И-16 тип 5 / И-16 тип 10

И-16 тип 5



Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1934
Тип: Фронтовой истребитель
Размах крыла, м 9.00
Длина, м 5.99
Высота, м 3.25
Площадь крыла, м2 14.54
Масса, кг
пустого 1119
взлетная 1508
Тип двигателя 1 ПД М-25А
Мощность, л.с. 1 х 730
Максимальная скорость , км/ч
у земли 390
на высоте 445
Практическая дальность, км 540
Cкороподъемность, м/мин 850
Практический потолок, м 9100
Экипаж 1
Вооружение: два 7.62-мм пулемета ШКАС


Самолет И-16 который по документах выпускался серийно с 1934 года на самом деле вошел в серийное производство 1935 году, а те И-16 которые были засчитаны в производственный план 1934 года дорабатывались и в следующем. Тогда же появилась возможность устанавливать на самолеты И-16 двигатели М-25, которые были скопированы с американских - Райт-Циклон Ф-3. На Пермском заводе №19 развернулось производство этих двигателей, используя американские детали удалось выпустить 660 двигателей для самолетов И-16. Этот самолет в Нижнем Новгороде получил обозначение тип 5. Советское правительство не предпринимало никаких усилий, для того чтобы скрыть разработку самолетов И-16 и представило предсерийный самолет И-16 тип 5 на Международном авиационном салоне в Милане, Италия, проводившемся 12-28 октября 1935 года. На Миланском салоне И-16 привлек большое внимание специалистов, благодаря наличию убирающегося шасси и закрывающейся кабины. Производство нового истребителя И-16 тип 5 развернулось в начале 1936 года на авиазаводах № 21 и 153. Самолеты И-16 тип 5 и Тип 6 строились до конца 1937 года, за этот период со сборочных линий сошло около 2200 этих машин. Серийные И-16 тип 5 отличались от предсерийных костылем, которым было заменено хвостовое колесо. Огневая мощь была усилена - вместо двух стандартных пулеметов ПВ-1 устанавливались новые пулеметы ШКАС (калибра 7,62 мм). Новый пулемет имел скорострельность 1800 выстрелов в минуту, боезапас составлял 900 патронов на ствол. Два ШКАСа располагались в крыльях, вне площади ометаемой воздушным винтом, Имелась также возможность подвески бомбовой нагрузки - до 200 кг. Все И-16 тип 5 были оборудованы телескопическим прицелом ОП-1, который использовался ранее также и на истребителях-бипланах И-15 и И-152.

Кабина истребителя получилась довольно тесной, в ней комфортно себя чувствовали только пилоты небольшого роста. Сиденье пилота имело регулировку только по высоте, а набор оборудования был минимальным. Контрольно-измерительные приборы включали: высотомер, указатель вертикальной скорости, указатель крена и поворота и индикатор температуры масла. Эти приборы, изготавливались главным образом, по лицензии американской фирмы Pioneer-Bendix gauges. Пилотская кабина внутри окрашивалась на заводе в серо-зеленый цвет, приборная панель - в темно-зеленый цвет. Задняя часть сиденья и заголовник обтягивались кожей черного цвета.
И-16 тип 5, однако, не был самолетом для новичков. Он был чрезмерно чувствителен к движениям органов управления, а его продольная устойчивость была низкой. Истребитель также имел тенденцию к потере скорости при скольжении. Неустойчивость при крене и повороте требовала очень высокого внимания со стороны пилота, к тому же жесткая установка двигателя приводила к раздражающему высокому уровню вибраций.

И-16 тип 10


Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1937
Тип: Фронтовой истребитель
Размах крыла, м 9.00
Длина, м 6.07
Высота, м 3.25
Площадь крыла, м2 14.54
Масса, кг
пустого 1327
взлетная 1716
Тип двигателя 1 ПД М-25
Мощность, л.с. 1 х 750
Максимальная скорость , км/ч
у земли 398
на высоте 448
Практическая дальность, км 525
Cкороподъемность, м/мин 882
Практический потолок, м 8470
Экипаж 1
Вооружение: четыре 7.62-мм пулемета ШКАС


Мощность огня двух пулеметов ШКАС калибра 7,62мм, которыми были вооружены И-16 тип 5, во время войны в Испании для современного воздушного боя стала уже недостаточной. Это привело к появлению следующей модификации - И-16 тип 10, которая стала самой многочисленной из всех строившихся вариантов истребителя И-16. Чтобы повысить огневую мощь И-16, в носовой части самолета была установлена пара синхронизированных пулеметов ШКАС, с боезапасом по 650 патронов на ствол, стрелявших через плоскость воздушного винта. Стволы пулеметов выступали над верхней частью капота.

Чтобы прикрыть казенную часть пулеметов, вверху на носовой части фюзеляжа были установлены два обтекателя. Эти обтекатели стали той характерной чертой, по которой можно было легко отличить И-16 тип 10 от вариантов И-16 тип 5 и тип 6. Большинство И-16 тип 10 оборудовались прицелом ПАК-1, но последние серийные самолеты получали уже более совершенные версии этого прицела - ПАК-1а и ПАК-1м.

Переход от производства И-16 тип 6 к новой модификации - тип 10 прошел на заводе № 21 в очень сжатые сроки. В письме, от 25 декабря 1937 года, К.Е.Ворошилов, в то время нарком вооруженных сил, сообщил о необходимости срочно перевести поточную линию завода № 21 с И-16 тип 6 на выпуск более современных И-16 тип 10. Директор завода И.М. Мирошников ответил, что такой переход планируется в течение года. Однако Ворошилов был непреклонен, дав крайний срок - два дня! Вслед за И-16 тип 6 появилась модификация с двумя синхронными пулеметами ШКАС, установленными в верхней части фюзеляжа. Этот четырехпулеметный И-16, обозначенный как тип 10, в Испании стал называться "Супер Моска" или просто С"упер". Срочность заказа привела к тому, что этот тип продолжал дорабатываться в процессе серийной постройки и в окончательном виде ≈ с форсированным двигателем М-25В, посадочными щитками и убираемыми лыжами, проходил государственные испытания в НИИ ВВС только в феврале 1939 года.

В Испанию тип 10 поступил впервые в марте 1938 года в количестве 31 экземпляра. В течение лета поступило еще 90 таких четырехпулеметных машин. Эти самолеты участвовали в воздушных сражениях в течение лета-осени 1938 года. В этот период в Испанию попали 24 контрабандных американских высотных двигателя "Райт-Циклон" F-54. Этими двигателями оснастили самолеты эскадрильи №4, состоящей из 12-ти И-16 тип 10, которой командовал один из самых результативных испанских пилотов Антонио Ариас. Самолеты И-16, оснащенные двигателем, который развивал максимальную мощность на 7000 метрах, получили прекрасную возможность отыграться на немецких истребителях Bf.109. Нужно сказать, что уже первые боевые столкновения И-16 и Bf.109 весной 1937 года показали приблизительно равные возможности этих машин. Однако так продолжалось лишь до 3-х километровой высоты, где мощность двигателя И-16 начинала падать, а двигатель Bf.109 сохранял мощность до подъема на высоту 5000 метров. Данное преимущество позволяло пилотам Мессершмиттов практически всегда занимать более выгодную позицию.