B-17

Боинг B-17 «Летающая крепость»




Тактико-технические характеристики бомбардировщика B-17F:
Год принятия на вооружение - 1942
Размах крыла - 31,63 м
Длина - 22,78 м
Высота - 5,85 м
Площадь крыла - 132,0 кв.м
Масса, кг - пустого самолета - 16206 - нормальная взлетная - 18262 - максимальная взлетная - 22099
Тип двигателя - 4 ПД Write R-1820-97 Cyclone
Мощность - 4 х 1200 л.с.
Максимальная скорость - 523 км/ч
Крейсерская скорость - 257 км/ч
Практическая дальность - 7112 км
Боевая дальность - 2160 км
Практический потолок - 10600 м
Экипаж - 10 чел
Вооружение:
Осевое: 6 шаровых установок типа K-1 под 7,62-мм пулемет, размещенных в окнах и носу; 1 х 7,62-мм пулемет Browning M-2 с боекомплектом в 5100 патр.
Верхнее: 1 турель с силовым приводом типа Sperry N.654473E со спаренным 12,7-мм пулеметом Browning M-2 с боекомплектом в 500 патронов на ствол; шаровая установка типа K-2 под 12,7-мм пулемет, установленная в радиорубке с пулеметом Browning M-2 калибра 12,7 мм с боекомплектом в 5100 патронов.
Hижнее: 1 турель с силовым приводом типа Sperry N.645849J со спаренным 12,7-мм пулеметом Browning M-2 с боекомплектом в 500 патронов на ствол.
Боковые амбразуры: по 1 12,7-мм пулемету Browning M-2 на амбразуру с боекомплектом по 400 патронов.
Заднее: спаренный 12,7-мм пулемет Browning M-2 с боекомплектом в 500 патронов на ствол; оснащен дистанционно управляемым прицелом.
Бомбовая нагрузка: Максимальная проектная нагрузка - 26 (20) фугасных бомб M30 калибра 45 кг, или 16 (14) фугасных бомб M31 калибра 136 кг, или 12 (8) фугасных бомб M43 калибра 227 кг, или 8 (4) фугасных бомб M44 калибра 454 кг, или 4 (2) фугасные бомбы M34 калибра 907 кг.





