Як-7

Як-7



Назначение: Истребитель
Первый полёт: 1941
Принят на вооружение: октябрь 1941
Производитель: ОКБ имени Яковлева
Всего построено: 6399
Характеристики
Экипаж: 1 чел
Макс. скорость у земли: 471 км/ч
Макс. скорость на высоте: 560 км/ч
Дальность полёта: 643 км
Практический потолок: 9250 м
Скороподъёмность: 735 м/мин
Размеры
Длина: 8.50 м
Высота: 2.75 м
Размах крыла: 10.00 м
Площадь крыла: 17.15 м²
Масса
Пустой: 2697 кг
Снаряжённый: 3235 кг
Силовая установка
Двигатели: ПД М-105ПА
Тяга (мощность): 1050
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение: 20-мм пушка ШВАК (боезапас 120 снарядов)
два 7.62-мм пулемета ШКАС (1500 патронов)



Як-7 — советский одномоторный самолёт Великой Отечественной войны. Был разработан на заводе № 301 вскоре после начала войны по инициативе находившейся на этом заводе для помощи в освоении Як-7УТИ бригады ОКБ А. С. Яковлева во главе с ведущим инженером К. В. Синельщиковым, на базе учебно-тренировочного самолёта Як-7УТИ — установлено полноценное вооружение (одна мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов, два синхронных пулемета ШКАС с боезапасом 1500 патронов и шесть ракетных орудий (по три под каждой консолью крыла) под реактивные снаряды РС-82), установлена бронеспинка, снят фото-кинопулемет, непротектированные бензобаки заменены протектированными, установлена система заполнения бензобаков нейтральным газом от баллона с углекислым газом, демонтировано оборудование и управление из кабины инструктора (задней), после чего она могла быть использована для переброски техсостава и грузов при перебазировании частей, доставки летчиков с мест вынужденной посадки, размещения дополнительного бензобака, фотооборудования, бомб и для других целей. Производился с 1942 года, всего было построено 6399 самолётов, включая учебные и боевые, 18-ти

различных модификаций. Як-7 был УТИ-26 — двухместный учебный вариант Як-1. По конструкции и летным данным эта «спарка» почти не отличалась от боевого Як-1, но, по мнению испытателей, в управлении была слишком сложной для молодых пилотов, завод же хотел получить машину более простую в производстве.
С учетом замечаний и пожеланий УТИ-26 доработали, а точнее сказать — создали новый учебный истребитель. Самолет полностью перекомпоновали: чтобы он стал устойчивее, значительно сдвинули вперед центровку, перенесли вперед водяной радиатор, изменили соотношение площади рулей и аэродинамической компенсации (как на И-30). Эти изменения сделали самолет простым в пилотировании. Идя навстречу производственникам, использовали технологичное цельнодеревянное крыло и фюзеляж (от И-28), а от И-30 взяли цельнометаллическое оперение и шасси с колесами большого диаметра.
В итоге рационального сочетания получился новый самолет, который успешно прошел государственные испытания. Под обозначением Як-7 его начали серийно строить на Новосибирском авиационном заводе. Он оснащался мотором М-105П и вооружался одним пулеметом ШКАС.
Внешне Як-7 мало отличался от Як-1, но конструктивно это совершенно другая машина. Для завода, вынужденного одновременно строить два типа самолетов, — боевой Як-1 и учебный Як-7 — это было сложно. Молодой конструктор К. Синельщиков предложил установить на Як-7 вооружение, превратив его в боевой истребитель, и полностью унифицировать оба типа самолетов.

Суть предложения поняли не все, поначалу не одобрил его и сам А. С. Яковлев, но вскоре разрешил доработать самолет. На серийный Як-7 установили пушку ШВАК и два синхронных ШКАСа. Оборудование и управление из задней кабины сняли, а позднее и ее прозрачный колпак заменили фанерным. Закабинный отсек в частях при перебазировании использовали для перевозки механика. По летным данным и маневренности самолет, названный Як-7А, несколько уступал Як-1, который был почти на 300 кг легче, но вполне мог соперничать с «мессершмиттом».

