Грумман TBF/TBM Эвенджер
Разработчик: Grumman
Страна: США
Первый полет: 1941
Тип: Торпедоносец
Единиц произведено 9837
Модификация: TBM-3
Размах крыла, м: 16.51
Длина, м: 12.16
Высота, м: 5.02
Площадь крыла, м2: 45.52
Масса, кг: пустого самолета - 4913; нормальная взлетная - 7609; максимальная взлетная - 8286
Тип двигателя: 1 ПД Wright R-2600-20 Cyclone 14
Мощность, л.с.: 1 х 1900
Максимальная скорость , км/ч: на высоте - 444; у земли - 404
Крейсерская скорость , км/ч: 243
Практическая дальность, км: 1626
Cкороподъемность, м/мин: 630
Практический потолок, м: 7090
Экипаж, чел.: 3
Вооружение: два 12.7мм передних пулемета, один 12.7мм пулемет в надфюзеляжной турели и один 7.62мм пулемет в подфюзеляжной позиции; до 907 кг вооружения в бомбовом отсеке и узлы крепления для НУРС или торпед, сбрасываемых баков или контейнера с радаром под крылом.
Грумман TBF/TBM Эвенджер (англ. Grumman TBF/TBM Avenger — мститель) — американский торпедоносец-бомбардировщик, разработанный для ВМС и Корпуса морской пехоты США, использовавшийся и рядом других стран. Поступил в войска в 1942 году, впервые принял участие в боях во время сражения у атолла Мидуэй.
Самолёт был разработан фирмой Grumman Corporation и выпускался ею под обозначением TBF Avenger, позднее к их выпуску (под обозначением TBM Avenger) присоединилась компания General Motors. Avenger стал одним из самых больших однодвигательных самолётов Второй Мировой Войны.
Базирование — на авианосце или обычном аэродроме.
«Эвенджер» был разработан компанией Grumman Corporation по контракту с правительством США для замены устаревшего торпедоносца-бомбардировщика Douglas Devastator. Крылья самолёта складывались, что экономило место при базировании на авианосцах.
«Эвенджер» мог нести торпеду, или 2000-фунтовую (900 кг) бомбу, или четыре 500-фунтовых (230 кг) бомбы. На первоначальном варианте самолёта (TBF-1) был установлен 7,62-мм пулемёт в обтекателе двигателя, 12,7-миллиметровый пулемёт в надфюзеляжной турели и один 7,62-мм подфюзеляжный пулемёт. Опыт боевого применения показал, что одного 7,62-мм пулемёта для стрельбы вперёд недостаточно для подавления зенитного огня, ведущегося с атакуемой цели, и он был заменён на два крыльевых пулемёта калибром 12,7 мм (эта модификация получила обозначение TBF-1C).
Экипаж состоял из трёх человек: пилота, стрелка турельной установки и бомбардира, который находился в нижней хвостовой части фюзеляжа. Стрелок выполнял также обязанности радиста. Бомбардир, при необходимости, вёл огонь из подфюзеляжного пулемёта, на более поздних модификациях он выполнял, также, функции оператора радара. Согласно ряду источников, бомбардир мог выполнять и обязанности штурмана. На TBF-1 было предусмотрено место для четвёртого члена экипажа (штурмана-наблюдателя), находившееся в кабине позади пилота. В дальнейшем позади пилота было установлено электронное оборудование. В реальных условиях «Эвенджеры» зачастую выполняли вылеты (особенно на малую дальность) с экипажем из двух человек.
В качестве силовой установки на TBF-1 использовался двигатель Райт «Циклон» R-2600-8. Самолёт получился недостаточно тяговооружённым. К тому же установка дополнительного электронного оборудования на последующих вариантах делала самолёт ещё тяжелее. Поэтому двигатель несколько раз заменялся на более мощный.
