Ju.388

Юнкерс Ju.388



Разработчик: Junkers
Страна: Германия
Первый полет: 1944
Тип: Тяжелый истребитель-перехватчик





С быстрым старением разведчика и бомбардировщика люфтваффе Ju 88 возникла необходимость в кратчайшие сроки создать самолет с высокими высотными и скоростными характеристиками. Ju 388 как раз и предлагался в качестве самолета с высокими летными данными и способного пойти в производство без серьезного нарушения работы сборочных линий. Можно легко представить, какая важность придавалась немецким министерством авиации проекту Ju 388, окрещенного "Губертусом".

Фактически Ju 388 был последней попыткой продлить жизнь базовой конструкции Ju 88, последовательно усиливаемой и модифицируемой в процессе производства. С запуском программы "Губертуса" в сентябре 1943 г планировалось создание трех его основных вариантов: высотного всепогодного истребителя Ju 388 J; высотного бомбардировщика Ju 388 K; высотного разведчика Ju 388 L.

Были заказаны опытные машины всех трех основных моделей Ju 388 с использованием узлов Ju 188. Приоритет был отдан разведывательному варианту. Фактически только эта модификация и дошла до серийного производства, но реально успели выпустить около десятка разведчиков Ju 388 L...

Созданию же на базе Ju 388 высотного ночного всепогодного перехватчика было вызвано скорее не необходимостью в таком самолете, так как люфтваффе получали уже, правда, в очень ограниченном числе отличный ночной перехватчик Не 219 "Уху", а закулисными интригами в высших эшелонах командования люфтваффе.

Главным инициатором создания на базе Ju 388 истребителя являлся заместитель Геринга фельдмаршалл Эрхард Мильх, отвечавший за техническое обеспечение люфтваффе (то есть состоявший в должности генерал-люфтцойгмейстера). По-видимому, такая настойчивость Мильха объяснялась его антипатией к Не 21 и лично к Хейнкелю, хотя на начало 1944 г возможная эффективность Ju 388 была еще под вопросом, а Не 219 уже успешно воевал. Тем не менее 25 мая 1944 г департамент генераллюфтцой-гмейстера издал директиву о прекращении производства Не 21 и разворачивании выпуска Ju 388 J и Та 154. Истребитель на базе Ju 388 при этом получил кодовое обозначение "Штертебекер" (в честь легендарного немецкого пирата). Через несколько дней Альберт Шпеер - министр вооружения, хорошо знакомый с истинным положением дел, отклонил решение Мильха. Но важность, которая все еще придавалось "Штертебекеру", можно оценить по тому факту, что даже после принятия срочной истребительной программы, работы по Ju 388 не были свернуты. Главным побудительным мотивом для работ по Ju 388 Мильх считал возможность за счет унификации узлов и разворачивания массового производства резко снизить стоимость нового истребителя по сравнению с Не 21, но дальнейшие события показали, что Мильх был не прав.

Истребитель Ju 388 должен был иметь тот же планер, что бомбардировщик и разведчик. Прототип всепогодного перехватчика Ju 388 V2 был переделан из Ju 188T. Его летные испытания начались в январе 1944 г. Оборудование включало дистанционно-управляемую установку MG 131Z/ FA 15, которая планировалась для всех вариантов Ju 388 . На опытном самолете был установлен локатор "Лихтенштейн" SN-2 с "оленьими рогами". Наступательное вооружение состояло из двух 20-мм пушек MG 151 со 180 снарядами на ствол и двух 30-мм пушек МК 108 со 110 снарядами на ствол. Пушки монтировались во внешнем обтекателе "ваффентропфен", установленном со сдвигом к левому борту. Гермокабина обеспечивала размещение пилота, двух наблюдателей и радиооператора. Кабина обеспечивала перепад давления в 0.25 кг/см2. Остекление кабины было двойным - частично из бронестекла, частично из плексигласа. Химический поглотитель влаги между двойным остеклением исключал запотевание. Задняя стенка кабины формировалась бронеперегородкой. Входной люк в правой части пола кабины в чрезвычайной ситуации можно было открыть с помощью сжатого воздуха.

