P-36
Размах крыла, м 11.28
Длина, м 8.69
Высота, м 2.82
Площадь крыла, м2 21.92
Масса, кг
пустого самолета 2121
нормальная взлетная 2667
Тип двигателя 1 ПД Wright R-1820-G205A Cyclone
Мощность, л.с. 1 х 1200
Максимальная скорость , км/ч 518
Крейсерская скорость , км/ч 420
Практическая дальность, км 1046
Максимальная скороподъемность, м/мин 762
Практический потолок, м 9860
Экипаж 1
Вооружение: четыре установленных в крыльях 7,62- мм пулемета и
два синхронизированных 12,7-мм пулемета в фюзеляже.
Кёртисс P-36 Хок (англ. Curtiss P-36 Hawk) — американский истребитель. Кёртис P-36 Hawk («Ястреб»), также известный как «Model 75» был создан в 1930-х годах. Разрабатывался и производился фирмой Кертисс.
Не уступал самолётам создававшимся на тот момент в Германии и Великобритании, соответствовал всем требованиям нового поколения истребителей. Представлял собою цельнометаллический моноплан с хорошо обработанными, так называемыми «зализанными» формами, и с мощным поршневым двигателем.
Будучи уже устаревшим к началу Второй мировой войны, нашел ограниченное боевое применение в ВВС Соединённых Штатов. Но достаточно широко использовался воздушными силами Французской республики при обороне в 1939—1940 годах, и позднее в составе сил вишисткой авиации. Находился на вооружении британских ВВС и народной армии Китая. Несколько десятков P-36 активно воевали против советской авиации в составе финских военно-воздушных сил.
Всего было построено около 1200 истребителей различных модификаций.
К середине 1930-х годов основной истребитель Воздушного Корпуса армии США (United States Army Air Corps - USAAC) Боинг P-36 "Peashuter” уже считался устаревшим и, с учетом накалявшейся международной обстановки, требовал скорейшей замены. Командование USAAC объявило конкурс на новый самолет класса Pursuit. Несколько авиастроительных фирм, в том числе компания Curtiss Wright Corporation, включились в соревнование по разработке прототипа истребителя нового поколения. Успех в этой "гонке” сулил чрезвычайно выгодный заказ на постройку серии.
Работа по созданию новой, 75-й, модели была начата главным конструктором фирмы (по американской терминологии – "шеф-дизайнером”) Донованом Р.Берлином в 1934 году, еще до объявления конкурса, в порядке частной инициативы. Проектируемый самолет - низкоплан цельнометаллической конструкции - воплощал в себе ряд передовых технических решений: закрытую кабину пилота со сдвижным фонарем, убираемое в полете шасси и гидравлическое управление закрылками. Фюзеляж, выполненный зацело с килем, представлял собой каркас из алюминиевых труб с дюралевой обшивкой, крылья и стабилизатор также имели цельнодюралевую конструкцию с работающим покрытием. Рули и элероны обшивались полотном. В крыле предусматривались специальные герметичные отсеки, позволявшие самолету в случае вынужденной посадки на воду некоторое время сохранять плавучесть.
Шасси имело оригинальную схему уборки, впервые примененную в авиастроении: стойки складывались назад по полету с поворотом вокруг своей оси на 90 град., при этом колеса полностью входили в ниши, расположенные в корневой части крыла (створки не предусматривались), а сами "ноги” помещались в небольших гондолах обтекаемой формы под крылом. Хвостовой костыль с неуправляемым колесиком сначала сделали неубираемым, но затем для улучшения аэродинамики его тоже решили "спрятать" в фюзеляж.
В качестве силовой установки первоначально планировался новейший двигатель воздушного охлаждения Curtiss-Wright XR-1670-5 - 14-цилиндровая двухрядная "звезда” мощностью 900 л.с. Однако испытания, проведенные специалистами USAAC в августе 1935 года, выявили ряд серьезных недостатков этого мотора и конструкторы были вынуждены поставить на свое детище менее мощный (850 л.с.), но более надежный однорядный 9-цилиндровый двигатель Wright XR-1820-39. Потребовалась переделка носовой части фюзеляжа, повлекшая за собой появление литеры "В” после цифрового индекса машины.
В качестве вооружения нового истребителя предусматривалась пара синхронных пулеметов "Browning” над мотором - крупнокалиберный (12,7 мм) с боезапасом 200 патронов и винтовочного калибра (7,62 мм) с 500 патронов.