В марте 1936 г. руководство У ВВС в докладной на имя наркома Ворошилова предложило включить "4-х моторный Боинг" в список самолетов, образцы которых хотели закупить в США. Начальник штаба ВВС Лавров писал : "Этот самолет сочетает данные, крайне необходимые нам - высокую скорость и большую дальность полета". ГУАП уже присмотрело под "Крепость" и место для производства - новый завод № 124 в Казани, причем собиралось осваивать большую сложную машину лишь по образцу, без лицензии, самостоятельно. С другой стороны, в апреле того же года на совещании в УВВС Я.И. Алкснис предложил купить в США техническую помощь для освоения производства "4-х моторного бомбардировщика Боинг". Через посредничество "Амторга" с фирмой начали переговоры, которые, однако, не увенчались успехом. Летом 1941 г., когда после нападения Германии на СССР США предложили свою военную помощь, президент Рузвельт в числе прочего пообещал Сталину и тяжелые бомбардировщики. 1 августа в администрации президента обсуждался вопрос о поставке западными союзниками 10 тяжелых бомбардировщиков в месяц. Пять должна была обеспечить Америка, пять - Англия. В проекте, с которым прибыл в Москву А.Гарриман, было записано, что США берутся поставить до июня 1942 г. 27 таких машин. Речь шла, несомненно, о В-17, поскольку производство другого подобного самолета, В-24, тогда только осваивалось. Мнения относительно степени ценности "Летающих крепостей" для ВВС РККА в нашей стране расходились. Например, Разведывательное управление Генштаба направило в правительство документ, в котором говорилось: "Самолет БОИНГ В-17, во всех его модификациях, является устаревшим типом 4-х моторного бомбардировщика". Разведчики призывали всемерно добиваться поставок более нового В-24. С другой стороны, Главное управление ВВС сообщало наркому авиапромышленности Шахурину: "Наиболее подходящим типом бомбардировщика является американский самолет Боинг В-17". Похоже, что точка зрения авиаторов победила. Именно за "Крепостями" прибыла в Штаты группа под руководством М.М.Громова, доставленная по трассе Северного морского пути летающими лодками на Аляску. Ее члены должны были принять первую партию из пяти В-17, быстро освоить новую технику (личный состав набрали из опытных испытателей, летавших на многих типах самолетов) и совершить перелет через Атлантику в Англию. Там машины собирались загрузить бомбами и взять курс на Германию. Отбомбившись по целям в рейхе, "Крепости" должны были сесть под Москвой. Но американцы В-17 нам не дали, предложив взамен В-25, В-26 и А-29. Против передачи тяжелых бомбардировщиков Советскому Союзу резко выступил генерал Арнольд, ссылаясь на нехватку их в авиации самих США. Действительно, на 1 августа 1941 г. в строю имелось всего 40 В-17 и один В-24. В качестве второго аргумента выдвинули наличие на борту "Крепостей" секрет- ного оборудования, в частности, бомбардировочных прицелов. Громову пришлось удовольствоваться партией В-25, для задуманного грандиозного рейда непригодными. Но попыток добиться получения В-17 у нас не прекращали. На заседании трехсторонней комиссии в Москве 29 сентября 1941 г., на котором обсуждались будущие поставки по ленд-лизу, Шахурин спросил генерала Чанэя, представлявшего ВВС армии США: "Можно ли будет получить самолеты типа Боинг?" Чанэй ответил: "Пока они еще не могут быть поставлены". Вопрос был закрыт надолго. Еще одну попытку заполучить эти машины сделали в 1944 г., когда советская сторона отправила запрос на поставки самолетов в рамках IV протокола о военной помощи. Заказали 240 В-17. И опять не получили ни одного.

В июне 1944 г. с B-17G вплотную познакомились и у нас - в Полтаве, Миргороде и Пирятине были организованы американские авиабазы, обеспечивающие так называемые "челночные операции". Дело в том, что с увеличением дальности полета бомбовая нагрузка В-17 (как и любого другого бомбардировщика) резко падала. Вместо бомб машина вынуждена была брать больше топлива. Поэтому цели в Восточной Германии, Венгрии, Польше являлись практически недоступными для эффективных налетов с воздуха. Советский Союз же практически не имел тяжелых бомбардировщиков. Учитывая это, было достигнуто соглашение об использовании американцами баз на советской территории. Для приема В-17 аэродромы реконструировали, оснастили разборными металлическими взлетно-посадочными полосами, построили казармы и мастерские. Планировалось, что "Крепости" 8-й и 15-й воздушных армий стартуют со своих баз в Англии и Италии, отбомбятся и продолжат свой путь на Украину. Там их дозаправят, подвесят новые бомбы и отправят назад.
Советская сторона обеспечивала ПВО аэродромов, снабжение и частично обслуживание самолетов. Для этой цели специально создали 169-ю авиабазу особого назначения под командованием генерал-майора А.Р. Перминова. Первый "челночный" рейд провели 2 июня 1944 г. В тот день на Украине приземлились 128 B-17G и 64 истребителя сопровождения. Немцы пытались помешать работе баз. 22 июня они организовали массированный ночной налет на Полтаву, а на следующую ночь - на Миргород. В Полтаве были уничтожены 44 "Крепости" и еще 24 повреждены. Все машины, признанные непригодными для восстановления, впоследствии бросили на аэродромах. "Челночные операции" (американцы закодировали их как операцию "Фрэнтик") продолжались до 19 сентября 1944 г. В них участвовали 1030 самолетов, в том числе 529 "Крепостей", которые сбросили на немцев 1995 т бомб. К началу осени советские войска ушли далеко вперед, и использование баз на Украине стало нецелесообразным.