«Эвенджеры» поставлялись в ряд других стран. Первыми по ленд-лизу их получила авиация военно-морских сил Великобритании. Сначала эти самолёты получили наименование Tarpon, затем было решено вернуться к оригинальному названию Avenger, но с индексом Mk. Самолёты, поставлявшиеся в Великобританию отличались тем, что на них не устанавливалось электронное оборудование (даже на поздних вариантах) и было сохранено место для четвёртого члена экипажа. Во время Второй мировой войны «Эвенджеры» применялись также военно-воздушными силами Новой Зеландии, в основном в качестве бомбардировщиков. После войны они использовались Францией, Канадой и другими странами, даже Японией.
Самолет TBF появился в начале 1940 г., когда ВМС США с целью получения более современного бомбардировщика-торпедоносца объявили конкурс, заказав у компании Grumman два опытных самолета XTBF-1 и две недели спустя - два опытных самолета у соревнующейся с нею компании Vought. Это был своебразный вызов конструкторской группе Груммана во главе с Б. Швендлером, производившей до этого удачные палубные истребители, но не бомбардировщики-торпедоносцы. Опытный самолет, совершивший свой первый полет 1 августа 1941 г., представлял собой цельнометаллический среднеплан, за исключением рулевых поверхностей с полотняной обшивкой. Для размещения на авианосце консоли крыла могли складываться. Конструкция крыла и фюзеляжа, тормозного крюка была стандартной, а шасси убирающимся.
Более поздние варианты имели возможностть взлета при помощи ракетных ускорителей. Силовая установка состояла из звездообразного двигателя Wright R-2600-8 Cyclone 14 мощностью 1700 л.с. с трехлопастным винтом изменяемого шага. После летных испытаний, проведенных компанией Grumman, ВМС США провели оценочные испытания, которые удачно завершились в декабре 1941 г. До декабря 1943 г. компания Грумман должна была построить 2293 экземпляра. Среди них были самолеты TBF-1, в основном сходные с опытным самолетом, и модели TBF-1C. Компания также произвела опытные самолеты XTBF-2 и XTBF-3, имевшие соответственно двигатели XR-2600-10 и R-2600-20. В ВМС Великобритании, получивших по ленд-лизу 402 самолета TBF-1B, эти самолеты первоначально были названы Tarpon Mk I, но в январе 1944г. переименованы в Avenger Mk I. Модели Avenger под обозначениями ТВМ-1 и ТВМ-1С (эквивалентные самолетам TBF-1 и TBF-1C соответственно) производились с сентября 1942г. по лицензии и компанией General Motors. Всего было поставлено 7546 самолетов до закрытия сборочных линий компании в июне 1945 г.
Из ранних моделей Великобритании получили 334 экземпляра TBM-1, которым дала обозначение Avenger Mk II. General Motors предложила и опытный самолет XTBM-3, имевший двигатель R-2600-20, как у самолета ХТВF-3 производства компании Grumman, но отличающийся усиленными лонжеронами. Большое количество машин было также поставлено без тяжелой надфюзеляжной турели с бустерным управлением. Поставки этой модификации, получившей обозначение ТВМ-3, начались в апреле 1944г., и ВМС Великобритании приобрели 222 подобных самолета под обозначением Avenger Мk III. Окончание войны не позволило General Motors пустить в серию опытный самолет ХТВМ-4, который отличался усиленной конструкцией фюзеляжа. После войны самолеты Avenger выполняли В США важные задачи по поиску и обнаружению подводных лодок, пока не были для этой цели построены специальные машины. Они также использовались как всепогодные бомбардировщики, самолеты радиопротиводействия, транспортные машины. В Великобритании противолодочные варианты получили обозначения Avenger AS.Mk 4 или Avenger AS.Mk 5.
