Юнкерс Ju 86
Разработчик: Junkers
Страна: Германия
Первый полет: 1940
Тип: Высотный разведчик
Единиц произведено 822
Размах крыла, м 32.00
Длина, м 16.50
Высота, м 4.10
Площадь крыла, м2 97.60
Масса, кг
пустого самолета 6750
нормальная взлетная 11540
Тип двигателя 2 ДД Junkers Jumo-207В-3
Мощность, л.с. 2 х 1000
Максимальная скорость , км/ч 420
Крейсерская скорость , км/ч 250
Практическая дальность, км 1735
Боевая дальность, км 1000
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 14400
Экипаж 2
Junkers Ju 86 — немецкий средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан. Создан в КБ фирмы Junkers под руководством Э. Цинделя. Первый полет состоялся 4 ноября 1934 года. Принят на вооружение люфтваффе в феврале 1936 года. Выпускался в вариантах бомбардировщика и (c 1940) - высотного разведчика (Ju-86R-1 и R-2).
Разработка Ju.86 по заданию Технического департамента министерства авиации началась в КБ фирмы "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" под руководством Э.Цинделя в начале 1934 года (одновременно с He.111). Самолёт разрабатывался сразу в двух вариантах: коммерческий (гражданский) и бомбардировщик. За основу конструкции был взят однодвигательый Ju.60 и его вариант Ju.160. Вместо традиционных для фирмы фюзеляжа квадратного сечения с гофрированной обшивкой и многолонжеронного крыла было решено использовать фюзеляж овального сечения с гладкой обшивкой и двухлонжеронное крыло. Специально для самолёта были разработан двухтактный дизель Jumo.205. Спустя 5 месяцев после начала проектирования был построен первый прототип Ju.86abl. 4 ноября 1934 года он впервые поднялся в небо с заводского аэродрома в Дессау (на 4 месяца раньше He.111a). Серийное производство началось в конце 1935 года. Первые серийные Ju.86 (военные и гражданские) стали сходить со сборочной линии в феврале 1936 года. Принят на вооружение люфтваффе весной 1936 года.
Ju.86 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с двухкилевым оперением. Обшивка гладкая работающая. Шасси убирающееся с электрическим приводом, трёхопорное, с хвостовым колесом. Особенностью самолёта была малая база шасси. Силовая установка состояла из 2 рядных 6-цилиндровых двухтактных дизелей жидкостного охлаждения Jumo.205 (на Ju.86E устанавливались звездообразные 9-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения BMW.132). Топливо размещалось в мотогондолах. Была предусмотрена возможность установки подвесных баков с внутренней стороны мотогондол. Оборонительное вооружение состояло из 3 7,92-мм пулемётов MG-15. Бомбы размещались внутри фюзеляжа вертикально в отдельных отсеках. Самолет Ju-86 был спроектирован фирмой "Юнкерс", как средний бомбардировщик.
При создании этого самолета конструкторы фирмы «Юнкерс» изначально предусматривали возможность использования его в качестве 10-местного пассажирского самолета или среднего бомбардировщика. В соответствии с этим экспортный пассажирский вариант имел обозначение Ju 86Z (Zivil — гражданский), а бомбардировщик Ju 86K (Krieg — военный). Первый полет самолет совершал все-таки в бомбардировочном варианте. Это произошло 4 ноября 1934 г. В1935 г. самолет был принят на вооружение Люфтваффе, в феврале 1936 г. первые тридцать предсерпйных бомбардировщиков Ju 86A-0 поступили в боевую эскадру 153 «Тинденбург», которая вскоре быта доукоматектована уже серийными машинами Ju 86A-T. Бомбардировщик Ju 86 был цельнометаллическим двухмоторным с убирающимся в полете шасси и разнесенным хвостовым оперением.
Фюзеляж овального поперечного сечения имел полумонококовую конструкцию. Как элементы набора фюзеляжа, так и обшивка были выполнены из дюралюминия, из этого же металла были изготовлены крыло и хвостовое оперение. В передней части фюзеляжа в застекленной кабине находилось место штурмана-бомбардира, далее располагалась также закрытая кабина пилота, а за ней — бомбовый отсек, полузакрытая козырьком кабина стрелка-радиста и выдвижная башня нижнего стрелка. Бомбовый отсек был оборудован двумя кассетами, в которых в вертикальном положении хвостовым оперением вниз подвешивались бомбы калибра до 50 кг. Одна из этих кассет находилась перед лонжероном центроплана, а другая — между первым и вторым лонжеронами. Бомбовый отсек закрывался створчатыми люками.
Крыло Ju 86 состояло из центроплана и двух съемных частей. По краям центроплана крепились мотогондолы, в нижней части центроплана имелись ниши для убирания шасси. Конструкция крыла многолонжеронная. его обшивка была выполнена из гладких листов дюралюминия. Крыло оборудовано секционными закрылками типа «Юнкерс», вдоль его задней кромки укреплялись подвесные элероны с весовой компенсацией.