Хвостовая установка FA наводилась с помощью перископа PVE 11, обеспечивающего обзор 60 по горизонту и 40 по вертикали. Спарка 13-мм пулеметов MG 131 в установке имела боезапас 600 патронов. Задержка с доводкой этой установки сказалась на производстве Ju 388 J. Первую серийную модель J-1 решили выпускать без нее, а второй и третий опытные истребители Ju 388 V4 и V5 также были поставлены без FA 15. Эти самолеты несколько отличались от V2. Они получили установку "шраге музик" из двух 20-мм пушек MG 151с 200 снарядами на ствол. Пушки могли стрелять под углом 70 к горизонту. Локатор "Лихтенштейн" был заменен на FuG 218 "Нептун", антенны которого частично закрывал деревянный обтекатель. Там же располагался приемник излучения британского локатора H2S - FuG 350 "Наксос''-Z. Кроме того, в хвостовой части ставилась дополнительная антенна. В оборудование входили радиостанции FuG 10 и FuG 16ZY, радиовысотомер FuG 101а, радиокомпас PeGe 6, приемник системы посадки FuB 12.

Все три опытных самолета получили двигатели воздушного охлаждения BMW 801TJ с турбокомпрессорами, развивавшие на высоте 12300 м 1410 л.с. и дававшими 60 кг тяги выхлопа. Их планировали также ставить и на серийные Ju 388J-1. Поставки последних планировали начать в январе 1945 г, но ситуация в войне заставила свернуть все работы еще за месяц до начала производства. К тому времени с марта 1945 г планировалось выпускать Ju 388 J-2, отличавшиеся только установкой хвостовой стрелковой установки с перископом. Параллельно планировалось выпускать Ju 388 J-3 с двигателями жидкостного охлаждения Jumo 213E-1 с системой впрыска водно-метаноловой смеси. В крыло должны были ставиться два 150-л бака под смесь MW 50, а также сбрасываемый бак на 725 л.

Дальнейшее развитие истребителя связывалось с установкой на модификацию Ju 388 J-4 так называемой "ваффенванне" - "ванне вооружения", монтируемой под фюзеляжем с двумя 50-мм пушками МК 114. Всего за две недели до прекращения всей программы на совещании у генерал-люфтцойгмейстера 22 ноября 1944 г несколько минут было посвящено рассмотрению вопроса о Ju 388 J. Было решено ускорить создание для него двигателя DB 603F, призванного заменить и BMW 801TJ, и Jumo 213E-1. Во внимание даже не приняли, что новый двигатель - развитие DB 603 с мощным турбонаддувом и впрыском MW 50, доводящие мощность до 2400 л.с, можно будет получить только со второй половины 1945 г. В условиях развала "третьего рейха" программа создания нового ночного истребителя, да еще рожденнная в результате закулисных интриг, была с самого начала обречена на провал. Так что результат был закономерен.

Серия Ju 388 L

Первый опытный Ju 388 (прототип разведчика) получил обозначение Ju 388 L-V1 и был готов в конце 1943 г. Он был переделан на Дессау из Ju.188T-1. Успешные испытания в Рехлине позволили заказать на Аллгемейне транспортанлаген ГмбХ (АТГ) в Мерсебурге переделку еще 10 Ju.88S-1 в предсерийные Ju 388 L-0. Первый из них был принят люфтваффе в августе 1944 г. К этому времени в Мерсебурге уже было подготовлено серийное производство Ju 388 L-1.

С самого начала предполагалось, что все варианты Ju 388 должны были иметь в хвостовой части дистанционно управляемую установку МG-131Z/FA-15 с парой вертикально расположенных 13 мм пулеметов. Установка была испытана на Ju.188C-0. Правда, проблемы с доводкой задерживали ее принятие на вооружение. Эта установка должна была стать единственным оборонительным вооружением Ju.388L, но из-за задержек с ее готовностью Ju.388L-0 получили так называемые "ваффентропфен" WT-81Z и были направлены для войсковых испытаний в специально сформированную испытательную команду 388. "Ваффентропфен" представлял собой сбрасываемый обтекатель с парой стреляющих назад 7,9 мм пулеметов МG-81. Они являлись весьма сомнительной оборонительной силой. Главной защитой Ju.388L стали скорость и высота полета.