4 июня 1942 года в битве у атолла Мидуэй состоялся первый боевой вылет торпедоносцев Avenger. В атаку были посланы шесть новых самолетов TBF-1. На базу с трудом вернулась лишь одна машина, один член ее экипажа был убит, другой ранен. Это казалось почти повторением трагедии машин предыдущего поколения Douglas TBD-1 Devastator, которые просто не пережили Вторую мировую войну. На самом же деле все оказалось совсем иначе, самолету Avenger повезло больше остальных. В 1935 году созданный фирмой «Douglas», торпедоносец TBD — цельнометаллический моноплан с работающей обшивкой, закрытыми кабинами и убирающимся шасси — казался самым современным. Однако уже в октябре 1939 года стало ясно, что его двигатель в 900 л. с. (671 кВт) слабоват для палубного торпедоносца, и ВМФ США начали подыскивать замену. Новый проект должен был разрабатываться с применением таких мощных моторов, как Pratt & Whitney R-2800, Wright R-2600 и R-3350. Фирме «Grumman» удалось выиграть конкурс, ставший главным делом ее жизни.
Однако заключить договоры с ВМФ США оказалось нелегким делом, пришлось утрясать бесчисленные запросы по обеспечению требуемой дальности полета с различным боекомплектом. Через пять недель интенсивных работ в канун 1941 года группа конструкторов под руководством Боба Холла разработала проект, позже прозванный «Индейка» или «Беременное чудище». Только «Grumman» могла предложить такой «толстый» фюзеляж, огромное угловатое крыло и примечательное хвостовое оперение, но чего никто не ожидал, так это внутреннего торпедного отсека и башенной турели. Разработчик проекта Р. Кох с самого начала выбрал внутренний отсек, объединенный с нижней стрелковой установкой. У высоко сидящего над передней кромкой крыла в просторной и удобной кабине пилота был превосходный обзор. У двух других членов экипажа обзор был похуже.
Через дверцу в правом борту за крылом можно было попасть в хвостовую часть фюзеляжа, где находилось оборудование, сигнальные ракеты, парашюты и боеприпасы. На нижнем уровне бомбардир уютно сидел в откидном кресле, с которого он мог либо стрелять из нижнего хвостового пулемета Browning калибра 7,62 мм, либо смотреть в бомбовый прицел.
В 1942 году ВМФ США принял на вооружение РЛС Westinghouse ASB, ставшую стандартным оборудованием некоторых версий Avenger. Другим общим блоком стал радар APG-4 «Sniffer» системы маловысотного автоматического бомбометания, в которой использовался комплект дипольных антенн Yagi, смонтированных под консолями крыла. Экран РЛС поставили перед бомбардиром, отчего его кабина стала тесноватой. Этот экран стоял прямо под башенной турелью, которая в США была новинкой, хотя на некоторых других одномоторных машинах ее уже устанавливали ранее, например, на советском Су-2 (ББ-1).
ВМФ предложил вооружить турель 12,7-мм пулеметом, а фирма «Grumman» разработала внутреннее оборудование. Хотя на TBF почти везде применялся гидропривод, в конечном счете, фирма решила оснастить турель электроприводом. Оскар Олсен из компании «General Electric» разобрался в проблемах, возникающих в маневренном полете, когда на разные части кольцевого лафета башенной установки могли действовать различные нагрузки. Он выбрал привод с электромеханическим усилителем, с помощью которого можно очень точно регулировать крутящий момент и скорость электродвигателя. Таким образом, он смог оснастить турель синхронизированными электродвигателями, которые легким движением руки всегда обеспечивали точность наводки независимо от ориентации турели или маневра самолета.
Большинство других подвижных частей имело гидравлический привод, включая массивные стойки шасси, выдерживавшие жесткую посадку на палубу с вертикальной скоростью 4,88 м/с, складные консоли крыла, посадочные щитки и створки бомболюка. Сам Лерой Грумман решился на складное крыло только годом ранее, сперва опробовав этот элемент на истребителе F4F Wildcat. Он предвидел проблемы с размещением на ангарных палубах авианосцев, возникающие с применением консолей, складывающихся вверх. В итоге остановились на более компактном варианте с аккуратным разворотом плоскостей вдоль фюзеляжа. Консоли поворачивались на шарнире верхними поверхностями наружу. Для большого TBF очень важным было складывание плоскостей с помощью гидропривода; на тесной качающейся палубе было трудно вручную управиться с такими тяжелыми и громоздкими консолями. Кроме турели, лишь одна деталь самолета имела электропривод — гигантский тормозной гак аэрофинишера, обычно находящийся в фюзеляже, но при необходимости выдвигавшийся по направляющим с помощью троса и профильного шкива.