Сроком окончания работ участников конкурса армейское начальство назначило май 1935 г., но к этому времени успела закончить свой самолет лишь фирма Curtiss, чья "Модель 75В” вышла на испытания за три дня до контрольной даты. Основной конкурент - опытный истребитель Северского SEV-1XP был близок к завершению, а остальные участники конкурса опаздывали еще больше. В результате сроки продлили до августа.
В сравнительных испытаниях ни одна из машин не достигла требуемых показателей. Северскому и Curtiss предоставили дополнительное время на доработку своих моделей. Новым сроком было объявлено 15 апреля 1936 г. К этой дате наконец-то "поспели” изделия еще двух конкурентов – Chains-Vought (model V-141) и Consolidated (Р-30А).
Победителем конкурса стала компания Северского, с которой заключили контракт на постройку серии из 77 истребителей Р-35. Прототип Кертисса занял второе место, и в качестве своеобразного "утешительного приза” фирма получила от военных заказ на три экземпляра "Модели 75” для дальнейших испытаний. Условия контракта предусматривали установку нового двигателя R-1830 "Twin Wasp” мощностью 950 л.с. Также на машинах, получивших армейское обозначение Y1P-36 и заводское "Модель 75Е”, изменился отсек фюзеляжа за кабиной пилота: с целью улучшения обзора назад были увеличены и закрыты плексигласом ниши за сдвижной частью фонаря.
При испытаниях на авиабазе Райт Филд Y1Р-36 достиг следующих показателей: максимальная скорость на форсаже - 474 км/ч на высоте 3000 м при полетном весе в 2466 кг; на такой же высоте при мощности двигателя в 660 л.с. самолет летал со скоростью 412 км/ч; скороподъемность составила 960 м/мин; дальность полета на крейсерской скорости - 1210 км. Программа тестов завершилась летом 1937 г. Отзывы пилотов о новом самолете были в целом положительными: отмечалась простота управления и хорошая маневренность, при этом машина была устойчива в полете и прекрасно "слушалась” летчика, четко реагируя на каждое движение ручки.
Впечатленное результатами, командование Воздушного Корпуса 7 июля 1937 года заключило контракт с Curtiss на постройку серии сразу из 210 экземпляров самолета P-36 А (заводское обозначение "Модель 75L”). Это был наиболее крупный заказ на истребители, полученный какой-либо американской компанией с момента окончания Первой Мировой войны. Головная машина вышла на испытания в апреле 1938 г.
Серийные P-36 А отличались от Y1P-36 силовой установкой. На них поставили моторы "Twin Wasp” R-1830-13 мощностью 1050 л.с. благодаря чему летные характеристики немного улучшились. В остальном это была та же "Модель 75Е”.
Первыми новые самолеты получили 55-я, 77-я и 79-я истребительные эскадрильи (Pursuit Squadrons, PS) с авиабазы Барксдейл Филд, составлявшие 20-ю истребительную группу (Pursuit Group, PG). В самом начале эксплуатации серийных машин, как это часто бывает, выявился ряд серьезных проблем, в частности - недостаточная прочность конструкции и недоведенность системы отвода выхлопных газов. Тем не менее, самолеты продолжали поступать в войска - на P-36 А постепенно перевооружались 1-я истребительная группа на авиабазе Селтридж Филд (17-я, 27-я и 94-я PS), 8-я истребительная группа (авиабаза Лэнгли Филд - 33-я, 35-я и 36-я PS), а также 16-я истребительная группа (24-я, 29-я и 43-я PS) в зоне Панамского канала. Однако "детские болезни" P-36 А оказались настолько серьезны, что в некоторых эскадрильях процесс перевооружения был приостановлен и полеты на новых истребителях ограничены. Многие машины вообще поставили "на прикол” в ожидании необходимой модернизации. Так, в 1-й авиагруппе продолжали наряду с "семьдесят пятыми” эксплуатировать отвергнутые было Р-35 Северского, а 17-я эскадрилья вообще отказалась от эксплуатации Curtiss.
Разработчикам пришлось срочно исправлять положение. Результатом принятых мер стало появление Р-36С с усиленной конструкцией планера и доработанной системой отвода выхлопных газов. Кроме того, изменения коснулись силовой установки - новую модель снабдили двигателем R-1830-17 мощностью 1200 л.с. Усилили также вооружение, добавив к имеющейся паре "стволов” еще два пулемета винтовочного калибра в консолях крыла. Эти "Браунинги" оснастили специальными подкрыльевыми контейнерами для сбора стреляных гильз. Делалось это не для экономии цветных металлов, а для предотвращения изменения центровки по мере израсходования боезапаса.