Серийные Ju 388 L-1 несколько отличались от установочной партии. Деревянный трехлопастный винт был заменен на металлический четырехлопастный VDМ. Для предупреждения об атаках сзади в хвостовую часть был установили локатор "Нептун" FuG 217. Под фюзеляжем был установлен большой деревянный обтекатель по образцу бомбардировщика Ju 388 K, в котором размещались фотокамеры и дополнительный топливный бак.

Поставки Ju 388 L-1 начались в октябре 1944 г из Мерсебурга. В следующем месяце их стала выпускать и Везер в Бремене. Хотя к моменту поставок Ju 388 L-1 почти все проблемы с дистанционной установкой FA-15 были почти разрешены, испытания показали, что на большой скорости отклонение стволов пушек не соответствовало линии визирования через перископ PVE-11. В результате техники ставили в правую часть заднего остекления кабины третий пулемет МG-131, а для его обслуживания был введен четвертый член экипажа.

Двигатели ВМW-801TJ развивали на взлете и на боевом режиме 1800 лс, а на высоте 12 300 м 1410 лс. Самолет имел два центропланных 830 л топливных бака, в левой консоли был 420 л бак, а в правой 500 л бак. Последний бак использовался только для набора высоты и не был протектирован. В фюзеляже располагались 1680 л и 500 л баки. Для ночных разведывательных полетов запас топлива сокращался на 950 л. В нижний обтекатель можно было подвесить 900 л сбрасываемый бак. Там же располагались две фотокамеры Rb-20/30, -50/30 или -75/30, которые в ночных полетах заменялись на NRb-35/25, -40/25 или -50/25.

Ju 388 L-3 отличался от L-1 установкой двигателей Jumo-213Е-1 с системой впрыска MW-50 и четырехлопастными деревянными винтами VS-19. Всего завод в Мерсебурге до конца года поставил 37 разведчиков Ju.388L, включая один или два опытных L-3 в ноябре 1944 г. Завод Везера выпустил пять L-1 в ноябре, еще пять в декабре. Резкое ухудшение ситуации в войне заставило прекратить производство разведчика на обоих заводах. В конце 1944 г несколько Ju.388 были поставлены в 3-ю эскадрилью испытательной части люфтваффе, но в боевые эскадрильи они так и не попали.
Тактико-технические характеристики Ju 388 L-1 (L-3)


Тип - трехместный разведчик
Двигатели - два BMW-801ТJ (Jumo-213Е-1); - 14-цилиндровые воздушного охлаждения (12-цилиндровые жидкостного охлаждения) взлетной мощностью 1800 (1750) лс, 1890 лс на высоте 3000 м и 1410 (1320) лс на высоте 12 300 (10 800) м
Вооружение - 2*13 мм пулемета МG-131 с 600 патронами на ствол в дистанционно-управляемой установке в хвосте фюзеляжа
Максимальная скорость:
413 (456) км/ч у земли
613 (602) км/ч на высоте 12 300 (10 200) м
с использованием МW-50 на высоте 9000 м - 650 км/ч
Дальность полета:
на крейсерской скорости - 2260 (2360) км на высоте 11 000 (9200) м
на экономичной скорости - 2940 (3050) км
с дополнительным 900 л баком - 3460 (3660) км
Время подъема на высоту - 11 000 (9200) м - 30 (27,5) мин
Скороподъемность начальная - 6,8 (8,3) м/с
Потолок - 13 450 (12 200) м
Вес:
нормальный взлетный - 13 825 (14 000) кг
максимальный взлетный - 14 700 (14 700) кг
Размеры:
размах крыла - 22 м
длина - 15,2 м
высота - 4,35 м
площадь крыла - 56 кв.м
Серия Ju.388J


