He 111

Heinkel He 111



Тип средний бомбардировщик
Разработчик Heinkel Flugzeugwerke
Производитель Хейнкель (Росток, Берлин)
Норддойче Дорньеверке (Висмар)
ATG (Лейпциг)
Арадо (Бабельсберг, Бранденбург-Хавель)
Фабрика де авион SET (Бухарест)
Главный конструктор Зигфрид и Вальтер Гюнтеры
Первый полёт 24 февраля 1935
Начало эксплуатации 1935
Конец эксплуатации 1945
Статус не эксплуатируется
Основные эксплуатанты люфтваффе
Годы производства 1935-1944
Единиц произведено ~7 300

Heinkel He 111 — немецкий средний бомбардировщик-моноплан, один из основных бомбардировщиков люфтваффе (существовали также модификации торпедоносцев и штурмовиков). В начале 1930-х годов немецкий авиаконструктор Эрнст Хейнкель принял решение построить самый быстрый в мире пассажирский самолёт, что было крайне амбициозной целью, к которой скептически отнеслись как представители немецкого авиапрома, так и новые политические лидеры Германии. Хейнкель доверил проектирование самолёта братьям Гюнтер, новым и недостаточно проверенным для своей компании людям.

Сконструированный самолёт превосходил уже существовавший и бывший прямым конкурентом конструкции Хейнкеля Lockheed 9 Orion. Первый экземпляр вскоре ставшего широко известным Heinkel He 70 «Blitz» (нем. «Молния») взлетел в 1932 году и сразу же начал бить рекорды скорости. В своей обычной версии, рассчитанной на четверых пассажиров, он мог развивать скорость до 320 км/ч, хотя и был оборудован единственным двигателем BMW V1 мощностью всего 600 л. с. Эллиптическая форма крыла, уже применявшаяся братьями Гюнтер при разработке собственного спортивного самолета Bäumer Sausewind до присоединения к фирме Хейнкеля, стала характерной для всех последующих разработок братьев.

Конструкция тут же привлекла внимание люфтваффе, присматривавшей подходящие самолёты с целью приспосабливания их под средние стратегические бомбардировщики.

Будущий He 111 был более мощной двухмоторной версией «Блица», унаследовавшей многие черты предшественника, включая сочетание эллиптического крыла с инвертированным крылом типа «чайка», круглый штурвал небольшого размера и двигатели производства BMW. Из-за расположения двигателей, единственного заметного конструктивного изменения, самолёт получил прозвище «Doppel Blitz» («Двойная молния»).

Использовался люфтваффе накануне и в годы Второй мировой войны. Всего было построено около 7300 He 111 разных модификаций, что делает этот самолёт вторым по массовости бомбардировщиком Германии во Второй мировой войне. He.111 выпускался до сентября 1944 года на заводах "Хейнкель" в Мариэне, Берлине, Ораниенбурге и Ростоке, "Норддойче Дорньеверке" в Висмаре, ATG в Лейпциге, "Арадо флюшцойгверке" в Бабельсберге, Бранденбург-Хавеле и Варнемюнде, "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" в Дессау. Всего изготовлено около 7500 самолётов всех модификаций. С сентября 1938 года он стал самым массовым бомбардировщиком люфтваффе. По лицензии выпускался в Румынии (30 самолётов) и Испании (200). Поставлялся на экспорт в Болгарию (2 самолёта), Венгрию (16), Испанию (130), Китай (6), Румынию (32), Словакию (2) и Турцию (28). К началу Второй мировой войны He.111 считался уже устаревшим, но замены ему не было. И хотя самолёт постоянно модернизировался, он не поспевал за меняющимися требованиями воздушной войны.

В боевых условиях впервые применён в 1937 году в Китае в боях под Шанхаем. С февраля 1937 года в составе легиона "Кондор" участвовал в гражданской войне в Испании (впервые применён 9 марта во время налёта на аэродромы Алькала и Барайас). Вместе с бомбардировщиками других типов He.111B-2 участвовали в бомбардировке Герники 26 апреля 1937 года. Всего в Испанию послано 95 самолётов. Один трофейный He.111B-1 в 1938 году был переправлен в СССР для испытаний в НИИ ВВС. После окончания войны уцелевшие He.111 немцы передали франкистам.

