A-20

Douglas A-20 Havoc




Разработчик: Douglas
Страна: США
Первый полет: 1938
Тип: Ударный самолет
Всего построено: 7478
Размах крыла, м 18.69
Длина, м 14.63
Высота, м 5.36
Площадь крыла, м2 43.20
Масса, кг
пустого самолета 7250
нормальная взлетная 12338
Тип двигателя 2 ПД Wright R-2600-23 Сyclone 14
Мощность, л.с. 2 х 1600
Максимальная скорость , км/ч 510
Крейсерская скорость , км/ч 370
Практическая дальность, км 1650
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7620
Экипаж 3
Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов переднего огня ,
два 12,7-мм пулемета в турели с электроприводом и
один 12,7-мм пулемет для стрельбы через отверстие в днище фюзеляжа;
до 1814 кг бомб.




Ду́глас А-20 Хэ́вок/ДБ-7 Бо́стон (англ. Douglas А-20Havoc/DB-7 Boston) — семейство самолётов, включавшее штурмовик, лёгкий бомбардировщик и ночной истребитель, во время Второй мировой войны состоял на вооружении ВВС США, Великобритании, Советского Союза и других стран. В ВВС стран Содружества известен под именем «Бостон», версия ночного истребителя называлась «Хэвок». В ВВС США принят на вооружение под обозначеним А-20 Хэвок.
Проектирование легкого бомбардировщика Douglas А-20 (обозначение компании - DB-7) было начато в 1936г., когда Douglas Aircraft Company занялась разработкой штурмового самолета для замены одномоторных легких бомбардировщиков. В итоге был разработан проект, получивший название Model 7А. По этому проекту двухмоторный самолет должен был получить двигатели мощностью по 450л.с. В 1938г. проект был пересмотрен, и Model 7В получила два двигателя компании Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp мощностью по 1100л.с. Свободнонесущий высокоплан, самолет Модель 7В имел отогнутую вверх хвостовую часть фюзеляжа с обычным хвостовым оперением. Новшеством для того времени было трехстоечное шасси с носовым колесом. Еще более необычной чертой оказалось наличие взаимозаменяемых носовых секций фюзеляжа под штурмовой или бомбардировочный варианты. Во время своего первого полета 26 октября 1938г. Модель 7В продемонстрировала высокую скорость и маневренность. Компания предложила самолет для продажи за рубежом.

Первый заказ на 100 самолетов поступил в феврале 1939 года от комиссии по закупкам для Вооруженных сил Франции. Она потребовала модифицировать 7В с целью сделать более пригодным для использования в условиях Европы. Модификации оказались значительными и проект Модели 7В получился измененным во всех основных компонентах. Фюзеляж был сделан более высоким для увеличения бомбовой нагрузки и запаса топлива, было уменьшено его поперечное сечение; вместо схемы высокоплан применена схема среднеплан; для носовой опоры была сделана более высокая стойка с масляной амортизацией; кабина экипажа и топливные баки получили бронезащиту; были установлены мощные (1200л.с. каждый) двигатели Твин Восп. Самолет получил, с учетом значительности изменений, новое обозначение DB-7 (DB - Дуглас Бомбер), и первый серийный самолет поднялся в воздух 17 августа 1939г. В момент нападения Германии на Францию в мае 1940г. у французов было немногим более 60 этих самолетов, из которых только 12 машин приняли участие в боевых действиях.

Пока компания Дуглас занималась разработкой самолета DB-7, поступил еще один заказ из Франции на усовершенствованный вариант этого самолета. Он должен был нести большее количество оборудования, поэтому новый самолет должен был иметь полный вес на 24% выше, чем у DB-7, более мощные звездообразные двигатели Wright Cyclone 14, причем и гондолы двигателей, и способ их установки были изменены. Эта новая модификация получила обозначение DB-7A. Поскольку путевая устойчивость самолета DB-7 была очень близка к предельно допустимой, увеличивались площадь киля и руля направления соразмерно увеличению мощности двигателя.