Несмотря на возросший до 2630 кг полетный вес, максимальная скорость повысилась и достигла "круглой” цифры в 500 км/ч на высоте 3000 м. Кроме выпускавшихся на заводе, до нового стандарта доработали также все ранее построенные P-36 А
В 1938-40 годах инженеры Curtiss разработали еще целый ряд опытных модификаций "Модели 75”. Среди них - P-36 В с 1100-сильным двухрядным двигателем R-1830-25 и XP-36D с усиленным вооружением из четырех крыльевых пулеметов винтовочного калибра и двух крупнокалиберных - в носу самолета. На ХР-36Е испытывалось бортовое оружие из шести 7,62-мм "Browning” в крыле и одного 12,7-миллиметрового над двигателем. Еще более мощный состав "стволов” имел XP-36R: пару носовых крупнокалиберных пулеметов и две 20-миллиметровые автоматические авиационные пушки "Madsen” под крыльями с боезапасом 100 снарядов на каждую. Такой вариант выглядел весьма заманчиво, но резко "подскочивший" взлетный вес - 3107 кг привел к заметному снижению всех летных показателей и прежде всего скорости, упавшей до 426 км/ч (к варианту с "Madsen” вернулись на экспортных моделях, но об этом чуть позже).
Между тем, на рубеже 30-40-х годов американские конструкторы разработали целый рад новых перспективных истребителей, таких как Р-38 "Lightning”, Р-40 "Tomahawk” и Р-39 "Aircobra”, быстро отодвинувших P-36 в разряд устаревших. К моменту нападения Японии на США большинство остававшихся в строю "тридцать шестых” служили в качестве учебных. Но в отдаленных районах - на Аляске, в зоне Панамского канала и на Гавайях - они все еще входили в боевые эскадрильи. Именно этим самолетам пришлось вступить в бой с врагом.
Ко дню знаменитого налета японской палубной авиации на Перл Харбор там имелось 39 боеспособных P-36 С, входивших в состав 15-й и 18-й истребительных групп. Большинство из них в момент атаки стояло с пустыми баками на аэродромах Уилер Филд и Халиива. Только пять машин дежурного звена смогли подняться в воздух. Летчики Расмуссен и Сандерс расстреляли два торпедоносца Nakadjima B5N, одержав таким образом первые победы армейской авиации США во Второй Мировой войне. В том же бою погиб летчик Стирлинг, сбитый японским воздушным стрелком. Еще один P-36 по ошибке сбили американские зенитчики, но основные потери янки понесли на земле. При штурмовке авиабазы Уилер японцы уничтожили большое число самолетов, в том числе 10 истребителей Curtiss. Еще 11 машин получили повреждения. На этом, собственно, и закончилось участие в войне самолетов Р-36 с американскими белыми звездами на крыльях. Гораздо дольше и активней воевали экспортные варианты "тридцать шестого”.
Французские ВВС
Curtiss H75C-1
Запуск в производство первой серии P-36 «Hawk», пробудил интерес к нему со стороны французского министерства обороны. Начались переговоры на поставку французским воздушным силам трёхсот самолётов. Однако переговоры сразу споткнулись на двух камнях предкновения. Первым слабым местом предполагаемого контракта стала цена P-36 , которая вдвое превышала производимые французами истребители Morane-Saulnier MS.406 и Bloch MB.150. Вторым местом оказался низкий темп поставок нового истребителя в Европу, предлагаемый фирмой «Кёртисс», который никак не устраивал французскую сторону.
Более того, американские ВВС встревожились возможностью нового контракта, который, как они полагали, мог затормозить выполнение поставок «Кёртисс» для отечественной военной авиации. И американцы начали откровенно противодействовать заключению этого договора.
Лишь вмешательство президента Франклина Делано Рузвельта сдвинуло дело с мёртвой точки. Он лично пригласил французского лётчика-испытателя Мишеля Детройя (фр.) опробовать новый самолёт, понравившийся пилоту.
Энтузиазм Детройя, проблемы с «MB 150» и давление такого фактора как интенсивное и уже почти нескрываемое перевооружение люфтваффе, вынудили французов прибрести 100 самолетов P-36 «Model 75» и 173 авиадвигателя.