Справа под капотом был установлен синхронный 7,62-мм пулемет того же типа, что и два хвостовых. Назначением этого пулемета была не столько самозащита, сколько пристрелка при торпедной атаке, облегчавшая прицеливание. Такие атаки проводил не бомбардир, а пилот, целясь в смонтированный слева торпедный прицел с подсветкой. У летчика также имелся коллиматорный прицел пулемета, который мог использоваться и для бомбометания с пикирования. Для захода в пике на скорости около 480 км/ч можно было в качестве аэродинамических тормозов выпускать основные стойки шасси, хотя при этом управление становилось чрезвычайно тяжелым, требовалось регулировать триммер и тратить много усилий и на выводе из пике.
Первый из двух прототипов XTBF-1, BuNo.2539, успешно взлетел I августа 1941 года. Его пилотом, как и у большинства экспериментальных самолетов фирмы «Grumman» в то время, был сам главный инженер-испытатель Боб Холл. Он только что решил больше не заниматься доводкой самолета ХР-50, внезапно обнаружив, что прототип XTBF-1 оказался более безопасным. «Grumman» сразу же начала работу, пришлось спешно строить новый авиазавод, вдвое больший, чем прежний. Здесь и собрали первые 286 машин TBF, заказанных прямо с чертежной доски в декабре 1940 года.
После первых удачных испытательных полетов самолет TBF столкнулся с проблемами. Машина под управлением Боба Кука и бортинженера Гордона Израэля поднялась в воздух 28 ноября 1941 года. Недалеко от Брентвуда, в 16 километрах к востоку от завода в Бетпейдже, экипаж заметил пожар в бомбовом отсеке (единственно возможной причиной было короткое замыкание). Кук и Израэль выпрыгнули с парашютами, а пылающий торпедоносец упал где-то в лесу. Это не затормозило реализацию программы, к тому времени ВМС США сменили первоначальный заказ на 286 машин на открытый контракт (с возможностью увеличения объема), действующий до 31 декабря 1943 года, на 2291 самолет (другими фирмами было построено даже больше машин).
Не по-зимнему теплым воскресным утром 7 декабря 1941 года в Бетпейдже шла подготовка к церемонии открытия нового завода №2 . В центре внимания находился только что построенный второй прототип XTBF-1, который должен был стать приоритетным в производстве самолетом. Неожиданно вице-президента компании Клинта Тоуэла по громкоговорящей связи вызвали к телефону. Он подошел к аппарату и услышал: «Японцы атаковали Перл-Харбор. Мы вступаем в войну». Тоуэл отменил все торжества, и люди начали расходиться по домам. Когда последний из нескольких тысяч человек покинул территорию завода, ворота закрыли и осмотрели территорию в поисках возможных диверсантов. В течение следующих четырех лет эта территория была секретной, а проект TBF получил обозначение Avenger.
Первый серийный TBF-1 с заводским номером 00373 поднялся в воздух уже 3 января 1942 года. Потребовались незначительные конструктивные изменения, и в течение полугода военным было сдано 145 самолетов, а половина эскадрильи ВМС VT-8 заканчивала программу переоснащения на военно-морской базе в Норфолке, штат Вирджиния. Именно оттуда поднялись в воздух шесть новых TBF с дополнительными топливными баками объемом 1022 л в бомбовых отсеках, пересекли всю территорию США и направились на Перл-Харбор. Затем на палубе авианосца «Хорнет» они совершили путь к атоллу Мидуэй, чтобы принять участие в битве, в которой все шесть машин погибли. Несмотря на это, Avenger в дальнейшем стал одним из основных средств борьбы не только против японских боевых кораблей, но и против гитлеровских подводных лодок.