Красная Армия уже вошла на территорию стран Восточной Европы. Все чаще стали попадаться совершившие вынужденные посадки и брошенные экипажами английские и американские самолеты, в том числе и В-17. Первоначально работы по поиску и восстановлению таких машин велись самодеятельно, отдельными частями или соединениями. Например, в Венгрии и Австрии сбором и восстановлением американских тяжелых бомбардировщиков сначала занимался 449-й бомбардировочный полк. Старший инженер полка Н.А.Кузьмин самостоятельно, без инструкций, изучил эти машины. За несколько дней он разобрался в устройстве моторов, приборов, агрегатов и систем, определил порядок их обслуживания и эксплуатации. С группой специалистов Кузьмин привел в порядок несколько бомбардировщиков. Машины продемонстрировали командующему 3-м Украинским фронтом маршалу Ф.И. Толбухину и командующему 17-й воздушной армией генералу В.А.Судцу, причем один В-17 - в полете. 10 апреля 1945 г. появилась директива, обязывающая все части и подразделения сообщать о подобных находках штабу 18-й воздушной армии (наследницы АДД). Тяжелые бомбардировщики были остро необходимы советской авиации. Выпущенных Пе-8 не хватало на вооружение даже одной дивизии, попытки получить подобную технику от союзников не удавались. Решили собирать и восстанавливать брошенные В-17 и В-24, а затем доукомплектовать ими полки 45-й авиадивизии дальнего действия, тогда единственного в нашей стране соединения четырехмоторных бомбардировщиков. Бомбардировщик B-17G (№ 43-38902) 13 апреля совершил вынужденную посадку в Польше, севернее Жешува, близ аэродрома 341-го полка. 22 апреля после ремонта его перегнали в Полтаву. Это была первая "Крепость", поступившая в 45-ю дивизию. К середине мая по донесениям с мест в различных районах Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии и Югославии выявили 73 В-17 разных модификаций. Аппарат американского военного атташе в Москве знал о том, что наши собирают брошенную технику, но получил указание не вмешиваться. Интересно, что по оценкам американцев количество восстановленных советскими ВВС самолетов было более чем вдвое меньше, чем на самом деле. Один практически исправный B-17G, севший в Ясенках (Польша), вернули американцам. Четыре "Крепости" на указанных местах обнаружить не удалось. Остальные имели повреждения различной тяжести. Самолеты бились при посадке, секретное оборудование подрывалось по инструкции экипажами, кое-что расхищалось местным населением и солдатами. Большинство В-17 находилось на территории Польши, где действовали отряды "Армии Крайовой", нападавшие на советские войска. 29 мая 1945 г. в Демблине ими был взорван В-17, восстанавливавшийся группой специалистов 45-й дивизии. Несмотря на все трудности, к 1 июля 890-й полк имел на вооружении девять Пе-8, 19 В-25 и 12 В-17. Они дислоцировались на аэродроме Балбасово под Оршей. "Летающие крепости" постепенно вытесняли изношенные Пе-8 и двухмоторные В-25. К началу октября поступление собранных в Европе четырехмоторных бомбардировщиков закончилось; в строю полка находились 16 исправных В-17. Все они относились к модификации G. Одна машина более раннего типа, B-17F, поступила в ЛИИ НКАП, где прошла краткие летные испытания. Американские бомбардировщики считались временным оснащением полка до развертывания производства современных отечественных машин такого класса. На них осуществлялись полеты по плану учебно-боевой подготовки дальнебомбардировочной авиации - для поддержания формы летного состава. "Летающие крепости" пользовались хорошей репутацией у советских летчиков. По сравнению с отечественным Пе-8 американский бомбардировщик за счет турбонаддува имел большую скорость и потолок. Значительно мощнее было вооружение, совершеннее оборудование. Самолеты оснащались всеми самыми современными навигационными средствами, прекрасными бомбовыми прицелами, отличным радиооборудованием. Рассчитанные на многочасовые дальние рейды, "Крепости" обеспечивали экипажам уровень комфорта, просто немыслимый на советских машинах. Отмечали очень хорошую герметизацию самолета - для наших самолетов щели и сквозняки являлись тогда нормой. В-17 был очень прост в пилотировании.