Первая «Модель 75А-1» прибыла во Францию в декабре 1938. С марта 1939, они встали на боевое дежурство. Все вновьприбывшие самолёты претерпели ряд модернизаций. «Кёртиссы 75-С1» («Hawk»'ами во Франции самолёты не наименовались) переоснащались двигателями Пратт&Уитни (900 л.с), авионика переводилась в метрическую систему, несколько менялась система управления, вооружение менялось со стандартного американского варианта — один пулемёт 7.62 мм и один 12.7 мм синхронизированные чрезлопастные на четыре пулемёта калибра 7.5 мм, также осуществлялся ряд менее значительных изменений.
8 сентября 1939, «Кёртиссы 75» сбили два Мессершмита 109, первые самолёты уничтоженные Союзными силами на западном фронте.
Всего в 1939—1940 французскими пилотам на «Кёртисах 75» было одержано 230 подтверждённых побед. При этом, французскими ВВС считается, что «Кёртисов» было потеряно только 29 единиц.
ВВС Финляндии
Curtiss Hawk 75A-3
После захвата Франции, Германия согласилась продать Финляндии захваченные «Кёртисы». Суммарно, 44 самолёта P-36 пяти модификаций были отправлены финской стороне с 23 июня 1941 по 5 января 1944. Не все эти самолёты были французскими, несколько принадлежали ранее норвежским ВВС.
Финские военные весьма высоко оценили достоинства американского летательного аппарата. На полученных истребителях финские пилоты сбили 190 советских самолётов в период с 16 июля 1941 по 27 июля 1944, при 15 потерянных своих.
Приобретённые финами «Кёртисы 75» имели французскую комплектацию вооружения (четыре или шесть пулемётов калибра 7.5 мм). Но развитие советской авиации показало недостаточную огневую мощь такого варианта боевой экипировки самолёта. Начиная с 1942 финские P-36 начали оборудовать фюзеляж одним или двумя крупнокалиберными пулемётами 12.7 мм и двумя или четырьмя пулемётами 7.7 мм на каждое крыло. Установка тяжёлых пулемётов не сказалась на скорости самолёта ввиду его хорошей тяговооружённости и качественно повысило его огневую мощь.
Сохранившиеся после войны самолёты находились на вооружении до 1948 года.
Служба в других странах
В заключение надо упомянуть еще об одном варианте "семьдесят пятого”, который можно условно назвать "истребителем для бедных”. Анализируя экспортные возможности своего детища, специалисты фирмы Curtiss пришли к справедливому выводу, что далеко не все страны стремятся приобрести суперсовременные (а оттого и очень дорогие) самолеты. Для так называемых "малых” ВВС со скромным бюджетом на первый план обычно выходят такие качества, как дешевизна самой машины и запчастей к ней, простота технического обслуживания, доступность летчикам средней квалификации, и, наконец, способность выполнять сразу несколько ролей - истребителя, легкого бомбардировщика, тактического разведчика и т.п. Именно для таких "клиентов” компания разработала упрощенный (в буквальном переводе с английского – "утилитарный”) вариант "Hawk”. "Модель 75Н” была в целом аналогична по конструкции Y1P-36, но имела неубирающееся шасси в обтекателях и более слабый мотор GR-1820-G3 мощностью 840 л.с. Радиостанции не предусматривалось. Вооружение состояло из четырех пулеметов, в том числе одного крупнокалиберного (два синхронных над мотором и два в крыле). Также имелось два бомбодержателя, на каждый из которых можно было повесить бомбу весом до 136 кг.
Одну из демонстрационных "Моделей 75Н” в 1938 года приобрел Китай. После этого китайцы, остро нуждавшиеся в истребителях, купили еще 112 самолетов под обозначением "Модель 75M”. От предыдущего варианта они отличались слегка измененной формой обтекателей стоек шасси. Эти истребители, несмотря на свою "утилитарность”, все-таки оказались чересчур сложными для китайских летчиков, подготовленных по ускоренным программам военного времени. В результате большая часть машин разбилась в авариях и катастрофах. В боях им также не сопутствовал успех - слишком велико было количественное и качественное превосходство противника. Для примера можно привести воздушный бой над Хайнанем в сентябре 1940 года, когда из 13 китайских "Hawk”, взлетевших на перехват японских истребителей и бомбардировщиков, назад не вернулись 6, а японцы не потеряли ни одной машины.