He.111 использовался во Второй мировой войне с первых дней (с нападения на Польшу) и до самого конца на всех фронтах. В мае 1941 года самолёты He.111 поддерживали мятеж Рашида-Али в Ираке. На советско-германском фронте начиная с осени 1941 года начал постепенно вытесняться самолётами Ju.88. Румынские He.111 до 1944 года воевали против СССР, а затем - против немцев. Турецкие He.111 эксплуатировались до 1946 года. В ВВС Испании He.111 оставались на вооружении до конца 50-х годов.

Во время войны части Красной Армии захватили несколько десятков исправных He.111 различных модификаций. После испытаний они использовались в качестве транспортных и для буксировки планёров. Часть из них использовалась для выброски парашютистов в немецком тылу. После войны несколько трофейных He.111H эксплуатировались в ВВС Чехословакии (под обозначением LB-77) и Франции.

Пассажирские He.111C и He.111G применялись авикомпанией "Люфтганза" на дюжене авиалиний, в том числе на отрезке Берлин-Данциг-Кёнигсберг маршрута "Дерулюфта" Берлин-Москва. 1 сентября 1939 года большинство их было реквизировано "Люфтваффе" и применялось в качестве транспортных.

Не 111 над Францией

Против Франции немцы развернули Luftfloten 2 и 3, располагавшие 1120 бомбардировщиками, из них 688 He111. Кампания началась рано утром 10 мая с массированных ударов по аэродромам союзников, в ходе которых было уничтожено большое количество самолетов противника. Больше всего пострадали бельгийские ВВС, которые потеряли на аэродромах (разбомбленных KG 51 и KG 53) 28 истребителей, в том числе 9 "Харрикейнов". К вечеру следующего дня на аэродромах догорали остатки уже 80 бельгийских самолетов. За первый день войны немцы уничтожили около 200 самолетов союзников, за платив за это 47 своими машинами, из которых 40% составляли "Летающие лопаты". Налеты на аэродромы продолжались еще два дня. но результаты были хуже - союзники успели рассредоточить свою авиацию. Подобная операция, под кодовым названием "Paula" была проведена немцами и в первых числах июня, перед началом второй фазы французской кампании. Как и 10 мая. Люфтваффе произвело 3 июня массированный налет на аэродромы вокруг Парижа, нанеся французам тяжелое поражение и выведя из игры французские ВВС, лишившиеся тылового обеспечения. Но главные события развернулись несколькими днями раньше во Фландрии, где разыгрывалась дюнкеркская катастрофа. Отрезанные союзнические войска 27 мая подвергались первой и единственной бомбардировке, произведенной силами трех полков: KG I. KG 4 и KG 54. Бомбы накрыли пляжи, порт и доки, в которых было уничтожено судно "Аден" ("Aden"). На дно пошло более 250 плавсредств, использовавшихся для эвакуации гарнизона города.