Созданию на базе Ju 388 высотного ночного всепогодного перехватчика под кодовым обозначением Штертебекер (легендарный немецкий пират) уделялось особое внимание Эрхарда Мильха. При этом генераллюфтцойгмейстер делал упор на массовое производство этого самолета. По-видимому такая настойчивость Мильха объяснялась его антипатией к Не 219, хотя на начало 1944 г возможная эффективность Штертебекера была еще под вопросом. Тем не менее, 25 мая 1944 г департамент генераллюфтцойгмейстера издал директиву о прекращении производства Не 219 и разворачивании выпуска Ju 388 J и Tа.154. Через несколько дней Альберт Шпеер (министр вооружения), хорошо знакомый с истинным положением дел, отклонил решение Мильха. Но важность, которая все еще придавалось Ju 388 J можно оценить по тому факту, что даже после принятия срочной истребительной программы работы по нему не были свернуты.

Истребитель должен был иметь тот же планер, что бомбардировщик и разведчик. Прототип всепогодного перехватчика Ju 388 -V2 был переделан из Ju.188T. Его летные испытания начались в январе 1944 г. Оборудование включало дистанционно-управляемую установку МG-131Z/FA-15. На опытном самолете был установлен локатор "Лихтенштейн" SN 2 с "оленьими рогами". Наступательное вооружение состояло из двух пушек МG-151/20 со 180 снарядами на ствол и двух 30 мм пушек МК-108 со 110 снарядами на ствол. Пушки монтировались во внешнем обтекателе "ваффентропфен", установленном со сдвигом к левому борту. Гермокабина обеспечивала размещение пилота, двух наблюдателей и радиооператора. Кабина обеспечивала перепад давления в 0.25 кг/кв.см. Остекление было двойным частично из бронестекла, частично из плексигласа. Химический поглотитель влаги между двойным остеклением исключал запотевание. Задняя стенка кабины формировалась бронеперегородкой. Входной люк в правой части пола кабины в чрезвычайной ситуации можно было открыть с помощью сжатого воздуха.

Хвостовая установка FА-15 наводилась с помощью перископа PVE-11, обеспечивающего обзор 60° по горизонту и 45° по вертикали. Спарка 13 мм пулеметов МG-131 в установке имела боезапас 600 патронов. Задержка с доводкой этой установки сказалась на производстве Ju 388 J. Первую серийную модель J-1 решили выпускать без нее, а второй и третий опытные истребители Ju.388-V4 и V5 также были поставлены без FA-15. Эти самолеты несколько отличались от V2. Они получили установку "шраге музик" из двух пушек МG-151/20 с 200 снарядами на ствол. Пушки могли стрелять под углом 70° к горизонту. Локатор "Лихтенштейн" был заменен на FuG 218 "Нептун", антенны которого частично закрывал деревянный обтекатель. Там же располагался приемник излучения британского локатора Н2S FuG 350 Наксос Z. Кроме того в хвостовой части ставилась дополнительная антенна. В оборудование входили радиостанции FuG 10 и FuG 16ZY, радиовысотомер FuG 101а, радиокомпас PeGe 6 и приемник системы посадки FuG 12.

Все три опытных самолета получили двигатели воздушного охлаждения BMW-801TJ с турбокомпрессорами, развивавшие на высоте 12 300 м 1410 лс и дававшими 60 кг тяги выхлопа. Их планировали также ставить и на серийные Ju 388 J-1. Поставки последних планировали начать в январе 1945 г, но ситуация в войне заставила свернуть все работы еще за месяц до начала производства. К тому времени с марта 1945 г планировалось выпускать Ju 388 J-2, отличавшиеся только установкой хвостовой стрелковой установки с перископом. Параллельно планировалось выпускать Ju 388 J-3 с двигателями жидкостного охлаждения Jumo-213Е-1 с системой впрыска водно-метаноловой смеси. В крыло должны были ставиться два 150 л бака под смесь МW-50, а также сбрасываемый бак на 725 л.

