Fw 190

Focke-Wulf Fw 190 Wurger


Тип истребитель
Разработчик Focke-Wulf Flugzeugbau AG
Главный конструктор Курт Танк
Первый полёт 1 июня 1939 г.
Начало эксплуатации август 1941 (модель A1)
Годы производства 1941 - 1945
Единиц произведено более 20000



Фокке-Вульф Fw 190 «Сорокопут» (нем. Focke-Wulf Fw 190 «Würger») — одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении люфтваффе во время Второй мировой войны. Широко использовался в ходе Второй мировой войны. Всего было произведено 19 999 самолётов, из них 13 365 машин в варианте истребителя и ночного истребителя и 6634 машин в варианте истребителя-бомбардировщика. Производство продолжалось с 1941 года и до самого окончания войны, в ходе которой самолёт неоднократно модернизировался.

Fw 190 зарекомендовал себя настоящей «рабочей лошадкой» люфтваффе (хотя советские летчики всегда отмечали, что с «мессерами» бои вести труднее, нежели с FW-190, осознали это и сами немцы — и на Восточном фронте вплоть до конца войны основным истребителем оставался Bf.109) и успешно использовался в различных амплуа, в частности в роли высотного перехватчика (в особенности Fw 190 D), эскортного истребителя, штурмовика, ночного истребителя.Осенью 1937 года Имперское министерство авиации заказало нескольким компаниям разработку проекта нового истребителя, для использования совместно с Мессершмиттом Bf.109. Мессершмитт Bf.109 превосходно зарекомендовал себя, однако высшее руководство люфтваффе боялось, что новейшие иностранные разработки могут превзойти его, и хотело иметь более современный истребитель в запасе.

Конструкторское бюро (КБ) «Фокке-Вульф Флюгцойгбау АГ», возглавляемое профессором Куртом Танком, предложило несколько вариантов самолёта, в основном, с двигателями водяного охлаждения. Однако разработки не вызывали интереса в министерстве до тех пор, пока не был предложен проект с использованием 18-цилиндрового двигателя BMW 139 воздушного охлаждения со звездообразным расположением цилиндров. В то время среди европейских авиаконструкторов такие двигатели не пользовались популярностью, так как считалось, что их большая площадь поперечного сечения создавала слишком большое аэродинамическое сопротивление и ограничивала обзор пилоту, по сравнению с рядными двигателями с жидкостным охлаждением. Однако Танка это не смутило. Вместо того, чтобы оставлять цилиндры двигателя открытыми, улучшая охлаждение и увеличивая лобовое сопротивление, КБ спроектировало носовую часть с небольшим зазором между обтекателем и цилиндрами в сочетании с туннельным коком пропеллера.

В состав группы КБ, разработавших машину, входили: Зам. Танка — Вилли Кютхер (координатор работ); Рудольф Блазер — силовая конструкция; Людвиг Миттельхубер — ответственный по работам в КБ; Ганс Зандер и Курт Мельхорн — выполняющие начальную испытательную программу. Во всей группе 12 человек.

Интерес же к проекту объяснялся тем, что оба германских производителя рядных авиационных двигателей — заводы «Юнкерс» в Дессау и «Даймлер-Бенц» в Штутгарте не могли обеспечить производство нового самолёта. «Даймлер-Бенц» едва справлялся с заказами на изготовление двигателей для Мессершмиттов Bf 109 и Bf 110. «Юнкерс» же обеспечивал моторами собственные Ju 87, Ju 88, а также Хейнкель He 111H.
FW.190 получился более прочным, чем Мессершмитт Bf.109, имел лучшие качество сборки и отделку поверхности. Из-за высокой нагрузки на крыло он имел худшую маневренность, но высокая энерговооружённость давала ему преимущество в скорости. Более широкая колея делала его менее чувствительным к качеству аэродромов.

