последний В-29 сошел с поточной линии завода Martin-Omaha в сентябре 1945 года.

Опыт применения первых В-29 в войне с Японией заставил конструкторов доработать самолет, оснастив его упрощенной системой оборонительного вооружения. Выпуск таких самолетов развернула фирма "Белл". Сборка осуществлялась на заводе в Мариетте, штат Джорджия, в настоящее время принадлежащем фирме "Локхид". Всего собрали 311 машин под обозначением В-29В ("модель 345-3-0"). Вскоре эти самолеты поступили на вооружение 315-го бомбардировочного крыла, совершавшего ночные налеты на промышленные объекты на территории Японии. С февраля по май 1945 года самолеты сначала поступали в арсенал в Оклахоме, где на них устанавливалось электронное оборудование. С мая 1945 года завод в Мариетте поставлял уже полностью укомплектованные бомбардировщики.

Самолеты В-29В имели и другие особенности. Например, они получили капоты мотогондол несколько измененной формы, а также новые обтекатели турбо-наддува. С самолетов убрали ручную систему регулировки режима работы двигателя, оставив один автомат. С самолетов также убрали целевой адаптер AN/ ARR-1, радиоальтиметр SCR-718, запрашивающий передатчик SCR-729, некоторые узлы радиостанции SCR-274N, всю хвостовую станцию типа "Рейвен", измеритель частот, антенны и кабели, а также радар AN/APQ-13. Антистатические предохранители изменили, придав им более благородную аэродинамику. С самолета сняли все, что оказалось бесполезным на фронте, стараясь уменьшить массу машины. В список убранного оборудования вошли все сигнальные устройства G-1, предупреждающие огни, регулятор подачи кислорода к месту хвостового стрелка, кушетки для отдыха экипажа, ремни безопасности на вспомогательных местах экипажа, столик бомбардира, оптический определитель сноса В-5, ящики со схемой электрического оборудования самолета, диагональную фотокамеру, а также резиновые пневматические антиобледенители на крыле и хвостовом оперении.

Но сильнее всего сократилось вооружение и бронирование самолета. Убрали обе верхние и обе нижние фюзеляжные башни, всю сложную систему дистанционного управления огнем, а также 20-мм пушку. Отказались почти от всего бронирования, исключая только бронестекло перед креслами пилотов и бронестекла кабины хвостового стрелка. Убрали также все противоосколочные переборки (flak curtains), исключая дюралевую плиту за креслами пилотов. Отверстия для башенок закрыли плоскими заглушками. Также закрыли отверстия для башенок, где находились стрелки. В хвосте установили третий 12,7-мм пулемет. В тыльной части фюзеляжа имелись окна, через которые вручную можно было стрелять из пулемета. Хвостовую огневую точку оборудовали радарным прицелом AN/APG-15, а также системой определения "свой-чужой" типа "Элла". Радар AN/APG-15 значительно повышал вероятность раннего обнаружения истребителей противника, атакующих бомбардировщики с задней полусферы.

В-29В также оборудовали радаром AN/APQ-7 "Игл". Этот радар разработала Радиоэлектронная лаборатория Массачусетского Технологического института. В Европе радар AN/APQ-7 не получил широкого распространения. Его поставили на нескольких сотнях бомбардировщиков В-17 и двух десятках В-24. Радар "Игл" имел поле зрения всего 60 гр, зато обеспечивал высокую разрешающую способность. Антенна радара "Игл" походило на небольшое крыло и монтировалось под фюзеляжем между передней и задней бомбовыми камерами. На В-29В место оператора радара перенесли из задней в переднюю гермокабину. На В-29В отсутствовал дополнительный экран (репитер) радара AN/ART-13 у места штурмана. Поскольку "Игл" требовал большей мощности, самолет оснастили новой шиной и двумя инверторами 2500VA. Радар "Игл" и оптический прицел Нордена могли применяться одновременно, для этого имелось сопрягающее устройство.

Поскольку нужда в самолетах В-29В была очень высокой, первые самолеты поступили в части еще без радара AN/ APG-15, устройства "свой-чужой", калькулятора наводчика, третьего пулемета в хвостовой огневой точке и бортовых пулеметов в хвостовой части фюзеляжа. Эти машины действовали в составе 16-й и 501 -и бомбардировочных групп 315-го крыла. Эти части достигли состояния боеготовности 1 апреля 1945 года. Еще две группы - 502-я и 331-я - приступили к боевым вылетам 1 мая. Операторы радаров "Игл" проходили подготовку на самолетах В-24 , оборудованных этими радарами. После окончания войны радары "Игл" установили на всех самолетах В-29.

Еще в 1944 году планировалось после сворачивания выпуска бомбардировщиков В-17 в Сиэтле, организовать там выпуск самолетов В-29С-ВО (5000 штук). Но с завершением войны этот заказ аннулировали. Последнюю модификацию - B-29D-BN - выпускали в Рентоне. Вскоре название самолета изменили на В-50А-BN. Всего на всех предприятиях собрали 3627 самолетов всех основных вариантов: ХВ-29, YB-29, В-29, В-29А и В-29В.

