Мартин B-26 «Мародер»
Разработчик: Martin
Страна: США
Первый полет: 1940
Тип: Средний бомбардировщик
Размах крыла, м 21.64
Длина, м 17.76
Высота, м 6.55
Площадь крыла, м2 61.20
Масса, кг
пустого самолета 10866
нормальная взлетная 16783
Тип двигателя 2 ПД Pratt Whitney R-2800-43
Мощность, л.с. 2 х 1920
Максимальная скорость , км/ч
у земли 434
на высоте 454
Крейсерская скорость , км/ч 344
Практическая дальность, км 3218
Боевая дальность, км 1850
Максимальная скороподъемность, м/мин 366
Практический потолок, м 6614
Экипаж 7
Вооружение:
одиннадцать 12,7-мм пулеметов (неподвижные для переднего огня, на подвижных креплениях в носовой и средней частях фюзеляжа, а также в надфюзеляжной и хвостовой турелях с электроприводом);
Бомбовая нагрузка до 1814 кг .
Мартин B-26 «Мародер» — двухмоторный семиместный средний бомбардировщик. Использовался ВВС США во Второй мировой войне. По договору о ленд-лизе Королевские ВВС Великобритании также получили 522 машины. Из всех американских самолетов, бывших в составе 9-й воздушной армии США в Европе, наименьший процент потерь был у «Мародера»
С точки зрения войны против нацистской Германии, самым важным американским средним бомбаpдиpовщиком был B-26 Marauder ("Мародер") фирмы "Martin". Он имел репутацию "горячего" самолета в бою, однако был ничего не прощающим бичом для неопытного пилота. Его создание проходило параллельно с B-25 Mitchell фирмы "North American" (Profile 59), причем обе машины проектировались согласно спецификации USAAC на пятиместный бомбаpдиpовочный самолет, выданой 25.01.39 года.
"Мужеубийца", "Фабрика вдов", "Балтиморская шлюха" - такие нелестные прозвища на первых порах получил бомбардировщик В-26 у экипажей, начавших переучивание на эту скоростную, но сложную и опасную боевую машину. Впрочем, в дальнейшем мнение о ней изменилось... 25 января 1939 г. авиационный корпус армии США объявил конкурс на лучшую конструкцию среднего бомбардировщика. Требования к нему были окончательно сформулированы в задании, выданном представителям промышленности в марте того же года. В качестве основных показателей в нем назывались максимальная скорость не менее 560 км/ч, дальность 4830 км, рабочий потолок 6100 м при бомбовой нагрузке в 908 кг и оборонительное вооружение из четырех 7,62-мм пулеметов. Экипаж нового бомбардировщика определялся в пять человек. Среди фирм, взявшихся за решение задачи, оказалась и фирма Глена Мартина, имевшая большой опыт в конструировании бомбардировщиков (она поставляла их американской армии с 1920 г.). Описание самолета Marauder необходимо начать с полумонококового дюралевого фюзеляжа, собранного из трех секций. Набор имел четыре главных лонжерона, поперечные круглые шпангоуты и продольные стрингера, закрытые гладкоклепанной обшивкой. Средняя часть с бомбоотсеками была сопряжена с центропланом кpыла. Первоначальная конструкция кpыла была коробчатого типа, составленная из двух работающих листовых бимсов с верхней и нижней толстой обшивкой, усиленной сотовыми элементами для придания жесткости на кручение. Носок кpыла крепился к основному набору на сплошном кронштейне, тем самым облегчая ремонт. Убираемое трехколесное шасси имело гидропривод. Для уборки в носовую секцию носовое колесо поворачивалось на 90 градусов, а основные стойки с колесами запирались в мотогондолах. Неподвижные части хвостового оперения коробчатого типа, свободнонесущие с работающей обшивкой, имели две несущие пространственные балки с плоскими металлическими нервюрами. Рули высоты имели металлическую обшивку, а руль направления полотняную.
