Дуглас SBD «Донтлис»
Разработчик: Douglas
Страна: США
Первый полет: 1938
Тип: Палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик
Единиц произведено 5 936
Модификация SBD-6
Размах крыла, м 12.65
Длина, м 10.06
Высота, м 3.94
Площадь крыла, м2 30.19
Масса, кг
пустого самолета 2964
нормальная взлетная 4318
Тип двигателя 1 ПД Wright R-1820-66 Cyclone 9
Мощность, л.с. 1 х 1350
Максимальная скорость , км/ч 410
Крейсерская скорость , км/ч 298
Практическая дальность, км 1244
Максимальная скороподъемность, м/мин 518
Практический потолок, м 7680
Экипаж 2
Вооружение: два 12,7-мм передних пулемета и два турельных 7,62-мм пулемета;
подфюзеляжные крепления для бомб массой до 726 кг и
подкрылевые до 295 кг.
Дуглас SBD «Донтлис» («Бесстрашный», англ. Douglas SBD Dauntless) — американский палубный пикирующий бомбардировщик — разведчик. В ВВС США получил обозначение A-24 «Бэнши» (англ. A-24 Banshee).
Самолёт представлял собой свободнонесущий низкоплан, имевший цельнометаллическую конструкцию, за исключением полотняной обшивки рулевых поверхностей. Первоначальные заказы на серийные самолёты были сделаны 8 апреля 1939 г.
Считается наиболее удачным палубным пикирующим бомбардировщиком американских ВМС в годы второй мировой войны. Именно эти самолёты атаковали японскую авианосную группу у атолла Мидуэй, нанеся урон, от которого Императорский флот так и не смог оправиться.
Всего было выпущено 5936 самолёта «Dauntless» всех вариантов. Маломощный, уязвимый, с недостаточной дальностью и неспособный лететь продолжительное время, SBD «Dauntless» (Dauntless - «бесстрашный») фирмы «Дуглас» в США получил прозвище Banshee - в ирландском мифе приведение, завывание которого несет скорую смерть. Несмотря на свои недостатки, самолет был участником победоносной войны, сыгравшим важнейшую роль в ранних сражениях на Тихом океане и отправивший на дно больший тоннаж японских кораблей, чем любой другой самолет.
«Dauntless» обязан своим происхождением двухместному пикирующему бомбардировщику-низкоплану с размещением экипажа по схеме «тандем» «Нортроп» ВТ-1 1938 г., превосходной проектной работе Джека Нортропа и выдающегося конструктора Эдварда X. Хейнеманна. Когда предприятие в Эль-Сегундо, Калифорния, после ухода Джека Нортропа стало подразделением компании «Дуглас Эркрафт» в январе 1938 г., прототип ВТ-1, известный как ХВТ-2, был испытан и показал довольно ограниченные возможности. Проектная команда темпераментного Хейнеманна переработала единственный экземпляр ХВТ-2 (BuNo - регистрационный № 0627), оснастив его двигателем «Райт» XR-1830-32 мощностью 1000 л.с. (746 кВт), оснащенный впоследствии трехлопастным воздушным винтом. Хвостовое оперение самолета полностью перепроектировали после интенсивных испытаний в аэродинамической трубе, и ХВТ-2 получил обозначение XSBD-1. Принятый ВМС США в феврале 1939 г., в то время как параллельная разработка фирмой «Кертисс» SB2C «Хелдайвера» еще продолжалась, SBD должен был стать стандартом, с которым бы сравнивались все другие палубные пикирующие бомбардировщики (бомбардировщики-разведчики на жаргоне того времени).
8 апреля 1939 г. фирма «Дуглас» получила заказ на 57 самолетов SBD-1 и 87 самолетов SBD-2, SBD-1 с окончательной формой киля и руля поворота, ставшей типовой для «Dauntless», был вооружен двумя стреляющими вперед 7,62-мм пулеметами в капоте двигателя и одним 7,62-мм пулеметом у стрелка-радиста, который сидел спиной к пилоту. Еще не полностью сертифицированный для авианосных операций, SBD-1 был направлен в Корпус морской пехоты США. Поставки прошли между апрелем 1939 и июнем 1940 г. Модель SBD-2, отличавшаяся наличием протектированных металлических топливных баков и двух дополнительных топливных баков вместимостью по 246 л во внешних консолях крыла, поступила в эскадрильи ВМС США между ноябрем 1940 и маем 1941 г.
Падение Франции, истерзанной воющими пикирующими «Штуками», показало Вашингтону значение пикирующего бомбардировщика (хотя комитет Трумэна в конгрессе США в 1941 г. выступал против такого самолета). Поступил заказ на следующие 174 самолета «Dauntless» в варианте SBD-3. Дуглас SBD Даунтлесс (солдатская кличка "Медленно Но Смертельно" - Slow But Deadly) был наиболее известным из бомбардировщиков флота США времен Второй Мировой, и, возможно, наиболее значимым пикировщиком за все время войны.Однако, Даунтлесс начал свою боевую карьеру как весьма средний пикирующий бомбардировщик, который основательно устарел к моменту вступления Соединенных Штатов в войну. Устаревание не помешало Даунтлессу принять активное участие во всех пяти крупнейших морских сражениях, в которых сражались исключительно авианосные самолеты и, несмотря на то, что решение его списать было принято еще до начала войны, Даунтлесс за 1942 г. утопил больше вражеских кораблей чем все остальные морские самолеты вместе взятые. "Медленно Но Смертельно" уничтожил сливки японских авианосных сил в битве при Мидуэе, нанеся урон от которого японский Императорский флот так и не смог оправиться. "Конечно к моменту появления на сцене Хелдайвера основные воздушные и морские сражения произошли и были выиграны главным образом комбинацией Даунтлесс/Авенджер/Уайлдкэт, на период 1943-45 гг остались еще операции по зачистке и добиванию продолжавшего сопротивляться врага".