Описывая модификации бомбардировщика В-29 нельзя умолчать о его экспортном варианте, состоявшим на вооружении Королевских ВВС. Британцы в начале 50-х годов ощутили необходимость в новом бомбардировщике, который заменил бы снятые с вооружения самолеты "Авро Линкольн" до появления новых реактивных бомбардировщиков "Инглиш Электрик Канберра". Формальное соглашение между Великобританией и США появилось 27 января 1950 . года. Американцы обязывались предоставить англичанам 70 В-29, которым присвоили английские номера в блоках WF343-WF448, WF490-WF514 и WF545-WF574. Позднее Великобритания получила еще 18 машин, которым присвоили номера WW342-WW356 и WZ966-WZ968. В Королевских ВВС самолет В-29 обозначался как "Боинг Вашингтон В Mk.l".

Первые четыре "Вашингтона" прибыли на базу Мархем 22 марта 1959 года. У одного из самолетов над Атлантикой отказал один мотор, упало давление масла, и самолет совершил аварийную посадку.

В Мархеме организовали учебный центр по подготовке экипажей. Туда же прибыла передвижная учебная база ВВС США. Все предназначенные для британцев В-29 перегоняли через Атлантику экипажи 307-го бомбардировочного крыла. Первой английской частью, оснащенной бомбардировщиками "Вашингтон", стала 115-я эскадрилья, экипажи которой осваивали самолет еще в Америке. Эскадрилья вернулась в Англию в июне 1950 года. Мархеме дислоцировались 35-я, 90-я, 115-я и 207-я эскадрильи. Другой базой "Вашингтонов" стал аэродром в Конингсби, где дислоцировались 15-я, 44-я и 149-я эскадрильи. К ним в апреле 1952 года присоединилась 57-я эскадрилья. В 1953 году эскадрильи из Конингсби перешли на самолеты "Канберра". В 1954 году "Канберры" получили и эскадрильи из Мархема. Дольше всего "Вашингтоны" продержались в 192-й эскадрильи, базировавшейся в Уоттоне: с апреля 1952 года по февраль 1958 года.

Британские "Вашингтоны" участвовали во многих учениях Королевских ВВС, в том числе на полигонах, расположенных на оккупированной территории Германии. Экипажам нравились "Вашингтоны", поскольку они отличались повышенным уровнем комфорта по сравнению с машинами английского производства. Завершив службу в Королевских ВВС, самолеты вернулись в Соединенные Штаты, где их отправили на слом.


Боевое применение В-29



"Военно-морской флот США располагал достаточным числом транспортных средств для высадки десанта на территории Японии. Сухопутные войска располагали для этой задачи достаточными силами. Но В-29 сделали этот десант ненужным". Генерал Джеймс Г. Дулиттл В ноябре 1943 года генерал Генри Арнольд приказал сформировать XX бомбардировочный корпус, в задачу которого входила подготовка и проведение воздушных налетов на территорию Японии. Командующим XX корпусом стал бригадный генерал Кеннет Б. Вулф. В состав корпуса вошли два бомбардировочных крыла по четыре бомбардировочные группы в каждом. 58-е крыло возглавил полковник Леонард Хармон, а 73-е крыло - полковник Томас X. Чепмен. Штаб XX корпуса разместился на аэродроме Смоки-Хилл в штате Канзас, неподалеку от завода в Уичите. Кроме того, в распоряжение корпуса отдали аэродромы Пратт, Грейт-Бенд и Уокер, также расположенные в Канзасе.

Главной задачей соединения на данном этапе было как можно быстрее подготовить экипажи. За подготовку личного состава отвечал полковник Лаверн Дж. Сондерс. Первоначально кадровый голод пытались утолить за счет добровольцев из числа членов экипажей В-24. вернувшихся в Штаты из Европы и Северной Африки. Но и эти летчики, хотя имели боевой опыт, нуждались в технической подготовке, так как В-29 имел более сложное оснащение. Не хватало и самолетов. Экипажам приходилось обучаться на старых В-17. До конца декабря 1943 года курс подготовки на В-29 успели пройти всего 67 пилотов.

Проблемы имелись и у выделенных корпусу бомбардировщиков. Среди 97 В-29, выпущенных до середины января 1944 года, лишь 16 находилось в состоянии боевой готовности. Двигатели "Райт R-3350" часто выходили из строя. Низкой надежностью отличались радары AN/APQ-13 и системы дистанционного управления турелями "Дженерал Электрик". Новые самолеты прямо со сборочной линии отправлялись на доработку. Командование ВВС США приказало подготовить для XX корпуса 150 самолетов В-29 к середине апреля 1944 года. К выполнению задания привлекли несколько тысяч человек. Начался аврал, но задание удалось выполнить. Несколько первых частей В-29 подготовились к переброске на Восток.

Но прежде, чем самолеты Вулфа отправились в Индию, одиночный YB-29 выполнил специальное боевое задание, имея целью ввести в заблуждение разведку Германии и Японии. Самолет (42-36963) перелетел через Атлантический океан с аэродрома Гандер-Филд в Великобританию. Буквально через 45 минут после посадки, бомбардировщик был сфотографирован пролетевшим немецким разведчиком. Появление в Великобритании бомбардировщика нового типа могло означать только одно - американцы готовятся к крупной кампании в Европе. Одновременно, был пущен слух о том, что новый бомбардировщик не оправдал возлагавшихся на него надежд и будет превращен в транспортный самолет.