Для самолета было выбрано двухкилевое разнесенное хвостовое оперение, обеспечивающее лучшие, чем у однокилевого оперения, условия ведения огня в задней полусфере. Рули снабжены триммерами, стабилизатор поддерживался двумя V-образными подкосами.
Убирающееся в полете шасси имело необычную для двухмоторного самолета схему — его стойки убирались в крыло во внешние стороны от фюзеляжа. Убирание шасси производилось с помощью электропривода. На стопках шасси и снабженных пневматпками низкого давления колесах были закреплены щитки, которые в убранном положении шасси закрывали вырезы в нижней поверхности центроплана. Заднее колесо в полете не убиралось. Первоначально на самолете устанавались дизельные двигатели Jumo 205 мощностью 600 л. с. вследствиe чего он по праву считается первым немецким бомбардировщиком с дизельной силовой установкой. Преимуществом этих двигателей была высокая экономичность и пожаробезопасность, однако вследствие большого веса и как показала боевая проверка в Испании, недостаточной мощности, дизели пришлось заменить 845-сильными звездообразным поршневым двигателем воздушного охлаждения BMW 152 (двигатели «Хорнет» фирмы "Пратт-Уитни", выпускавшиеся в Германии по лицензии). В 1939 г, когда понадобилось обеспечить максимальную дальность полета вновь созданной разведывательной модификации Ju 86P, на самолете снова были установлены дизели, правда, усовершенствованной высотной модели Jumo 20"A мощностью 680 л.с. С этими двигателями максимальная высота полета состааляла 12 100 м. а на высоте 10 000 м самолет мог лететь 2.5 часа. При этом Ju 86P был недосягаем для всех истребителей того времени.
Двигатели комплектовались трехлопастными металлическими винтами с изменяемым в полете шагом типа «Гамильтон» или «Юнкерс». Моторные установки закрывались капотами NACA с регулируемыми щелями для выхода воздуха. Радиаторы охлаждающей жидкости располагались под двигателями. На самолете устанавливалось только оборонительное вооружение — три 7.92-мм пулемета MG 15. Один пулемет был установлен в пулеметной башне в кабине штурмана-бомбардира, другой пулемет на шкворневой установке размещался в кабине стрелка-радиста. Для защиты от атак снизу использовачся пулемет, установленный в нижней выдвижной башне. В небоевом положении башня была полуутоплена в фюзеляже и не оказывала атцественного влияния на аэродинамику самолета, при необходимости башня выдвигалась вниз вместе со стрелком. Однако при этом резко возрастало аэродинамическое сопротивление самолета, падала его скорость и, соответственно, уменьшались шансы уцелеть в бою.
Если экспортные модели Ju.86 имели неплохой успех, то дела на службе в люфтваффе шли неважно. Несмотря на большую рекламу, создаваемую ему немецкой пропагандой, Юнкерс так и не смогла решить проблемы с дизелями Jumo-205С. В результате боеготовность Ju.86D в частях была низкой. Заклинивание поршней и коррозия сварки выхлопных патрубков составляли две из этих проблем.
Ju.86-V9, переделанный из Ju.86D-1 под ВМW-132F, испытывался весной 1937 г и продемонстрировал гораздо более высокую надежность по сравнению с вариантом под дизели. Юнкерсу было предложено переключить производство на выпуск Ju.86 с BMW-132F. С этими двигателями бомбардировщик получил обозначение Ju.86E-1. Поставки начались в конце лета 1937 г. ВМW-132F развивал на взлете 810 л.с. и 650 л.с. на высоте 4500 м. Его установка заставила увеличить запас топлива до 1500 л. Надежность машины возросла это была главная цель модернизации, а характеристики остались почти без изменений. Впрочем, самолет предназначался лишь для загрузки сборочных линий до подготовки оборудования для выпуска He.111. Ju.86E-1 собирался параллельно с экспортными вариантами бомбардировщика Ju-86K: "венгерскими" Ju.86K-2, шведскими Ju.86K-4 и К-6 для Португалии и Чили. Всего было выпущено 30 Ju.86E-1 с двигателями ВМW-132F и чуть больше с BMW-132N со взлетной мощностью 865 л.с. и 665 л.с. на высоте 4500 м. Последняя модель называлась Ju.86E-2. Они были еще заказаны Австрией.
Были разработаны следующие модификации самолета: гражданские транспортные и Ju-86Z, учебный бомбардировщик Ju-86G. Серия Ju.86G. Одним из недостатков Ju.86 был плохой обзор пилота при взлете, пока хвост не отрывался от земли. Чтобы решить проблему, кабину перенесли вперед, и всю носовую часть полностью остеклили. Пулемет МG-15 установили в правой лобовой панели. Новая носовая часть была опробована на Е-1 в начале 1938 г. Самолет получил обозначение Ju.86-V10. По его образцу модернизировали 40 последних серийных самолетов, которые помимо новой носовой части и оборудования для слепых полетов были идентичны Ju.86E-2. Под обозначением Ju.86G-1 этот самолет сходил со сборочной линии в Дессау в конце весны - начале лета 1938 г, после чего производство этого типа было прекращено. Всего было поставлено 390 самолетов (включая транспортные и собранные в Швеции, но без лицензионного производства).