В конце 1941 года Як-7А впервые появился на фронте. Самолет понравился летчикам. «Таких истребителей, как Як-7, у нас еще не было, да, пожалуй, и нет. Это заявляем мы, летчики, которые летали на всех современных типах», — так заканчивалось одно из писем, присланных с фронта в конструкторское бюро. В письмах летчики предлагали усилить вооружение машины, заменив пулеметы ШКАС крупнокалиберными УБС. Когда пожелания выполнили, секундный залп истребителя был доведен до 2,7 кг (у Як-1 и ЛаГГ-3 он равнялся 2 кг, а у Ла-5 — 1,76 кг). Этот вариант истребителя назвали Як-7Б. Он пришел на фронт летом 1942 г. и в определенной мере повысил эффективность действий истребителей. Когда же двигатель М-105П на Як-7Б заменили более мощным М-105ПФ в 1260 л. с, его превосходство в боях с Ме-109 и ФВ-190 стало еще ощутимее. Наибольшее число самолетов Як-7 было выпущено именно в этом варианте. Замена двигателя благоприятно отразилась на летных характеристиках машины. В отчете о результатах испытаний Як-7Б, проведенных в НИИ ВВС, говорилось: «Из числа испытанных отечественных серийных истребителей лучшим является самолет Як-7 с М-105ПФ...» Отмечалось в нем и то, что по сравнению с Як-1, тоже хорошо зарекомендовавшим себя на фронте, Як-7Б в конструктивном отношении является более совершенным и перспективным.
В ходе серийного производства конструкторы постоянно совершенствовали самолет. Хвостовое колесо сделали убирающимся. Для улучшения обзора назад гаргрот за кабиной пилота «срезали» по типу Як-1, оставив, однако, закабинный отсек. Истребитель оснастили держателями для наружной подвески двух 100-килограммовых бомб или шести реактивных снарядов РС-82. В результате совместной работы коллектива ОКБ и серийного завода был несколько снижен вес конструкции, улучшена аэродинамика. Як-7Б последних серий легче, чем Як-7А, несмотря на усиление вооружения.
Летный и технический состав полков, получивших на вооружение истребители Як-7Б, как правило, быстро осваивал самолет. Простой в пилотировании, устойчивый на всех режимах полета (качества, заложенные при создании учебного Як-7), он был «по плечу» и молодым летчикам.
Продолжая поиски дальнейшего усиления машины, конструкторский коллектив разработал еще несколько ее модификаций. Было построено два варианта истребителя с тремя 20-мм пушками. На одном из них, созданном на базе Як-76, две дополнительные пушки устанавливались на месте пулеметов УБС над мотором. На другом (Як-7М) — в крыле, а опытный Як-7-37 оснащался мотор-пушкой калибра 37 мм. Своим появлением эти самолеты знаменовали дальнейшее развитие советской концепции пушечного истребителя.
Все варианты Як-7 оснащались V-образными двигателями жидкостного охлаждения конструкции В. Климова. Но, когда в 1941 г. авиапромышленность «выпустила в свет» пригодный для установки на фронтовом истребителе двигатель воздушного охлаждения конструкции А. Д. Швецова, в ОКБ спроектировали под него еще один вариант Як-7. Привлекали преимущества «двухрядной звезды» — большая мощность (1700 л. с. против 1100 л. с. у М-105), высокая боевая живучесть.
Заманчивой казалась возможность наделить новыми качествами серийный истребитель. Но разработка машины, обозначенной Як-7 — М-82, продвигалась медленно. В первый полет новый опытный образец ушел лишь в конце февраля 1942 г. К сожалению, ожидаемых летных качеств он не показал. Одна из причин состояла в том, что было принято решение не увеличивать высоту шасси, а укоротить лопасти воздушного винта для обеспечения требуемого клиренса. Пока продолжались затянувшиеся заводские испытания, пришло сообщение о том, что в серию запущен аналогичный истребитель Ла-5 с таким же мотором. Доводку Як-7 — М-82 прекратили.

