Fw.200

Фокке-Вульф Fw 200 Кондор


Разработчик: Focke-Wulf
Страна: Германия
Первый полет: 1937
Тип: Дальний бомбардировщик-разведчик
Единиц произведено 276
Размах крыла, м 32.85
Длина, м 23.45
Высота, м 6.30
Площадь крыла, м2 116.00
Масса, кг
пустого самолета 12960
нормальная взлетная 22720
Тип двигателя 4 ПД Bramo-З2ЗК-2 Фафнир
Мощность, л.с. 4 х 1200
Максимальная скорость , км/ч
у земли 305
на высоте 358
Крейсерская скорость , км/ч
у земли 275
на высоте 332
Практическая дальность, км 4400
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 5800
Экипаж 7
Вооружение:
один 7,9-мм пулемет МG-15 с 1000 патронами в гидравлически управляемой башне Fw.19 в передней части фюзеляжа, один 13-мм пулемет МG-131 с 500 патронами на верхней задней установке, два МG-131 с 300 патронами на ствол в боковых окнах, одна 20-мм пушка МG-151/20 с 500 снарядами на подвижной установке в носу нижней гондолы и один пулемет МG-15 с 1000 патронами в задней части гондолы
до 2100 кг бомб в комбинации 2х500-кг, 2х250-кг и 12х50-кг



Фокке-Вульф Fw 200 Кондор (нем. Focke-Wulf Fw 200 Condor)— немецкий 4-моторный дальний многоцелевой самолёт-моноплан периода Второй мировой. Созданный как дальний пассажирско-транспортный авиалайнер, он в большей и наиболее известной части своего применения использовался Военно-воздушными силами Германии в качестве самолёта дальней морской разведки и дальнего бомбардировщика. В 1924 году на должность главы Управления гражданской авиацией в Министерстве транспорта Германии был назначен капитан Бранденбург, бывший офицер ВВС Германии в Первой мировой войне и протеже Министерства обороны. C этого времени развитие и управление гражданской авиации в Германии оставалось под контролем военных вплоть до 1945 года. Поэтому на каждую модель удачного гражданского самолёта в Люфтваффе существовал план военного использования. Не избежал этой участи и «Кондор».

Этот самолёт был одним из любимых детищ самого разнопланового авиаконструктора Германии 30-х-40-х годов Курта Вольдемара Танка. Нет сомнений, что облик и компоновка «Кондора» сложились у него в голове ещё до начала разработки проекта самолёта: весной 1936 года технический директор компании Фокке-Вульф флюгцойгбау Курт Танк в разговоре с председателем правления Люфтганзы сформулировал концепцию 4-моторного лайнера со сравнительно высокой нагрузкой на крыло, способного устойчиво планировать за счёт большого его размаха и тем экономить топливо во время совершения регулярных трансатлантических полётов. Позже это отрицательно сказалось на манёвренности самолёта во время боевых вылетов, но эта концепция полностью соответствовала интересам Люфтганзы. Обстоятельства, в которые загнали Германию ее политики, заставили превратить "Фокке-Вульф"Fw 200 Кондор в морской разведчик-бомбардировщик, хотя он был спроектирован в качестве пассажирского лайнера. Успехи на новом поприще были таковы, что Уинстон Черчиль назвал его "бичом Атлантики". Близорукость части Высшего командования люфтваффе и самого Геринга привела к тому, что от "Кондора" требовали просто невозможного - применения в качестве бомбардировщика для ударов по конвоям союзников. Впрочем, к тому времени, когда союзники свели эффективность действия "Кондоров" к нулю, на их счету уже была солидная цифра потопленного тоннажа. Несмотря на меньший внешний эффект, настоящим пиком карьеры "Кондора" было взаимодействие с "волчьими стаями" ПЛ. Такая кооперация представляла собой наибольшую угрозу для британского флота.