FW.190 выпускался на заводах "Фокке-Вульф" в Магдебурге, Коттбусе, Зорау и Познани, "Арадо" в Бранденбурге, Варнемюнде и Анкламе, "Физелер" в Касселе и Коттбусе, AGO в Ошерслебене до мая 1945 года. Ta-152 выпускался с ноября 1944 года по март 1945 на заводах "Фокке-Вульф" в Коттбусе и "Миттельдойче Металверке". Всего изготовлено 19613 самолётов FW.190 и 160 Ta-152 различных модификаций. Пик производства пришёлся на 1944 год - 11,5 тысяч. Поставлялся в Турцию. Один FW.190A-5 передан для испытаний в Японию.

Впервые применён на Западном фронте (на побережье Ла-Манша) 27 сентября 1941 года (первый бой со "Спитфайрами" окончился безрезультатно). С лета 1942 года широко применялся в ПВО рейха, а также в Норвегии. На советско-германском фронте массовое применение началось в ноябре под Сталинградом. Далее широко применялся на всех фронтах до конца войны в качестве истребителя, истребителя-бомбардировщика, штурмовика. разведчика. Турецкие FW.190Aa-3 сняты с вооружения в 1948 году. Трофейные FW.190D до начала 50-х годов эксплуатировались в ВВС Балтийского флота и в авиации ПВО. До настоящего времени в музеях Европы и США сохранилось довольно много самолётов различных модификаций.

На FW-190A-8 совешили тараны: Герт В., Даль В.


К войсковым испытаниям нового истребителя фирмы «Фокке-Вульф» приступили еще до начала серийного выпуска Fw 190А-1. В марте 1941 г. на основе II/JG 26 был сформирован опытно-испытательный отряд «190» (Егрго-bungskommando 190). В его состав передали шесть предсерийных самолетов Fw 190A-0.
В августе того же года отряд получил Fw 190А-1 и перелетел на аэродром Ле Бурже во Франции, где личный состав II/JG 26 первым в люфтваффе готовился освоить новые истребители.
Уже 7 августа 1941 г. оберлейтенант Вальтер Шнейдер одержал первые победы на Fw 190, сбив в течение дня два «Спитфайра». До конца месяца немецкие летчики из JG 26 заявили о 15 победах над «Спитфайрами». С появлением на вооружении люфтваффе «фокке-вульфа» потери англичан возросли. Немцы же не имели потерь Fw 190 вплоть до 18 сентября, когда в бою над Ла-Маншем погиб командир II/JG 26 капитан Вальтер Адольф.
Первое массовое применение Fw 190 произошло в феврале 1942 г. во время операции «Доннеркайл» (удар грома) по воздушному прикрытию немецких линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и тяжелого крейсера «Принц Ойген». «Фокке-вульфы» отразили нападение английских торпедоносцев Фейри «Свордфиш» на эскадру немецких боевых кораблей. В воздушных боях англичане потеряли 42 самолета, в том числе 20 бомбардировщиков, 6 торпедоносцев и 16 истребителей. Немцы недосчитались трех самолетов, из которых два — Fw 190 из 9./JG 26.
Следующим крупным успехом «фокке-вульфов» стал разгром английского десанта под Дьеппом в августе 1942 г. К тому времени на Fw 190 уже полностью пересели JG 2 и JG 26, a JG 1 начала их осваивать. В течение 19 августа 1942 г. немцы сбили 106 самолетов противника, в том числе 88 «Спитфайров», потеряв при этом только 48 своих самолетов (из них 30 бомбардировщиков). JG 2 потерял 12 истребителей Fw 190, a JG 26 - 6. При этом летчики JG 2 заявили о 62 победах, а летчики JG 26 — о 38.