Во время французской кампании Не 111 участвовали в двух драматичных инцидентах. Первое происшествие случилось 10 мая, когда заблудившийся экипаж из KG 51 сбросил бомбы на немецкий город Фрайбург, погибло 57 человек. Сначала немецкие власти ничего не поняли, но когда экипаж сообщил о поражении цели на территории Франции, ошибка была обнаружена. Разумеется, доктор Геббельс не упустил возможности раструбить повсюду о жестокости союзников, и только после войны детали этого происшествия стали известны. Другим происшествием стала бомбардировка Роттердама, но ее подробности не известны до сих пор. Во время первого налета 30 Не 111 из S и II./KG 4 разбомбили аэродром в пригороде Роттердама, блокировав на нем JaVa 16. Во время налета голландцам удалось сбить самолет командира полка полковника Фибига (Fiebig), сам Фибиг попал в плен. Вслед за Хейнкелями налетели Ju 52 и сбросили 3-й батальона 1-го парашютного полка, заданием которого было захватить аэропорт и удерживать его до вечера, когда по расчетам 9-я танковая дивизия должна была прийти на подмогу. Однако немецкие танки вышли к Роттердаму только вечером 13 мая. но ее задержали на канале Вааль. Тщетно попытавшись форсировать водную преграду, фашисты выдвинули в 10.30 голландцам ультиматум, предлагая им в течение двух часов сдаться, в противном случае немцы угрожали сровнять Роттердам с землей. Голландцы сразу не приняли ультиматума, а протянули до 13.20. когда все же согласились сдаться. Но было поздно. Более 50 Не 111 из KG 54 уже были на подходе к цели. Фашисты потом утверждали, что виной всему была плохая связь, и невнимательность экипажей, не заметивших сигнала отбоя. Так или иначе, но центр города был разрушен, почти 900 человек было убито или ранено. Другая сторона утверждает, что это варварство немецкие пилоты совершили по прямому приказанию Геринга, что однако не провиворечит позиции немецкой стороны.
Два месяца непрерывных боев стоили Люфтваффе 511 бомбардировщиков, из ни 438 сбито союзниками. Около 350 самолетов, то есть 50% от потерь, составляли Не 111.

Не 111 над Англией

После победы над Францией у Германии оставался только один противник - Англия. Из-за фатальных решений, недостаточной последовательности и безответственности верхушки III Рейха, битва за Англию разыгралась только в воздухе. Результаты этой битвы, которые оказались явно не в пользу Германии, в первый раз поставили под сомнение доктрину генерала Дуэ. Лето и осень 1940 года стали переломным моментом в судьбе конструкции братьев Гюнтер. которая стала уступать место Ju 88 - своему более совершенному конкуренту. Но не смотря ни на что, благодаря своим достоинствам и универсальности. Не 111 сыграли в "Битве за Англию" одну из главных ролей.
Началом битвы можно считать 13 августа. В этот день немецкие бомбардировщики нанесли удар по аэродромам, расположенным в южной части Англии. Однако поскольку налеты совершались уже с начала июля, англичане располагали сетью радаров и хорошо налаженной службой оповещения, поэтому о внезапном ударе речи уже быть не могло. Поэтому господство в воздухе немцам пришлось завоевывать не бомбя аэродромы, а сбивая английские самолеты в жарких воздушных битвах. Еще один массированный налет фашисты провели 15 августа, но оказалось, что 2-й и 3-й Воздушные флоты потеряли в этот день 79 самолетов, из них 12 Не 111Н и Р. Самые тяжелые потери понес II1./KG 26, который в составе отряда из 72 Не 111 бомбил цели на восточном берегу Британии. Дивизион базировался в Норвегии и на долгом пути его прикрывали 21 Me 110 из ZG 76. Прикрытие оказалось недостаточным. Четыре неполных английских дивизиона сбили восемь Не 111Н-4 и три истребителя, потеряв при этом 1 "Харрикейн" (интересно, что англичане объявили о 25 сбитых самолетах противника). Потери оказались неожиданно высокими. Если в первый день операции немцы потеряли 39 машин, из них только 2 Не 111 (и только один Не 111 из III./KG 27 в бою), то 14 августа из 18 потерянных самолетов уже 8 было Не 111 (из них шесть - боевые потери). Очередной раз немцы понесли ощутимые потери 18 августа, когда на базу не вернулось 69 машин, из них 9 Не 111. Потери англичан в тот день составили 39 истребителей и 29 самолетов разных типов, уничтоженных на аэродромах. Ночью 24 августа I1I./KG 55 в первый раз бомбил Лондон, который двумя неделями спустя стал главной целью фашистской авиации. В эту ночь английский "Бленхейм" из 29-го дивизиона сбил один Не 111. Немцы медленно, день за днем расшатывали систему противовоздушной обороны Англии, сами неся при этом значительные потери. Бои были очень напряженными. Хотя безвозвратные потери были очень высоки, основную проблему составляли повреждения самолетов. К 7 сентября - в день начала второй фазы битвы за Англию (англичане считают эту фазу третьей) - во 2-м. 3-м и 5-м Воздушных флотах было следующее состояние материальной части (относительно Не 111):

Luftflotte 2:
S. 1., II., III./KG I - 50 исправных/29 неисправных;
S, I., II./KG4-51/33;
S, I., II./KG 26 - 17/40;
S, I., II., II1./KG 53 - 33/43;
KGr 126-26/7. Luftflotte 3:
S, I., II., III./KG 27 - 45/49;
KGr 1007/21;
S, I., II., III./KG 55 - 68/20.