История "Кондора" началась с обмена мнениями весной 1936 г между техническим директором "Фокке-Вульфа" Куртом Танком и директором "Люфтганзы" Штузелем, во время которого Танк сформулировал концепцию четырехмоторного лайнера со сравнительно высокой нагрузкой на крыло, способного совершать трансатлантические полеты.

Проектирование самолета и постройка макета фюзеляжа продолжалась в первые недели лета, а к середине июля "Люфтганза" разместила заказ на самолет, получивший обозначение Fw 200 "Кондор". Этот номер, присвоенный РЛМ, был больше, чем следовало по установившемуся порядку нумерации. но Танк полагал, что он идеально подходит в качестве своеобразной торговой марки.

Уверенность Танка в своем детище была такова, что сборка трех опытных самолетов, начавшаяся осенью 1936 г, шла параллельно с подготовкой выпуска девяти предсерийных машин. Первый опытный Fw.200-V1 (D-AЕRЕ), названный "Саарланд", полетел 27 июля 1937 г - через 12 месяцев и 11 дней с начала работ.

Самолет был оснащен двигателями "Пратт-Уитни" С1Е-G "Хорнет" - 9-цилиндровые звезды мощностью 875лс на взлете. После первых полетов потребовались лишь незначительные изменения в конструкции киля. Довольно скоро полетели V2 (D-AETA "Вестфален") и V3 (D-2600 "Иммельман"-III). Последний стал личным самолетом Адольфа Гитлера. Один из двух оставшихся "Кондоров" был заказан РЛМ в качестве правительственного самолета. Второй и третий отличались в основном установкой двигателей ВМW-132G-1 (лицензионный "Хорнет") мощностью 720лс.

С весны 1937 г со сборочной линии в Бремене стали поступать предсерийные Fw.200a-0. Большинство из них имело и номера "ферзух". Так Fw.200a-0 (D-ADHR "Саарланд" - после переименования Fw.200-V1 в 1938 г в "Бранденбург") еще назывался Fw.200-V4, а Fw.200a-03 (D-АМНС "Нордмарк") - V5. Второй самолет А-0 серии - Fw.200a-02 был куплен датской авиакомпанией, которая использовала его для коммерческих перевозок под обозначением OY-DАМ "Дания" с июля 1938 г. Кроме того, датчане заказали еще и Fw.200a-05, получивший обозначение OY-DЕМ "Ютландия". Fw.200a-04 (D-AСVН "Гринцмарк") и Fw.200a-06 (D-ARНW "Фризланд") были оснащены двигателями ВМW-132L и были еще известны под обозначениями V6 и V7. Fw.200a-07 (первоначально D-ASBK) был поставлен бразильскому "Синдикато Кондор лимитада" (РР-СВJ "Арумани") вместе с Fw.200a-08 (РР-СВI "Абаитара"). Последний из А-0 серии - Fw.200a-09 (V9) был поставлен "Люфтганзе" летом 1939 г под обозначением D-АХFО "Поммерн".

Пока разворачивалось производство самолетов, "Кондоры" совершили несколько рекламных дальних перелетов. Первый из них - Берлин-Каир с одной остановкой в Салониках - был выполнен Fw 200 -V4 27 июня 1938 г. Следующий был совершен 10 августа 1938 г на Fw.200-V1 между Берлином и Нью-Йорком. Самолет перед полетом был переименован в Fw.200s-1 ("S" - специальный) "Бранденбург" со спецрегистрацией D-ACON. Он покрыл 6500 км по прямой за 24 ч 55 мин со средней скоростью 262 км/ч. Обратный маршрут был выполнен за 19 ч 47 мин со средней скоростью 328 км/ч. Маршрут в последнем случае был проложен несколько северней. 28 ноября 1938 г этот же самолет стартовал по маршруту Берлин-Басра-Карачи-Ханой-Токио и достиг японской столицы менее чем через двое суток - за 42 ч 18 мин чистого летного времени. На обратном пути машина из-за недостатка топлива разбилась на отмели у Манилы.