Крепкий и прочный, B-26 хорошо показал себя на стойкость к боевым повреждениям и оказался легким для крупносерийного производства. Стоимость B-26 упала примерно с 261000 долларов в 1941 до 192427 долларов в 1944, однако стоимость B-25 за тот же период снизилась с 180000 долларов до 142000 долларов. Оборудование разных вариантов B-26B/C предусматривало все необходимое для семи членов экипажа и двенадцати 12, 7-мм пулеметов. Бомбоприцел находился в носовом конусе вместе с неподвижным пулеметом, имевшим 270 патронов боекомплекта. Неподвижный 12, 7-мм пулемет с 200 патронами размещался на ранних партиях в носовой части внизу справа, однако на позднесерийных машинах он был снят. Пилот и 2-й пилот сидели рядом в бронированных креслах за передней бронеперегородкой. Четыре неподвижных пулемета, имевшие по 200 патронов боекомплекта на ствол, располагавшиеся в двух отдельных выступах с каждого борта фюзеляжа за пилотами, придавали Marauder возможность штурмовки с передней полусферы. За креслами пилотов был отсек для штурмана и радиста. В случае крайней необходимости четыре члена экипажа в передней части фюзеляжа могли покинуть машину через передний бомболюк. Бомбовая нагрузка могла включать две 907-кг или 726-кг бомбы, четыре 454-кг, восемь 227-кг, шестнадцать 113-кг или тридцать 45-кг бомб. Редко применяемая максимальная нагрузка включала 2630 кг - две 726-кг бомбы и 907-кг торпеду на наружных подвесках. Топливная система включала два 1325-л протектированных основных бака в крыльях, два 458-л вспомогательных бака, и дополнительно четыре перегоночных бака в бомбоотсеках при общем запасе топлива в 7426 л.
Оборудование для установки двух перегоночных баков в заднем бомбоотсеке начиная с B-26B-25 и B-26C-30 и на последующих партиях отсутвовало. Это также уменьшило бомбовую нагрузку до шести 454-кг или двенадцати 45-кг бомб. Позади бомбоотсека находилась верхняя спаренная пулеметная турель с механическим приводом Martin 250CE с боекомплектом по 400 патронов на ствол. Турель имела угол обстрела 360 градусов по горизонтали и 70 по вертикали. Средний стрелок действовал парой наводимых вручную шкворневых пулеметов, имевших по 250 патронов на ствол, а бронированная установка хвостового стрелка несла два 12, 7-мм ствола с боекомплектом по 800 патронов на ствол. Читатель конечно хочет получить краткий обзор моделей, последовавших за вариантами B/C, являющимися темой этого выпуска. Единичный XB-26D был модифицированным ранним B-26 для испытания противообледенительного оборудования нагревательного поверхностного типа.
Облегченный вариант B-26B с весом менее 9000 кг и верхней турелью, сдвинутой вперед к штурманскому отсеку, стоял в плане под обозначением B-26E, однако в действительности никогда не был построен. С февраля 1944 начала поступать сотня B-26F-1-MA с увеличенным на 3, 5 градуса углом установки кpыла. Это уменьшило пробег и посадочную скорость, однако снизило максимальную скорость до 446 км/ч. На двухстах B-26F-2 и B-26F-6 использовалось британское оборудование. Последним вариантом был B-26G, отличавшийся главным образом тем, что навигационные приборы AN Standard были заменены армейскими приборами при различных изменениях в оборудовании. Выпуск составил 893 B-26G-MA и 57 TB-26G, включая 15 TB-26G-15 в ноябре 1944 и последние 32 TB-26G-25 поступившие в USN под обозначением JM-2 в марте 1945 года. Производство было прекращено 30.03.44 с выпуском 5157 самолетов Marauder, хотя единственный B-26G-25 (44-28221) был модифицирован чтобы проверить велосипедное шасси , планируемое для реактивных B-47 и B-48. По ленд-лизовским контрактам для Великобритании в 1944 были поставлены 100 B-26F-2, 100 B-26F-6, 75 B-26G-11 и 75 B-26G-21, получивших название Marauder III (HD402 - HD651). Ими были перевооружены 14-й и 39-й дивизионы RAF и упомянутые выше дивизионы SAAF. На счету USAAF в действиях против европейских режимов Оси 129943 боевых вылета бомбаpдиpовщиков Marauder, 76832 кг сброшенных бомб, при 911 потерянных в боях B-26 и 402 вражеских самолетах, заявленных как уничтоженные. На март 1944 пришлось пиковое число машин USAAF, вовлеченных в боевые действия, когда 1931 B-26B в составе 11 групп воевали против Германии. Обрабатывая ли побережье высадки, аэpодpомы Luftwaffe, пункты снабжения или пусковые площадки V-1 (Фау-1), Marauder превосходно нес свою службу при боевых потерях менее 1%.
1100 самолетов, обозначенных В-26, были заказаны в сентябре 1939 г., а первый самолет (40-1361) полетел 25 ноября 1940 г. под управлением Вильяма К Эбеля. Прототипов, как таковых, не было. Первые 201 самолет с двигателями R-2800-5 были предназначены, прежде всего, для экспериментальных и тренировочных полетов.
Первые поставки в Авиакорпус Армии США начались в 1941 г. Во второй половине года в производство пошел В-26А Он отличался дополнительным подвесным топливным баком в бомбоотсеке, креплениями для подвески 588-мм торпеды под фюзеляжем и заменой 7,62-мм пулеметов на 12,7-мм пулеметы в носовой и кормовой турелях. Максимальная масса возросла до 14 606 кг. Одновременно электрическая система была переведена с 12 на 24 вольта.