Около 35 He 111 находилось в разведывательных эскадрильях - 2, 3, 4, 5(F)/122, 1. 3(F)/121 и 1(F)/120. Еще 20 самолетов этого типа использовалось в качестве курьерских и самолетов управления. Но больше всего было Хейнкелей в бомбардировочных полках - 526 машин, из которых 239 были небоеспособны. В четырех полках поврежденных самолетов было больше чем боеготовых. Положение Люфтваффе в те дни было критическим.
За переломный момент битвы за Англию считают 15 сентября. И хотя этот факт часто оспаривают, но без сомнения можно сказать, что в этот день разгорелись самые жаркие бои. В ходе круглосуточного сражения немцы произвели 14 ночных (участвовало 74 Не 111) и 8 дневных (73 Не 111) налета, в которых потеряли 56 машин, в том числе 10 Не 111.

О напряженности боев можно судить по тому факту, что польские пилоты объявили о 25 сбитых Не 111, из которых, в действительности, на их счет можно отнести не больше 5. Печально для союзников закончился день 26 сентября. 59 Не 111 из KG 55 "Greif' вылетели бомбить завод Соленте, выпускавший "Спитфайры". По дороге немцев перехватили истребители из трех дивизионов, в том числе 303-го польского дивизиона. После длительного боя поляки объявили 11-1-1 побед (Это означает 11 самолетов сбитых наверняка, один сбитый правдоподобно и один поврежденный), но в действительности KG 55 потерял только один самолет и еще один был поврежден. Эти потер и не помешали немцам выполнить задание, в результате которого погибло 89 человек, уничтожено 3 истребителя и повреждено еще 20 самолетов.

Последним бомбовозом Хейнкеля, потерянным в ходе битвы за Англию был Не 111Н-3 из I./KG 1, который пропал в районе Уэст-Рейнхема 29 октября 1940 года. Это была уже третья (четвертая) фаза битвы, которая постепенно перешла в операцию "Nachte Blitz" (ночная молния) ограничившуюся беспокоящими ночными налетами, продолжавшимися до лета 1941 года. К этому времени Люфтваффе потеряло 395 Не 111, из них 235 сбитыми союзниками.