Осенью 1938 г начались работы над проектом серийного Fw.200b, который планировался в двух вариантах: B-1 с двигателями BMW-132Dс мощностью 850лс на высоте 2500 м и В-2 с ВМW-132Н мощностью 830лс на высоте 1100 м. По сравнению с А-0 Fw.200b-1 имел больший пустой и взлетный вес - 11286 кг против 9788 и 17480 кг против 14582. Конструкционно схожий с ним В-2 имел несколько больший пустой вес - 11310 кг, но несколько меньший взлетный - 17015 кг.

Во время визита D-АСОХ в Токио проявился интерес японцев к поставкам "Кондоров". В начале 1939 г "Дай Ниппон кабушики каиша" (Японо-маньчжурская авиакомпания) подписала контракт на пять Fw.200b. Затем последовало соглашения с финнами на поставку двух "Кондоров". Японский контракт на пять транспортных самолетов включал еще и специальное соглашение, предусматривавшее выполнение одного из "Кондоров" в варианте дальнего морского разведчика в интересах японского флота. Ко времени заключения этих контрактов уже шли работы над прототипом B-серии - Fw 200 -V10, и Танк решил переделать этот самолет в вариант разведчика по японским требованиям. Таким образом он полетел позже некоторых самолетов B-серии, построенных по японскому и финскому контрактам. Однако, последними "Кондорами" ушедшими на экспорт, стали два бразильских Fw.200a-0, поставленные в августе 1939 г. Ко времени окончания работ по самолетам B-серии в Европе уже начались боевые действия, и экспортные планы были отложены. Некоторые из этих машин поступили в Люфтганзу. Единственный Fw.200b-1 получил наименование "Хольштейн" D-ASBR, а три Fw 200 b-2 стали D-ABOD "Курмарк", D-AMHL "Поммерн" (после списания D-AXFO) и D-ASHH "Гессен".

Карьера "Кондоров" в составе Люфтганзы была не особо яркой - авиакомпания никогда не имела более четырех самолетов одновременно. Когда началась война, в Люфтганзе числились Fw 200 -V4, V5, V7, и V9. Fw.200-V6, на котором в Москву летом 1939 г летал Риббентроп, и VЗ числились в транспортном резерве на аэродроме Берлин-Темпельгоф. Кроме них в составе люфтваффе к началу войны "Кондоров не было.

Зимой 1939-40 гг Люфтганза на короткое время пополнилась четырьмя Fw 200 b, но уже весной большинство "Кондоров" было включено люфтваффе в состав специальной транспортной части К.Gr.z.b.V.105. Она в апреле 1940 г с аэродрома Киль-Хольтенау использовалась для поддержки немецкого вторжения в Норвегию. Впоследствии два Fw.200b были возвращены "Люфтганзе", которая использовала их вместе с V4 и V5 до 1941 года, когда V4 был списан вместе с одним Fw.200b (D-АBOD). Таким образом флот "Кондоров" авиакомпании сократился до двух машин. В 1943 году был потерян V5, а Fw 200 b-2 (D-ASHH) довелось совершить 14 апреля 1945 г последний плановый рейс Люфтганзы по маршруту Барселона-Берлин.