Во второй половине 1942 г. истребительные авиачасти, оснащенные самолетами Fw 190A, активно использовались для перехвата американских бомбардировщиков. Было сбито немало «Либерейторов» и «Летающих Крепостей».
С 1943г. подразделения истребителей Fw 190А входят в систему противовоздушной обороны Германии — «Вильде Зау». В феврале 1944 г., части «Вильде Зау» переформировали в многоцелевые полки, способные действовать днем, ночью и в условиях нелетной погоды. Обычно «фокке-вульфы», хорошо бронированные и вооруженные, занимались непосредственной борьбой с бомбардировщиками противника, в то время как «мессершмитты» связывали боем истребители сопровождения.
Утром 1 января 1945 г. почти все истребители Fw 190, находившиеся на западном фронте, приняли участие в операции «Bodenplatte», имевшей целью уничтожить англо-американские аэродромы на континенте. Этот последний воздушный «блицкриг» обернулся для люфтваффе пирровой победой. Немцы исчерпали все свои резервы, тогда как их противники быстро восполнили понесенные потери.


История истребителей Fw 190 на восточном фронте связана, главным образом, с авиаполками JG 5, 51 и 54, которые имели смешанный состав, летая также и на Bf 109. Кроме того, временно на восточном фронте действовали и другие части, оснащенные Fw 190A.
I группа JG 51, вооруженная Fw 190, вернулась на восточный фронт 6 сентября 1942 г. Ее направили под Ленинград, где немецкие летчики должны были набраться опыта, занимаясь «свободной охотой». Базировалась I/JG 51 возле Любани, юго-восточнее Ленинграда. Иногда группу перебрасывали к озеру Ильмень. В октябре I/JG 51 направили в район Ржевско-Вяземского плацдарма. В декабре 1942 г. из Йесау на восточный фронт вернулись III группа и 6-я эскадрилья JG 51, так же получившие новые Fw 190.
Пилоты JG 51 пытались сдержать растущий напор авиации Красной армии вдоль всего центрального участка советско-германского фронта. Группы, эскадрильи и даже отдельные звенья постоянно сновали вдоль линии обороны, направляясь к наиболее угрожаемым участкам.
В феврале — марте 1943 г. угасли последние надежды немцев использовать Ржевско-Вяземский плацдарм в качестве трамплина для броска на Москву. Немецкие войска отступили и I и IV/JG 51 прикрывали их отход с воздуха. В это время в I/JG 51 насчитывалось всего восемь боеспособных Fw 190. После того как линия фронта выпрямилась, IV группу JG 51 отвели в тыл для пополнения и перевооружения. Тем временем, I/JG 51 перебазировалась под Брянск, где назревала Курская битва.
К весне 1943 г. завершилось перевооружение второго соединения люфтваффе (и последнего) на восточном фронте, получившего истребители Fw 190. Этим соединением стал авиаполк (эскадра) JG 54 «Gmnherz» («Зеленое сердце»). В марте 1943 г. I и II группы JG 54 прибыли под Ленинград на покрытые снегом аэродромы в Сиверской и Красногвардейске. К концу весны JG 54 оказался растянутым вдоль фронта от Ленинграда до Орла.
Кроме того, две группы I и FV/JG 5, получившие в 1943 г. Fw 190, защищали береговую линию от Ла-Манша до Нарвика в Норвегии. И правый фланг этих сил люфтваффе действовал над советским Заполярьем. Правда, «фоке-вульфы» появлялись там лишь эпизодически.
На основных участках Восточного фронта доля Fw 190 в общем числе истребителей оставалась незначительной и никогда не превышала 200 самолетов. В мае 1943 г. на всем восточном фронте насчитывалось всего 189 боеспособных «фокке-вульфов», к июню их число возросло до 196.
Четыре из пяти авиагрупп, оснащенных Fw 190, были непосредственно вовлечены в операцию «Цитадель» — Курскую битву. I/JG 54, а также I, II и IV/JG 51 (всего 140 Fw 190, в том числе 88 боеспособных) вошли в состав 6-го воздушного флота люфтваффе и были направлены для поддержки 9-й Армии генерал-полковника Вальтера Моделя (Model). Это была довольно мощная группировка люфтваффе, и советским ВВС, несмотря на все усилия, так и не удалось завоевать воздушное превосходство на северном фасе курского выступа.
До конца 1943 г. авиагруппы JG 51 и 54, оснащенные Fw 190, постоянно перебрасывались с одного участка советско-германского фронта на другой, туда, где возникала угроза прорыва. Немецким летчикам нередко приходилось защищать линию фронта протяженностью до 1000 км. Ситуация становилась все более критической, поскольку превосходство советской авиации росло, а силы люфтваффе таяли.
Из семи истребительных авиаэскадр (Jagdgeschwader), участвовавших в операции «Барбаросса» в 1941 г., к концу 1943 г. осталось только четыре. Три были переброшены на Средиземноморье. Вскоре для противовоздушной обороны Германии с восточного фронта сняли еще одно соединение. Наступлению советских войск в 1944 г. немцы могли противопоставить всего три авиаполка истребителей — по одному на северный, центральный и южный участок фронта.