Одновременно с боевым Як-7 все годы войны промышленность продолжала выпускать учебный истребитель. В феврале 1942 г. в конструкторском бюро А. С. Яковлева создали самолет Як-7В (вывозной). Его конструкция была упрощена, применено неубирающееся шасси. Он развивал скорость до 465 км/ч, обеспечивающую обучаемому приобретение необходимых навыков пилотирования. «Эта машина, — писал известный летчик-испытатель П. М. Стефановский, — оказала нашей авиации поистине неоценимую помощь. Она дала возможность быстро и качественно готовить летные кадры для самолетов Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3».
Большие перспективы для повышения скорости и скороподъемности истребителя открывало применение на них реактивных двигателей. К началу сороковых годов в СССР прошли экспериментальную проверку в полете два типа реактивных двигателей: прямоточный воздушно-реактивный (ПВРД) и жидкостно-реактивный (ЖРД). Учитывая результаты их испытаний, в ОКБ разработали проект истребителя-перехватчика Як-7Р с комбинированной силовой установкой. Она состояла из серийного поршневого мотора М-105ПФ и опытных ЖРД Д-1А конструкции Л. С. Душкина и двух ПВРД ДМ-4С конструкции И. А. Меркулова.
По проекту поршневой мотор должен был обеспечить взлет и большую продолжительность полета на умеренных скоростях, ПВРД — на высоких скоростях, а ЖРД — разгон самолета до скорости 800 км/ч и быстрый набор высоты. Проект Як-7Р по ряду причин осуществить не удалось. В 1944 году на базе серийного Як-7Б построили экспериментальный самолет для летных испытаний прямоточных ДМ-4С, Два эти двигателя подвешивались под крылом истребителя, в свободном отсеке смонтировали аппаратуру контроля работы силовой установки и оборудовали место инженера-испытателя. Взлетный вес самолета составил 2978 кг. ДМ-4С работали на бензине, поступающем из основных баков.
При подвеске под крылом двигатели, естественно, значительно увеличили лобовое сопротивление самолета. С неработающими ПВРД его скорость на высоте 2340 м снижалась с 494 до 460 км/ч. При включенных — увеличивалась до 513 км/ч. Таким образом, их применение оказалось неоправданным.
Главный конструктор ДМ-4С И. А. Меркулов в отчете об испытаниях истребителя писал: «Применение ПВРД в качестве дополнительных моторов способно дать весьма значительный эффект, позволяя самолету сохранить все преимущества винтомоторной группы и в то же время располагать большой дополнительной мощностью для увеличения максимальной скорости. На истребителе, имеющем скорость порядка 600 км/ч, дополнительные моторы позволят увеличить ее еще на 130 км/ч. Достаточно трех минут работы ДМ, чтобы догнать противника или скрыться от него... Установка дополнительных моторов по типу Як-7Б осуществляется весьма просто даже в полевых условиях и позволяет оборудовать дополнительными моторами существующий парк самолетов».
Результаты испытаний были использованы в послевоенные годы при разработке форсажных камер турбореактивных двигателей. Идея же применения комбинированных силовых установок на летательных аппаратах нашла развитие в последующие годы, в частности, при разработке воздушно-космических самолетов.
Разработка новых модификаций боевого Як-7 сочеталась с настойчивым совершенствованием серийно строившихся машин. Для снижения веса и увеличения внутреннего объема крыла, что было необходимо при размещении бензобаков большой емкости, громоздкие деревянные лонжероны заменили дюралевыми. Этот вариант с увеличенной дальностью полета первоначально называли Як-7ДИ. При запуске в серию его переименовали в Як-9.
Всего за годы войны авиационная промышленность выпустила 6399 Як-7 всех модификаций. Они использовались на фронтах Великой Отечественной вплоть до Дня Победы.
Первые Як-7 поступили на вооружение ИАП во время битвы под Москвой. В частности, пять Як-7 числились в ноябре 1941 г. в составе 172-го НАЛ ВВС Западного фронта. В ходе контрнаступления советских войск этого полка штурмовали немецкие войска в районе Теряева Слобода-Волоколамск-Руза.
Истребители Як-7Б в больших количествах использовались на Сталинградском фронте. Так, в августе 1942 г. на
Як-7Б перевооружили 4-й ИАП, в котором до перевода в 9-й ГИАП воевали Амет-Хан Султан и В.Д. Лавриненков. С августа в боях на Сталинградском фронте принимал участие вновь сформированный в Химках 910-й ИАП, на вооружении которого также находились Як-7Б. Позднее 910-й полк получил звание гвардейского. В составе 910-го ИАП (148-й ГИАП) воевал В.П. Иванов, сбивший в 50 воздушных боях 20 самолетов лично и четыре в группе. Практически всю войну майор Иванов прошел на Як-7Б, только весной 1945 г. он пересел на Як-3. Под Сталинградом 3 января Иванов сбил четырехмоторный FW 200, вывозивший из котла знаменный фонд 6-й армии. Официально из-за недоброжелательного отношения командира полка к Иванову победа засчитана не была. Однако захваченные в упавшем "Кондоре” знамена армии Паулюса служат весомым подтверждением необычной победы.
Первую в ВВС РККА группу истребителей, основной задачей которой было ведение "свободной охоты” также сформировали в период боев под Сталинградом, на ее вооружении находились Як-7Б. Группа просуществовала недолго, но несколько самолетов из состава этой группы успел завалить известный ас А.К.Рязанов (31 лично сбитый самолет, 16 групповых побед).
В апреле 1942 г. был сформирован знаменитый 434-й ИАП. Командиром полка стал И.И. Клещев. Подбирал кадры для этой элитной части лично начальник Инспекции ВВС РККА полковник В.И.Сталин. Предпочтение отдавалось выпусникам Качинского авиационного училища, летчикам -инструкторам. За лето 1942 г. полк, воюя на Як-1 сбил под Сталинградом примерно 90 самолетов. В сентябре на смену Як-1 пришли Як-7Б (было в полку и несколько новейших тогда Яков со срезанным гаргротом), полк же пополнился новыми летчиками. Командиром одной из эскадрилий стал С.Ф. Долгушин. Всего за время пребывания на Сталинградском фронте летчики полка особого назначения сбили 163 фашистских самолета. 21 ноября 1942 г. 434-й ИАП стал 32-м гвардейским. С конца января 32-й ГИАП действовал на Калининском фронте в районе Спас-Демянска, ко-мандиром полка стал Василий Сталин. Сталин летал на Яке с бортовым номером 12, совершил несколько десятков боевых вылетов, имел две или три победы. В одном из боев чудом не был сбит "фокке-вульфом”, сына Верховного главнокомандующего спас Долгушин.
В 1942 г. Як-7 использовались на всем фронте от Баренцева до Черного моря. На Ленинградском фронте на истребители этого типа с импортных "Томогавков” одним из первых в декабре 1942 г. перевооружили 29 гвардейский полк. В этой части воевал Як-9, севший на вынужденную.
Герой Советского Союза капитан А.В. Чирков (29 личных побед и девять в группе). Як-7Б со срезанным гаргротом и каплеобразным фонарем про-ходил испытания на Калининском фронте в 42-м ИАП 260-й ИАД 6-й воздушной армии. С 17 ноября по 13 декабря 1942 г. произведено 242 самолето-вылетов, проведено шесть воздушных боев, в которых сбито два Вf 109Р и по одному FW 189 и Нs 126, свои потери - один Як-7Б. В этом же полку обкатывался во фронтовых условиях Як-7, вооруженный 37-мм пушкой. На Як-7-37 проведено 12 воздушных боев, сбито 10 вражеских самолетов (восемь Вf 109Р, один FW 190, один Нs 129), четыре Яка было сбито, три - серьезно повреждено.