Дальнейшее развитие истребителя связывалось с установкой на модификацию Ju 388 J-4 так называемой "ваффенванне": монтируемой под фюзеляжем "трубе вооружения" с двумя 50 мм пушками МК-114. Всего за две недели до прекращения всей программы на совещании у генерал-люфтцойгмейстера 22 ноября 1944 г несколько минут было посвящено рассмотрению вопроса о Ju 388 J. Было решено ускорить создание для него двигателя DB-603F, призванного заменить и ВМW-80TJ, и Jumo-213Е-1. Во внимание даже не приняли, что новый двигатель (развитие DB-603 с мощным турбонаддувом и впрыском МW-50, доводящими мощность до 2400 лс) можно будет получить только со второй половины 1945 г.

Тактико-технические характеристики Ju.388J-1
Тип - четырехместный ночной и всепогодный перехватчик
Двигатели - два BMW-801ТJ; 14-цилиндровые водушного охлаждения, взлетной мощностью 1800 лс, 1890 лс на высоте 3000 м и 1410 лс на высоте 12 100 м
Вооружение:
2*20 мм МG-151 с 180 снарядами на ствол в нижнем обтекателе
2*30 мм пушки МК-108 со 110 снарядами на ствол в нижнем обтекателе
2*20 мм МG-151 с 200 снарядами на ствол в задней части фюзеляжа, под углом 70° к горизонту
Максимальная скорость:
400 км/ч у земли
580 км/ч на высоте 12 300 м
Крейсерская скорость - 535 км/ч на высоте 8000 м
Продолжительность полета:
на крейсерской скорости на высоте 11 000 м - 3,02 часа
на экономичной скорости и высоте 8000 м - 4,45 часа
на высоте 11 000 м - 3,69 часа
Начальная скороподъемность при весе 14 000 кг - 6,3 м/сек
Время подъема на высоту:
8000 м - 21 мин
11 000 м - 34,5 мин
Потолок - 13 000 м
Вес:
пустой - 10 400 кг
взлетный - 14 000 кг
максимальный - 14 700 кг
Размеры:
размах крыла - 22 м
длина (с обтекателем) - 16,3 м
длина с хвостовой антенной - 17,7 м
высота - 4,35 м
площадь крыла - 56 кв.м
Серия Ju.388K


Прототип бомбардировщика Ju 388 -V3 появился почти одновременно с первым истребителем в январе 1944 г. Он получил такой же деревянный подфюзеляжный обтекатель, что и Ju.388L-1, позволявший брать на небольшие расстояния до 3 т бомб. Нормальная бомбовая нагрузка состояла из одной 2 т бомбы или двух по 1000 кг. Для обороны на Ju 388 K планировалось поставить хвостовую установку FA-15, хотя реально на первый опытный самолет и 10 предсерийных Ju 388 K-0, начавших сходить со сборочной линии в Дессау в июле 1944 г, она не ставилась.

Подобно L-1 бомбардировщик был оснащен двигателями BMW-801TJ, которые на серийных Ju 388 K-1 планировалось заменить на BMW-801ТМ с меньшей степенью наддува, развивавшими на взлете 1880 лс и 1820 лс на высоте 10 000 м. Правда, реально пять выпущенных Ju.388K-1 получили ВMW-801TJ. На них уже поставили установку FA-15. Планировалось выпускать еще два варианта: Ju 388 K-2 с двигателями Jumo-213Е-1 и Ju 388 K-3 с Jumo-222Е/F, но к моменту прекращения работ в начале 1945 г до практической реализации дело не дошло. Предполагался еще один вариант Ju 388 M-1 с четырьмя членами экипажа и без подфюзеляжного обтекателя. Это должен был быть носитель крылатых торпед. Предсерийные Ju 388 M были еще в работе, когда вся программа была прекращена.

На Ju 388 pазвитие с 1936 г линии Ju 88 достигло кульминации. Нет никаких сомнений, что если бы люфтваффе получили новый шнельбомбер в достаточном количестве, это бы доставило неприятностей союзникам. Но, если не считать нескольких разведывательных полетов, Ju 388 так и не дошел до строевых частей.