Герой Советского Союза С.С.Сугак позже писал: "Самолеты имели отличное управление, чутко реагировали на отклонение рулей. В управлении они оказались легче, чем наши Пе-8, на котором мне довелось много летать". За простоту в пилотировании наши летчики называли "Крепость" "четырехмоторным У-2".
Из недостатков отмечали несколько худшие, по сравнению с Пе-8, взлетно-посадочные характеристики (хотя В-17 было легче удержать на прямой при взлете с большим весом) и более ограниченный обзор из пилотской кабины.

В 1946 г. 890-й полк перевели в Казань. Несколько неисправных "Крепостей" бросили в Балбасове. Они стояли там до 1948 г. В Казани самолеты часто осматривали работники местного авиазавода, как раз начинавшего осваивать производство Ту-4, скопированного с американского В-29. Элементы оборудования последнего имели много общего с установленным на В-17. Летом 1947 г. полк начал получать первые Ту-4. В-17 постепенно отправлялись на стоянку, а затем разрезались на металлолом. Всего через 890-й полк прошел 21 B-17G. "Летающие крепости" использовались в нашей стране не только в этом строевом полку, но и в различных исследовательских учреждениях. Количество гражданских "Крепостей" постепенно увеличивалось. Если на 1 октября 1947 г. в стране имелась всего одна такая машина, принадлежавшая министерству авиапромышленности (в ЛИИ), то на 1 января 1949 г. их там уже стало две. В 3-м квартале того же года по решению Совета министров военные передали МАП еще один В-17, получивший номер И-1006. Пять В-17 служили в НИИ-17 в качестве летающих лабораторий для испытаний радиооборудования. В 1952 г. на одном из них опробовали РЛС "Сокол", предназначенную для перехватчика Як-25. Один В-17 в 1948 г. использовался в НИИ ВВС для испытания новых парашютов, с него совершались групповые высотные прыжки. Когда списали последнюю советскую "Крепость", остается неизвестным.

К идее челночных бомбовых ударов долго относились благосклонно, причем американцы поддерживали ее с восторгом, хотя первый опыт давал повод к размышлению, когда 17 августа 1943 года американские бомбардировщики, базировавшиеся в Англии, перелетели в Северную Африку после налета на Регенсбург, а потом через Бордо вернулись в Англию. Тем не менее вскоре после этого советскому правительству был сделан запрос — может ли оно предоставить несколько баз вблизи от фронта. Стремление проявить добрую волю к сотрудничеству с Советами и оказать прямую военную помощь тоже сыграло немаловажную роль в этом деле. Однако Кремль, по-видимому, не проявлял к этому особого интереса. Наиболее консервативные британские авиационные стратеги тоже не были увлечены этой идеей. Несмотря на это, в ноябре 1943 года генералы ВВС США Дини и Вандерберг прибыли в Москву для переговоров. Позиция Советов была очень уклончива, но в конце концов Молотов «в принципе» согласился.
На Тегеранской конференции Рузвельт нашел возможность переговорить об этом лично со Сталиным. Эллиот, сын президента, был горячим защитником этой идеи. В конце концов после многих возражений Сталин, по-видимому, согласился, но проходили месяцы, а ничего не происходило. В феврале 1944 года после длительных переговоров со Сталиным Гарриман добился желаемого. Кремлевский диктатор объявил о своем намерении оборудовать шесть аэродромов, способных принять 200 американских бомбардировщиков, а также их истребительное прикрытие, но в то же время он отказался от создания подобных сооружений в Сибири для проведения стратегических налетов против Японии.
После такого сигнала к началу генерал Спаатс незамедлительно послал военную миссию в Россию. Первоначальное обещание о шести базах сократилось до трех, причем состояние всех трех было очень плачевным. Их местоположение было таким: Полтава, Миргород, Пирятин, при этом, вопреки желанию американцев, все они лежали слишком далеко к востоку. На протяжении апреля и мая, пока там начинались работы по расширению и ремонту, американские конвои шли через Атлантику и Персидский залив, чтобы доставить туда необходимые боеприпасы, оборудование, топливо и все, в чем нуждаются бомбардировщики. Русские предоставили людские ресурсы, но в меньшем количестве и не столь квалифицированные, как того требовали американцы. Тем временем была приблизительно назначена дата вторжения, причем от скоординированных американских налетов с запада и востока надеялись получить особый эффект, подобный шоку.