Яки-7 принимали участие в Кубанском сражении, в частности, ими был вооружен 788-й ИАП ПВО. За бои на Юге России 788-й ИАП в апреле 1943 г. получил звание гвардейского и стал 84-м ГИАП. В корпусе Савицкого Яками-7 был вооружен переброшенный с Дальнего Востока 812-й ИАП. 1 мая 1943 г. летчики 812-го полка П.Т. Тарасов и Н.М. Лисицин сумели принудить к посадке на свой аэродром Вf 109.
В 1943 г. значительно увеличился Карельский фронт, 1944 г. количественный состав истребительной авиации ВВС РККА: к примеру, 15-я воздушная армия пополнилась 315-й ИАД, на вооружении которой находились Як-7 и Ла-5 (из трех полков дивизии Яками был вооружен один - 431-й). Подготовка к Курской битве началась еще весной. Так, командующий ВВС в директиве от 5 мая 1943 приказал нанести ряд ударов по вражеским аэродромам с целью облегчить завовевание господства в воздухе над Курским выступом. На следующий день 315-я ИАД в полном составе приняла участие в налете на аэродром Орел. Интересно отметить, что утренний налет осуществляли только самолеты 315-й иад, причем Ла-5 использовались для ударов по наземным целям, а Як-7 прикрывали их от атак немецких истребителей. Налет продолжался 10 минут, на земле было уничтожено 20 и повреждено 15 бомбардировщиков Не 111 и Ju 88 без потерь со своей стороны. На следующий день самолеты 315-й ИАД бом-били и штурмовали аэродром Солнцево, на отходе завязался групповой воздушный бой с "мессерами”, которым удалось сбить три Яка. Еще одну серию налетов на немецкие аэродромы в районе Курска и Орла советская авиация провела в июне. Самолеты 315-й ИАД бомбили аэродром Карачев; по-прежнему в ударной группе шли Ла-5, в прикрывающей -Як-7. В оборонительных боях на Курской дуге авиация 15-й армии участия не принимала, ее час настал, когда наши войска начали операцию "Кутузов”.
Даже в 1944 г. Як-7 все еще оставались на вооружении действующей армии. Так, истребителя этого типа имел на вооружении весной 1944 г. 15-й разведывательный авиаполк ВВС Балтийского флота.
Свой первый "мессер” сбил на Як-7 в небе Курской дуги летчик 728-го иап А.В.Ворожейкин. Шесть побед он одержал на Халхин-Голе, а в мае 1945 г. на его счету было 52 победы. На Як-7Б совершил первые боевые вылеты ас № 1 реактивной авиации Евгений Пепеляев. В годы войны он служил на Дальнем Востоке; летчиков-дальневосточников посылали на стажировку в боевые подразделения, чтобы они могли набраться боевого опыта и "понюхать пороху”. В качестве такого стажера Е.Г. Пепеляев совершил 12 боевых вылетов на Як-7Б в ноябре 1943 г. в составе 162-го иап.