Великобритания взяла на себя оплату заказов Франции и Бельгии. Так в составе Королевских ВВС Великобритании оказалось от 15 до 20 самолетов DB-7. Они получили наименование Boston Мk I и использовались для переподготовки пилотов. Примерно 125 самолетов DB-7, составивших следующую партию, были названы Boston Мk II. Однако, благодаря хорошей грузоподъемности и высокой скорости, они оказались пригодными для использования в качестве ночных истребителей и зимой 1940г. на этих самолетах установили самолетные РЛС перехвата, дополнительную бронезащиту, восемь пулеметов калибра 7,7 мм в носовой части, систему гашения пламени выхлопа двигателей. Необычной была система двойного управления: в кабине стрелка установили дублирующие основные рычаги управления самолетом. Королевские ВВС Великобритании получили такие самолеты в декабре 1940г. Они получили наименование Havoc Mk I и впервые вступили в бой 7 апреля 1941г. Вторая партия примерно из 100 самолетов DB-7A была переоборудована аналогичным образом, только пулеметов было двенадцать. Эти самолеты получили наименование Havoc Mk II.

Примерно 40 самолетов DB-7 были модифицированы для использования в качестве ночных штурмовиков: было сохранено место для оператора бомбометания в носовой части; самолет мог нести бомбовую нагрузку до 1089 кг; пулеметы калибра 7,7 мм находились под носовой частью. Самолеты получили название Havoc Mk I Intruder. Для улучшения несколько ограниченных возможностей самолетных РЛС перехвата, установленных на них, каждый из 21 самолета Havoc Mk I был оборудован прожектором Helmore/GEC мощностью примерно 2700 миллионов свечей. Эти самолеты получили название Havoc Mk I Turbinlite и использовались для высвечивания немецких самолетов. Кроме того, примерно 39 самолетов Havoc Mk II были переоборудованы и названы Havoc Mk II Turbinlite. Несколько самолетов DB-7A продолжали использоваться в качестве легких бомбардировщиков под наименованием Boston Mk III. Великобритания заказала усовершенствованную модификацию DB-7B с измененными приборами и электрической и гидравлической системами. Эти машины тоже получили наименование Mk III и имели четыре пулемета калибра 7,7 мм в носовой части, два - на высокоскоростной поворотной установке в задней части кабины, седьмой пулемет стрелял через отверстие в днище фюзеляжа. Кроме того, самолет нес бомбовый груз весом до 907 кг. Эти самолеты в начале 1942г. заменили самолеты Bristol Blenheim в Северной Африке.

В соответствии с первыми заказами на самолеты DB-7, поступившими в мае 1939г. от ВВС США, было изготовлено 63 самолета с обозначением А-20, которые имели двигатели Райт R-2600-7 Циклон 14. Три из них были переоборудованы в самолеты-разведчики и для аэрофотосъемки, а из оставшихся один стал опытным ночным истребителем ХР-70, а 59 машин - серийными ночными истребителями Р-70. Опытный истребитель был оснащен двигателями R-2600-11 без турбонагнетателя, и на всех машинах были установлены РЛС перехвата британского производства и четыре 20-мм пушки под фюзеляжем. Эти ночные истребители использовались главным образом как учебно-тренировочные самолеты.

Первым вариантом бомбардировщика, поступившим в ВВС США, был самолет А-20А, в общих чертах походивший на А-20, но отличавшийся двигателями R-2600-3 без турбонагнетателя, и с вооружением, как на самолете DB-7B, за исключением пулеметов калибра 7,62 мм. В задней части каждой из гондол было установлено по одному пулемету с дистанционным управлением; бомбовый груз составлял 499 кг. Один опытный самолет ХА-20В был переделан из серийного А-20А, вооружение было изменено (три автоматические турели с дистанционным управлением). Это вооружение не было утверждено для серийных самолетов А-20В, которые получили два установленных на носу пулемета калибра 12,7 мм и в основном были подобны самолету DB-7A. В условиях массового производства требовалось большее подчинение единому стандарту. Так, Boston Mk III Королевских ВВС Великобритании и американский А-20С представляли собой один и тот же самолет, оснащенный двигателями R-2600-23.

Для увеличения выпуска компания Дуглас предоставила лицензию компании Боинг, и последняя выпустила 140 самолетов А-20 для Королевских ВВС Великобритании, поставленных по договору ленд-лиза под названием Boston Mk IIIA: у этих самолетов была другая электрическая система и некоторые отличия во вспомогательном оборудовании двигателей.

