Ла-160
Размах крыла, м 8.95
Длина, м 10.07
Высота, м
Площадь крыла, м2 15.90
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная 3597
максимальная взлетная 3837
топлива 1000
Тип двигателя 1 РД РД-10ЮФ
Тяга, кгс 1 х 1170
Максимальная скорость , км/ч
у земли 960
на высоте 970
Практическая дальность, км 1000
Скороподъемность, м/мин 1136
Практический потолок, м 12200
Экипаж 1
Вооружение: две 37-мм пушки Н-37 (60 патровнов)
Ла-160 "Стрелка" (по классификации НАТО — Type 6) — первый реактивный истребитель со стреловидным крылом созданный ОКБ-301 под руководством С.А.Лавочкина Совершил первый полёт в июне 1947 года.
В ходе развития реактивной техники в СССР, конструкторам стало ясно, что применения реактивных двигателей недостаточно для преодоления скорости звука. Кроме увеличения тяги двигателей, требовалось перейти к новым аэродинамическим компоновкам крыльев. Наиболее эффективными средствами снижения волнового сопротивления крыла оказались использование эффекта скольжения за счет стреловидности и уменьшение его относительной толщины. Создание самолетов со стреловидными крыльями потребовало глубоких и разносторонних теоретических и экспериментальных исследований. Первые работы в этой области принадлежат немецким аэродинамикам, именно на них опирались как советские, так и американские конструкторы, при создании своих самолётов со стреловидным крылом.
Разработка истребителя «160» в ОКБ-301 под руководством С.А.Лавочкина началась в 1946 году. Самолёт должен был иметь крыло стреловидностью в 35 градусов скомпонованное из скоростных профилей ЦАГИ. На Ла-160 был установлен форсированный двигатель РД-10ЮФ, для охлаждения форсажной камеры конструкторы сделали в обшивке вырез соответствующих размеров. Сопловая часть оказалась снаружи и охлаждалась воздушным потоком. Кабина лётчика имела катапультное кресло и бронирование идентичное самолёту «156». Первоначально предполагалось вооружить «160» тремя пушками НС-23.
Разработка самолета "160" началась в 1946 г. Требования, предъявлявшиеся к самолету с двигателем РД-10Ф и вооруженному тремя пушками НС-23, были таковы: максимальная скорость - 950 км/ч на высоте 5000 м, подъем на эту высоту - за 4,8 мин., практический потолок - 12000 м и дальность - до 900 км.
Истребитель построили в июле 1947 года, установив на нем два орудия Н-37 с общим боекомплектом 60 патронов. Ла-160 отличался от предшественников, прежде всего, крылом стреловидностью 35, за что получил прозвище "Стрелка". Кго заводские испытания провел уже не раз упоминавшийся нами И.Е.Федоров.
Ла-160 так и остался в единственном экземпляре, причиной этому стало приобретение в Англии более мощных турбореактивных двигателей. Но труд создателей "Стрелки" не пропал. Результаты экспериментальных исследований аэродинамических моделей и летные испытания истребителя позволили выработать рекомендации для конструкторов, создавших вскоре более совершенные машины МиГ-15 и Ла-15.
В Тушино на традиционном воздушном параде летом 1947 года зрители могли увидеть сразу три самолета ОКБ-301: "150", пилотируемый летчиком-испытателем НИИ ВВС А.П.Супруном, а также "156" и "160", в кабинах которых находились летчики-испытатели ОКБ С.Ф.Машковский и И.Е.Федоров. Это был финал первых реактивных, по сути еще экспериментальных самолетов ОКБ-301 с копиями немецких ТРД. Но, несмотря на все преимущества стреловидности, Лавочкин предпринял последнюю попытку создания истребителя с прямым крылом по отработанной реданной схеме, тем более, что самолет Як-23 с аналогичной компоновкой уже разрабатывался в ОКБ-115.