В конце мая после долгих и нудных формальностей, потребовавшихся для въезда 1200 человек американского наземного персонала, три советских аэродрома были готовы принять первые американские бомбардировщики. Операция «Неистовый Джо» могла начинаться. Так как 8-я американская ВА была полностью занята подготовкой к вторжению, то приказ совершить первый налет был дан 15-й ВА. Генерал Иэкер, командующий военно-воздушными силами США в Средиземноморье, лично летел в авангарде сил, состоявших из 130 «Летающих крепостей» под прикрытием 70 истребителей «мустанг», которые поднялись в воздух 2 июня. Целью являлся Дебрецен в Венгрии. Однако первоначально планировались налеты на авиационные заводы в Риге и Милеце в Польше, и в качестве более или менее жеста вежливости Спаатс запросил русских о том, согласны ли они с выбором таких целей. Москва же сильно возражала против этого. Шла долгая дипломатическая неразбериха, однако Москва стояла на своем. Она предлагала цели в Венгрии и Румынии, хотя для выбранных Москвой целей не было нужды приземляться в России. Очень недовольные, американцы приступили к операции. Экипажам были даны строгие указания, как себя вести, когда они встретятся со своими братьями по оружию из Красной армии. Никакого панибратства! Безупречное поведение! Никаких политических бесед ни при каких обстоятельствах!
Все авиачасти после полета, протекавшего без происшествий, приземлились как на параде. Один из самолетов взорвался во время полета по необъяснимой причине. Москва объявила об успешном завершении первого челночного рейда между Италией и Советским Союзом. 11 июня соединение вернулось назад в Италию. Но в Германии ожидаемый эффект, подобный шоку, не наблюдался, видимо, оттого, что вихрь начавшегося вторжения заглушил новости об этом событии. И только тогда, когда американцы 21 июня повторили операцию, в то время как часть сил отсоединилась от крупномасштабного налета 8-й ВА на Берлин, мы внезапно заинтересовались и обратили на это внимание.

По всей видимости, первые новости, касавшиеся этого события, доставил «Не-177», который летел следом за американским соединением, не упуская его из виду. Германское командование действовало с невероятной быстротой: 200 немецких бомбардировщиков 4-го (стратегического) авиакорпуса рано вечером 22 июня поднялись в воздух с их базы в Восточной Польше с целью произвести нападение на эту столь важную и достойную внимания цель на расстоянии в 1000 км. Наши части освоили технику ночных налетов в виде потока бомбардировщиков при помощи самолетов наведения и световых сигналов, которую англичане довели до совершенства. Погода была благоприятной, оборона слабой. Без каких бы то ни было потерь немецкие бомбардировщики сбросили свой груз бомб на самолеты, стоявшие с мирной беззаботностью на аэродроме в Полтаве: 43 «Летающие крепости», 15 «мустангов» и несколько советских самолетов были уничтожены, также было повреждено еще 26 самолетов. 300 000 галлонов топлива, доставленного с таким трудом через полмира, сгорело в огне, при этом один американец и двадцать пять русских погибли. На следующий день Миргород и Пирятин также подверглись налетам. Хотя американцы на этот раз спрятали свои самолеты в безопасное место, были уничтожены боеприпасы и топливо. Германские военно-воздушные силы доказали еще раз свою способность вести стратегические военные действия.

Правда, это была последняя успешная операция такого рода. 23 июня советские войска начали крупномасштабное наступление, которое никак не удавалось остановить, так что все силы люфтваффе на Восточном фронте были призваны на помощь армии.