Самолеты DB-7 этой модификации поставлялись, кроме того, в 1942г. по ленд-лизу в СССР. Следующим военным серийным самолетом стал A-20G. Было построено 2850 машин этой модели. Они также оснащались двигателями R-2600-23 и были на 20,32 см длиннее для размещения в носовой части двух 12,7-мм пулеметов и четырех 20-мм пушек, а также одного или двух пулеметов калибра 12,7 мм и одного 7,62-мм пулемета в задней части кабины. Следующая модификация оснащалась пулеметами калибра 12,7 мм вместо 20-мм пушек; задняя часть фюзеляжа была расширена на 15,24 см для установки турели с электроприводом для двух пулеметов калибра 12,7 мм; имелись также подкрыльные бомбодержатели на 907 кг бомб, дополнительные топливные баки в бомбовом отсеке и устройство для крепления под фюзеляжем сбрасываемого бака, используемого для обеспечения дальности полета свыше 3219 км. Это обстоятельство имело решающее значение при использовании самолетов данного типа на тихоокеанском театре военных действий. Затем на самолетах А-20G были улучшены бронезащита, навигационное оборудование и устройства для прицельного бомбометания, а также оснащение для использования самолета в условиях низких температур. Кроме того, было выпущено 412 самолетов А-20Н, которые отличались новыми двигателями R-2600-29 мощностью по 1700л.с.

Модификации А-20J и А-20К, бомбардировщики-ведущие, выпускались как для ВВС США, так и для Королевских ВВС Великобритании под названиями Boston Mk IV и Boston Mk V соответственно. Их отличие составлял только целиком прозрачный нос фюзеляжа, в котором размещался оператор бомбометания. Один самолет А-20А под обозначением BD-1 был направлен ВМС США для оценочных испытаний, и в 1942г. восемь самолетов А-20В были подготовлены для использования в качестве буксировщиков мишеней. Они получили обозначения BD-2. К моменту прекращения производства, 20 сентября 1944г., компания Дуглас выпустила 7385 самолетов DB-7 всех модификаций. Они поставлялись также в СССР, Нидерланды, Бразилию. Через Великобританию были отправлены в ВВС Австралии, Канады, Южной Африки, Новой Зеландии.


Франция


ДБ-7, заказанные Францией, в разобранном виде перевозились морем в Касабланку, где собирались и поступали на службу в Северной Африке и самой Франции. К моменту нападения Германии на Францию 10 мая 1940 года в строю было 64 самолёта, из которых только 12 приняли участие в боевых действиях. В дополнению к первоначальному заказу, Франция заказала ещё 200 самолётов с улучшенными двигателями, но ни один из них не был поставлен. Перед капитуляцией, чтобы избежать захвата немецкими войсками, все самолёты были отправлены в Северную Африку. Часть из них попали под контроль правительства Виши и использовались против Союзников во время операции Торч, остальные служили в авиации Свободной Франции. После присоединения французских войск в Северной Франции к союзникам, ДБ-7 использовались в качестве тренировочных, несколько самолётов в начале 1945 г. были отправлены назад во Францию, где использовались для подавления сопротивления окружённых немецких войск.


Великобритания


Среди эпизодов их боевой службы, можно отметить атаку немецких кораблей «Шарнхорст», «Гнейзенау» и «Принц Ойген» во время их прорыва из Бреста через Ла-Манш (операция «Цербер»), бесславный налёт на Дьепп (операция «Юбилей») и участие в боях в Северной Африке, где Бостоны Мк III пришли на смену Бленхеймам.


СССР


В СССР А-20применялись в авиационных частях Балтийского флота. В частности 51-й минно-торпедный авиаполк был полностью оснащён такими самолётами. На Тихоокеанском флоте они тоже имелись. В частности, они состояли на вооружении 49-го минно-торпедного авиаполка ВВС ТОФ.

Оснащённые радиолокатором «Гнейс-2» самолёты использовались в качестве ночных истребителей. Ими была вооружена 56-я авиационная дивизия истребителей дальнего действия. В авиации ВМФ самолёты с РЛС использовались для поиска надводных кораблей.