Всего было построено 139 В-26А, и все самолеты этой версии были отправлены в составе 22-й (средней) бомбардировочной группы в Австралию, немедленно после нападения на Перл-Харбор в декабре 1941 г. В апреле следующего года эти самолеты атаковали цели на Новой Гвинее, используя дополнительные баки в бомбоотсеках. В июне того же года торпедоносцы В-26А участвовали в грандиозной битве при Мидуэе, тогда как 73-я и 77-я бомбардировочные эскадрильи атаковали корабли у Алеутских островов.
Производство В-26А продолжалось на заводе «Мериленд» в Балтиморе до мая 1942 г., когда появился первый В-26В. Этих самолетов было построено 1883, что сделало его самым многочисленным вариантом В-26. В-26В-1 имел усиленное бронирование, улучшенную форму капотов двигателей (без коков винтов), нижнюю огневую точку и спарку 12,7-мм пулеметов в кормовой турели. Эти изменения увеличили массу самолета до 16 556 кг, без изменения силовой установки, но в производившихся сериях В-2, -3 и -4 двигатели были заменены на R-2800-41 или -43 мощностью 1920 л.с. (1432 кВт).
Подвариант В-26В-4 имел удлиненную переднюю стойку шасси, чтобы улучшить положение крыла при взлете; вместо нижней стрелковой точки появились одиночные 12,7-мм пулеметы в боковых проемах. На В-5 были установлены щелевые закрылки для улучшения управляемости при посадке. Всего было выпущено 641 В-1, -2, -3, -4 и -5.
Мародерами» Mk.II (аналогичными В-26С-30-МО). Самолеты этой модификации поступили в 12-ю, 21 -ю, 24-ю, 25-ю и 30-ю эскадрильи ЮА ВВС. 19 «короткокрылых» В-26В несли основную нагрузку в RAF. В 1944 г.
Мародеры» Mk.III (соответствующие B-26F и B-26G) прибыли на Средиземноморский ТВД и поступили в ЮА ВВС, а также в шесть эскадрилий новых, возрождавшихся французских ВВС. Всего по «ленд-лизу» в Великобританию поступило 525 «Мародеров».
Производство В-26В закончилось в Балтиморе в феврале 1944 г. с поставкой последнего В-26В-55-МА. Соответственно, «Мартин» произвел 208 АТ-23А для ВВС США, которые использовались как тренировочные машины для подготовки к В-26В, или буксировщики мишеней (без брони, пулеметов и турелей, но с буксировочной лебедкой С-5). В Омахе до конца 1944 г. строились В-26С-45-МО, было выпущено 350 тренировочных самолетов и буксировщиков мишеней АТ-23В. 225 буксировщиков было поставлено ВМС США и Корпусу морской пехоты под обозначением JM- JM-1. Самолеты ВВС США получили в 1944 г. обозначение ТВ-26.
После модернизации первых самолетов был построен единственный экземпляр XB-26D для испытаний противообледенительной системы. Запланированная модификация В-26Е с уменьшенной массой и верхней турелью, сдвинутой вперед, к кабине штурмана, не была построена.
Два других разработанных варианта пошли в производство. Их обоих отличали увеличенные размах крыла и угол установки крыла (до 3,5°). По мнению большинства пилотов, это должно было улучшить взлетно-посадочные характеристики, и, в конечном счете, управляемость при заходе на посадку стала лучше, но максимальная скорость упала до 446 км/ч. Производство B-26F началось в конце 1943 г., а первые поставки в ВВС США были произведены в феврале следующего года. Почти 300 B-26F были закончены, из них 200 попали на Ближний Восток по «ленд-лизу», как «Мародер» Mk.III (соответствовали B-26F-2 и B-26F-6).
Большое количество мелких изменений в конструкции и оборудовании характеризовало B-26G. Фирма «Мартин» выпустила 893 экземпляра, из них 150 поступило в Великобританию, тоже под маркой «Мародер» Mk.III. Около 57 TB-26G было также произведено в 1944 г., из которых 15 было поставлено в ВМС США и Корпус морской пехоты под обозначением JM-2.
Последние В-26 были поставлены 30 марта 1945 г. Общее количество поставленных «Мародеров» достигло 5157. (Еще один самолет ХВ-26Н, 44-28221 был построен для испытаний четырехколесного велосипедного шасси, предполагавшегося к установке на бомбардировщики «Боинг» В-47 и «Мартин» ХВ-48.) Несмотря на проблемы, присущие выбранной перспективной философии конструкции, В-26 имел выдающиеся для войны достижения. Он совершил 129 943 боевых вылета на Европейском и Ближневосточном ТВД, сбросив 162 382 тонны бомб. Их экипажи сбили 402 вражеских самолета, потеряв 911 своих, что в общих боевых потерях составляет меньше одного процента.