В ночных налетах на Англию Не 111 играли главную роль. Дело в том, что эти самолеты были приспособлены для установки специального вооружения, поэтому некоторые специфические задания могли выполнить только Не 111. Машины, изготовленные на заводах фирмы Хейнкель АГ, брали на борт тяжелые бомбы, выполняли прицельное бомбометание в роли ведущих и составляли основу ударных сил в качестве обычных бомбардировщиков. В этот период Не 111 был лучшим стратегическим бомбардировщиком Люфтваффе. Первый налет немцы произвели в ночь с 1 на 2 ноября 1940 года (В первый раз X-Geraet немцы применили летом 1940 года в KG 4, но только осенью в KGr 100 его стали использовать в качестве специального устройства наведения больших групп самолетов. Y-Geraet появился в KG 26 уже в августе, но необходимый уровень боеготовности в III./KG 26 был достигнут только в октябре), когда 80 Не 111 из KG 55 нанесли бомбовый удар по Лондону, а 58 Не 111 из KGr 100 по Бирмингему. KGr 100 как специализированная часть имела отлично подготовленные экипажи (Как показывает позднейшая историография, в действительности в этой части уровень подготовки пилотов был даже ниже чем в среднем по Люфтваффе. Элитарность была присуща этой части самое большее в момент формирования и в дальнейшем была утрачена) и налеты этой группы были наиболее разрушительными. Командование Люфтваффе это знало, и как только появилось радионавигационное оборудование нового поколения, KGr 100 избрали для выполнения функции наведения на цель. Эта группа вела бомбардировщики из других полков и в ночь с 4 на 5 ноября, когда 321 фашистских самолета бомбардировало Ливерпуль и Лондон, а ночь 14 ноября 18 Не 111 из KGr 100 первыми выполнили точное бомбометание по Ковентри. Вслед за ними как саранча налетели 437 бомбардировщиков и ориентируясь на пожары, вызванные KGr 100 сбросили 51 тонну бомб и перепахали город вдоль и поперек. Погибло 554 человек и почти что 1000 было ранено. Несмотря на большой размах первых налетов, это все были цветочки. Ягодки ночной войны созрели весной 1941 года. В ночь с 16 на 17 апреля над Лондоном появилось 685 бомбардировщиков, которые совершили 759 самолето-вылетов, а в ночь с 19 на 20 апреля немецкие бомбовозы превзошли сами себя и совершили 785 самолето-вылетов. Некоторые экипажи выполняли по два, и даже по три боевых вылета за ночь. Во время первого налета, который стоил немцам только трех бомбардировщиков, хотя англичане выставили против них 164 истребителя, погибло 1179 человек и 2233 человека ранено. Второй налет продолжался семь часов подряд. Первыми шли 13 Не 111Н-5у из II1./KG 26, оснащенные Y-Geraet. На город упало 1000 тонн бомб, а 101 истребитель и артиллерия ПВО англичан смогли сбить только два немецких бомбардировщика (из них один, Не 111Н-5 из 7./KG 4 был сбит "Харрикейном" из 151-го дивизиона RAF). Еще два самолета фашисты потеряли по техническим причинам. Немцы действовали практически безнаказанно, поскольку англичане еще не смогли на достаточном уровне организовать ночную противовоздушную оборону острова. Например дивизион III./KG 26 "Loewen" потерял за два последних месяца 1940 года только четыре машины (одну из них по техническим причинам), хотя ему доставалась самая трудная часть работы - выводить на цель последующие самолеты. Благодать для немцев закончилась в конце зимы - начале весны 1941 года, когда англичане научились использовать бортовые локаторы для обнаружения бомбардировщиков противника. Потери сразу подскочили, и первыми это почувствовали на собственной шкуре "Львы" из 1II./KG 26, потеряв за две ночи девять Не 111, а в ночь с 3 на 4 мая еще три машины. Последний массированный налет с участием 507 бомбардировщиков немцы произвели 10 мая, целью налета опять стал Лондон. Дальше такие налеты уже были невозможны из-за того, что часть сил пришлось перебросить в другие районы Европы.

Кроме массированных налетов на английские города немцы проводили налеты на оружейные центры Англии. Одной из таких целей стал завод "Парнелл" в Йете, где изготовляли ночные истребители "Бьюфайтер". Первый налет, предпринятый 22 февраля, закончился неудачно, поскольку Не 111Н-3 из III./KG 27 был сбит около Портбери. Второй налет, состоявшийся 27 февраля, был более успешным. Обер-лейтенант Германн Ломанн (Lohmann) из штабного звена II./KG 27 отважно провел свой Не 111Р-2 до цели, не поднимаясь выше 20 метров. Третий налет, хотя и проходил по аналогичному сценарию, но результаты были более скромными. Самолету Ломанна удалось снова прорваться сквозь противовоздушную оборону англичан, выйти к цели и сбросить на нее 7 бомб, но на этом успех закончился. Из семи бомб взорвалось только две, фашистский самолет оказался поврежден, и Ломанну пришлось возвращаться на базу на одном моторе. Казалось, что Обер-лейтенант вел с заводом в Йете личный поединок, поскольку уже 3 марта он снова вывел свой самолет к заводу, снова сбросил на него бомбы и снова едва дотянул до аэродрома. Неизвестно, кто бы победил в этой войне человека и завода, но продолжения у этой истории нет - часть, в которой служил Ломанн, перебросили на другой участок.