Очередным покупателем модели Н.75А стал Иран, заказавший для своих ВВС 20 машин (модификация А-9: мотор Wright "Cyclone” 9; вооружение - 6 пулеметов калибра 7,62 мм). Истребители были поставлены, но собрать их новые хозяева не успели. Все два десятка новеньких "ястребов” прямо в упаковочных контейнерах достались англичанам, оккупировавшим южный Иран в 1941 г. Позднее эти самолеты были собраны и вошли в состав 5-й эскадрильи RAF в Индии под обозначением "Mohawk IV”.
25 истребителей заказал Таиланд, но поступило в Индокитай только 12 машин, остальные задержались в США. После наложения эмбарго на поставку вооружений Таиланду, как потенциальному союзнику Японии, они были отправлены на базы хранения USAAC. "Модель 75N” для Таиланда отличалась от "китайской” в основном вооружением, наиболее мощным среди всех серийных модификаций: два синхронных крупнокалиберных пулемета и две авиапушки "Madsen” датского производства в подкрыльевых контейнерах. Тайские "Hawk” приняли активное участие в вооруженном конфликте с французскими колониальными ВВС. Последним покупателем упрощенного варианта стала Аргентина, разместившая на фирме Curtiss заказ на 30 самолетов, обозначенных как "Модель О”. Машина была аналогична версии N, отличаясь лишь наличием электроуправляемых жалюзи охлаждения двигателя в задней части капота, установкой радиополукомпаса и составом вооружения (4 пулемета "Madsen” калибра 7,62 мм). Аргентинцы также приобрели лицензию на серийный выпуск истребителя. Производство развернули в 1939 года на предприятии FMA в Кордобе. Всего построили 20 экземпляров до июня 1942-го. Двадцатая аргентинская машина стала последней из 1334 "75-х” всех модификаций, выпущенных за годы серийного производства.
Первый норвежский заказ составил 24 истребителя модификации Н-75А-6 оснащенными двигателями R-1830-S1C3-G (1200 л.с.) и вооружением из четырех пулеметов калибра 7,92 мм, но из этого количества Норвегия получила только 19 самолётов, так как остальные 5 отправили в Великобританию. В боях против немецких войск, вторгнувшихся в Норвегию в апреле 1940 г., ни один из Н-75А-6 участия не принимал. В первый же день войны аэродром, где базировали "хоки”, был подвергнут жестокой бомбардировке. Из 12 боеготовых самолётов были уничтожены четыре, а остальные вскоре стали трофеями немцев, поскольку эвакуировать их не представлялось возможным. Впоследствии большинство трофейных Н-75А-6 было продано Финляндии в 1941 г.
Повторный заказ на 36 истребителей Н-75А-8 "Hawk” не был реализован из-за быстрого поражения Норвегии. Позднее 6 самолётов всё же передали ВВС "Свободной Норвегии” дислоцированным в Канаде, а оставшиеся 30 перешли к USAF где эксплуатировались в качестве учебных под обозначением P-36 G.
Нидерланды также не дождались появления в Европе ни одного из двух дюжин заказанных Н-75А-7 (двигатели Wright "Cyclone” 9; вооружение один 12,7-мм и три 7,7-мм пулемета). Однако голландским "Ястребам" все же довелось принять участие в боевых действиях, хотя и на другом краю планеты. После молниеносного захвата Нидерландов немецкими войсками самолеты прямо из США отправили на Дальний Восток, где они вошли в состав ВВС Голландской Ост-Индии (ныне - Индонезия). В марте 1941 г. машины прибыли на Яву и поступили на вооружение 1-го и 2-го авиационных отрядов (Vliegtuigafdeling).
К началу японского вторжения в Ост-Индию в строю осталось 16 машин (остальные списали из-за поломок двигателей). Их пытались использовать для отражения агрессии, но без особого успеха. 21 декабря из четырех самолетов, вылетевших на штурмовку, вернулся только один. В январе 1942-го были потеряны еще пять машин. 3 февраля командир 1-го отряда полковник Боксман повел четверку "Hawk” на перехват японских бомбардировщиков, шедших под прикрытием истребителей A6M2 "Zero” к городу Сурабая. Ему удалось сбить двухмоторный G3M, но истребители эскорта тем временем расправились с его ведомыми. На аэродром Боксман вернулся в одиночку. Последние голландские "Hawk” погибли на аэродроме при налете японцев 5 февраля 1942 г.