Тем временем, оборона Германии с воздуха оказалась не менее безуспешной. Американские бомбардировщики продолжали наносить бомбовые удары по целям, расположенным в глубоком немецком тылу. Выпуск Fw 190 упал, и пополнения сократились до минимума. IV/JG 51 перевооружили истребителями Bf 109G.
После поражения вермахта под Орлом I и III/JG 51, вооруженные Fw 190, отступили к Брянску. Но вскоре их перебросили на Украину, где немецкие летчики участвовали в попытке сдержать очередное наступление Красной армии.
К концу 1943 г. люфтваффе начинают ощущать постоянную нехватку самолетов. Заводы «Фокке-Вульф» не успевали восполнять потери западного и восточного фронтов, а также системы ПВО Германии. К началу мая 1944 г. все три группы JG 51, сражавшиеся на восточном фронте, перевооружили самолетами Bf 109G.
Истребители Fw 190 из I и II /JG 54 входившие в так называемую «бригаду огневой поддержки», постоянно Перебрасывались вдоль всего восточного фронта, в зависимости от того, где Красная армия наносила очередные удары. За последние месяцы 1943 г. JG 54 потерял 30 летчиков. Прослойка опытных асов знаменитого подразделения люфтваффе становилась все тоньше и тоньше.
В середине января 1944 г. началось крупное наступление советских войск под Ленинградом. I и II/JG 54 в спешном порядке были отозваны, соответственно, с центрального и южного участков фронта. Ведя бои JG 54 отступил в Прибалтику.
В июне 1944 г. началось наступление Красной армии в Белоруссии и прибалтийская группировка немецких войск оказалась отрезанной от основных сил. В то же самое время советские войска перешли в наступление на Карельском фронте, и I/JG 54 перебралась в Латвию, а 1 эскадрилья JG 54 отправилась в Финляндию в Турку, для прикрытия с воздуха немецких кораблей. II/JG 54 также перелетела в в Финляндию.
В течение 1944 г. две авиагруппы JG 54 оставались единственными истребительными частями на восточном фронте, оснащенными Fw 190. В середине октября 1944 г. в обеих группах насчитывалось 56 боеспособных самолетов.
30 июня 1944 г. на восточный фронт не надолго вернулась IV/JG 54 омоложенная, и пополненная самолетами Fw 190A-8. Ей пришлось прикрывать отступление вермахта в Белоруссии и Польше. Пробыв на востоке два месяца и понеся тяжелые потери, IV группа в начале сентября была снова отведена в тыл.
В январе — феврале 1945 г. началось новое наступление советских войск. Поражение Германии становилось все более очевидным. Летчики JG 54 решили покинуть Прибалтику и лететь на запад, чтобы сдаться в плен англоамериканским войскам. Вместе с летчиками бежать на запад решили и их механики. Около 50 самолетов Fw 190 поднялось с аэродромов в Курляндии. С «фокке-вульфов» было снято все, что только можно, зато на борту каждого из них кроме пилота было по одному, два или даже три пассажира.
Два Fw 190 сели в нейтральной Швеции. Но большинство добралось до Фленсбурга и Киля в Шлезвиг-Гольштейне, где они попали в руки англо-американских войск.