При обычной боевой нагрузке из торпеды Mk XIII-2 или четырех бомб калибра 227 кг в бомбовом отсеке и 1268 л топлива в трех крыльевых баках TBF-1 мог наносить удары по целям, находящимся на удалении до 418 км. Он был удобен в полете, хотя иногда на некоторых режимах отмечалась возможность сваливания в штопор. В руках опытного и сильного пилота он вел себя почти как истребитель. В начале серийного выпуска было решено усилить его вооружение. Так, 7,62-мм пулемет в носовой части TBF-1C был заменен двумя 12,7-мм пулеметами, установленными в консоли крыла, по 600 патронов на каждый. Фирма «Grumman» построила 2291 такую машину. Это количество включало в себя и 395 TBF-1 В, оснащенных английской радиостанцией и другими элементами оборудования, свойственными британской морской авиации. Всего Великобритания получила не менее 921 машины Avenger (название Tarpon, данное ему британцами, не прижилось), ими оснастили 33 эскадрильи первой и второй линии. Самолеты служили на десятках авианосцев, многочисленных береговых авиабазах от Канады до Цейлона и Дальнего Востока.
Участие во Второй мировой войне
Grumman Corporation продемонстрировала свой новый самолёт публике 7 декабря 1941 года во время торжественной церемонии, посвящённой открытию нового завода. По стечению обстоятельств именно в этот день Япония совершила нападение на Пёрл-Харбор, которое привело к вступлению США во Вторую мировую войну. Через две недели Грумман получил заказ на 286 машин.
В начале июня 1942 года 100 самолётов были переданы флоту. Однако они прибыли в Пёрл-Харбор всего через несколько часов после того, как авианосцы Хорнет, Энтерпрайз и Йорктаун вышли в море, чтобы принять участие в сражении у атолла Мидуэй. Тем не менее 6 «Эвенджеров» (под командой лейтенанта Файберлинга) приняли участие в этой битве, взлетая с атолла Мидуэй. Уровень боевого опыта пилотов был невысок, поэтому все машины, кроме одной, были сбиты, не нанеся ущерба японскому флоту.
Экипажи авианосцев с волнением наблюдали, как «Зеро» методично делали заходы на «Эвенджеры». Каждый сбитый американский самолет сопровождался на «Акаги» бурей оваций. Это очень напоминало театральную постановку, участники которой демонстрируют свое великолепное мастерство зрителям, — такое чувство было у многих. Ни один «Эвенджер» не смог выйти в точку сброса торпед, а пять из шести были сбиты — это ясно было видно с авианосцев
7 августа 1942 года у Гуадалканала при попытке атаковать «Эвенджеры» (ошибочно принятые им за истребители), был тяжело ранен японский летчик, знаменитый Сабуро Сакаи.
24 августа 1942 года состоялась очередная крупная битва — за Восточные Соломоновы Острова. В ней приняли участие 24 «Эвенджера», базировавшихся на двух авианосцах (Саратога и Энтерпрайз). Они сумели потопить японский авианосец и сбить один пикирующий бомбардировщик. Семь самолётов было потеряно. Во время начального периода войны обнаружилась проблема, не связанная с самолётами: торпеды, использовавшиеся в ВМС США часто не взрывались даже при прямом попадании в цель.
Первая крупная победа была одержана в битве за Гуадалканал, когда «Эвенджеры» помогли потопить линейный крейсер Хиэй. В конце войны «Эвенджеры» потопили два «суперлинкора» Мусаси и Ямато.
Кроме надводных кораблей, на счету «Эвенджеров» уничтожение примерно тридцати подводных лодок. Они успешно использовались для противолодочной борьбы, как на тихоокеанском театре военных действий, так и на атлантическом, совершая полёты с эскортных авианосцев, охранявших морские конвои союзников.
Одним из пилотов «Эвенджеров» во время Второй мировой войны был будущий президент США Джордж Буш-старший, служивший в 51-й эскадрилье торпедоносцев (VT-51). 2 сентября 1944 года самолёт Буша был сбит над островом Титидзима; Буш был единственным членом экипажа, которому удалось спастись.