В конце осени 1938 г количество Ju.86 в составе люфтваффе достигло своего пика. На 19 сентября 1938 г штаб ВВС насчитывал в составе бомбардировочнью эскадр 235 бомбардировщиков всех модификаций, из которых 200 были боеспособными. Из них 159 были Ju.86A-D, 43 Ju.86E и 33 Ju.86G. С этого момента Ju.86 стал выводиться из частей первой линии. Этот процесс ускорился в начале 1939 г. Когда в сентябре начались боевые действия, только одна группа еще имела эти бомбардировщики в IV/КG.1 было 30 Ju.86G-1. Вскоре после польской компании они были отправлены в отставку.
Самолеты с дизелями были быстро сняты с вооружения, а большинство с двигателями ВМW-132 было сдано в летные школы бомбардировочной авиации и другие учебные части. В конце 1942 г Ju.86 были направлены в транспортные группы К.Gr.z.b.V.21 и 22, наспех сформированные для снабжения сталинградского котла. С декабря они вступили в дело, имея 58 самолетов. Действуя из Тацинской они показали себя совершенно непригодными. Обе группы потеряли к концу января 42 самолета. Сами группы были расформированы в марте, а 16 оставшихся Ju.86 вернули в учебные части, но в 1943-44 гг несколько Ju.86 из летных школ использовалось против партизан на Балканах.
Junkers Ju 86R - высотный разведчик. Двухмоторный цельнометаллический моноплан с двух-килевым оперением, убирающимся шасси и гермокабиной для экипажа. Экипаж - 2 чел. Самолет был создан на базе среднего бомбардировщика Ju 86. Этот бомбардировщик был спроектирован в КБ фирмы "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" под руководством Э. Цинделя. Опытный образец бомбардировщика, Ju 86а, совершил свой первый полет 4 ноября 1934 г. С февраля 1936 г. бомбардировщики Ju 86 начали строиться серийно и с весны поступили на вооружение частей Люфтваффе. В феврале 1940 г. один из самолетов типа Ju 86D переделали в опытный образец высотного разведчика, Ju 86P V1, с использованием материалов более раннего проекта Ju 86H (1939 г.).
С апреля того же года завод "Юнкерс" в Дессау начал серийную переделку Ju 86D в высотные разведчики и унифицированные с ними бомбардировщики. Всего таким образом изготовили 43 экз. (включая небольшие партии высотных бомбардировщиков Р-1 и R-2). Высотные разведчики Ju 86 состояли на вооружении только в Германии - с лета 1940 г.
В ходе войсковых испытаний летом 1940 г. Ju 86P-2 совершили несколько разведывательных полетов над Англией, оставаясь неуязвимыми для истребителей. С января 1941 г. они начали летать над приграничными районами СССР, проводя фотосъемку военных объектов. С мая 1942 г. эти самолеты разместили на Крите, откуда они следили за Александрией и Суэцким каналом. В 1942 - 1943 гг. Ju 86P неоднократно снимали Москву, все попытки перехватить их оканчивались неудачей. Ju 86R впервые применили в сентябре 1942 г. - из Голландии они летали на разведку объектов в Англии.
Большая часть высотных "юнкерсов" была сосредоточена в разведывательных группах Главного командования Люфтваффе, занимавшихся стратегии ческой разведкой. Они действовали в Средиземноморье, Западной Европе и на советско-германском фронте.
Установив более мощные двигатели Jumo 207В-3 с впрыском закиси азота и увеличив площадь крыла (размах возрос до 32 м), немцы создали Ju.86R. Самолет, впервые взлетевший летом 1942-го, поднимался на высоту до 14400 м, а дополнительное топливо позволяло ему летать до семи часов.
Ju 86R выпустили в двух вариантах: R-1 - разведчик и R-2 - бомбардировщик. Несколько Ju 86R-1 поступили на вооружение 1-й эскадрильи главного командования Люфтваффе и до середины 1944-го участвовали в решении различных боевых задач. Три Ju 86R-2 в сентябре 1942-го вошли в состав 14-й эскадрильи 6-й бомбардировочной эскадры, базировавшейся в Нидерландах, но в октябре эту часть расформировали. Планировалось выпускать более высотный Ju 86R-3 с двигателем Jumo 208 и исследовательский четырехмоторный Ju 186. Выпуск Ju 86R прекратили летом 1942 г. Ju 86P эксплуатировались до августа 1943 г., Ju 86R - до июня 1944 г.