Этот самолет был потерян неделей позже, когда 21 апреля поспешно загруженный багажом генеральном штаба, он стартовал на Барселону через Мюнхен. Его пилот - флюг-капитан Кюнстль - был уверен в отсутствии угрозы со стороны истребителей союзников из-за плохой погоды на маршруте. Самолет благополучно достиг Мюнхена, взлетел и исчез... Расследование обстоятельств его исчезновения велось в Германии, Испании и Швейцарии в течение нескольких лет, но только в 1954 г загадка была решена. В Баварии под Пизенкофеном были найдены доказательства того, что горящий самолет рухнул на землю, погребя всех своих пассажиров. Только один гражданский "Кондор" дожил в Германии до конца войны - Fw 200 b-2 "Поммерн". Первоначально построенный по японскому заказу, самолет использовался в так называемой эскадрилье "четырехмоторных транспортных самолетов", названной впоследствии 290-й транспортной, под командованием шефа воздушного транспорта Берлина.
Самолет «Кондор» использовался как дальний разведчик для поиска союзных конвоев в Северной Атлантике во время Второй мировой войны. После обнаружения конвоя самолет сам атаковал транспорты, либо наводил на них «волчью стаю» немецких подлодок.
Изначально «Кондор» проектировался как трансатлантический воздушный лайнер и первый свой полет в июле 1937 года совершил именно и этом качестве.
Первый из 259 военных самолетов Fw 200 поступил на вооружение в сентябре 1939 года. Несколько «Кондоров» использовались как транспортные машины для высшего руководства страны, но основная часть самолетов (всего было семь вариантов) выпускалась в качестве дальних разведчиков и бомбардировщиков. Варианты этого самолета отличались вооружением, наличием радара, разными комбинациями держателей бомб и ракетных контейнеров, а также наличием системы самонаведения.
Fw 200 C3 № 0034 в НИИ ВВС. Испытания «Кондора», захваченного под Сталинградом, вел инженер-майор Г.В.Грибакин (ведущий летчик - полковник А.И.Кабанов). В советских донесениях первого периода войны часто упоминалось о пролетах «Кондоров» над теми или иными участками советско-германского фронта. В действительности, эти машины ограниченно участвовали лишь в организации воздушных мостов в Демянске и Сталинграде. Многие специалисты института вспоминали о гражданском «Кондоре», на котором прилетел в Москву в августе 1939 г. министр иностранных дел Германии фон Риббентроп. Перед началом испытаний инженеры НИИ ВВС отметили значительное сходство немецкой машины с американским Дугласом DC-3, особенно по компоновке кабины и внутренних отсеков. Переделка пассажирского самолета в дальний бомбардировщик явно носила характер импровизации и не дала люфтваффе полноценного военного самолета. Действительно, несмотря на большие размеры самолета, экипаж в кабине располагался очень тесно, что значительно затрудняло его работу в дальнем рейде, особенно нелегко приходилось навигатору-бомбардиру. Первый пилот не мог дотянуться до рычагов управления некоторыми агрегатами - дополнительной электропомпы, системы аварийного торможения самолетом и др. Летчики совершенно не имели заднего обзора.

В целом, по обзору, простоте пилотирования, доведенности винтомоторной группы «Кондор» уступал «хейнкелю». Наши испытатели сравнили по летным данным Fw 200 C с Пе-8 4АМ-35А и пришли к выводу: по максимальной скорости, практическому потолку, количеству и размещению огневых точек, а также их калибру бомбардировщик В.М.Петлякова Пе-8 имеет значительное преимущество. Практический потолок 6850 м сочли недостаточным для полетов ночью в зоне сильного огня зенитной артиллерии. «Кондор» по всем параметрам уступал американским «Либерейторам» и «Летающим крепостям», которые Советский Союз неоднократно пытался закупить.

Наибольшее внимание в конструкции четырехмоторного немецкого самолета привлекли простой и надежный в эксплуатации тепловой антиобледенитель, хорошо продуманные и тщательно выполненные детали электрооборудования, прицельные приспособления для бомбометания с малых высот. Все эти устройства и агрегаты, а также радиополукомпас EZ-2, аппаратуру слепой посадки «Лоренц», автомат курса «Аскания», авиагоризонт «Бауер-Сперри», дистанционный электрический магнитный компас «Патин» после окончания испытаний в конце апреля 1943 г. передали в соответствующие научные институты для детального изучения и использования в работе.

Летом 1940 г. германский флот обратился к авиации за помощью в поиске конвоев и одиночных судов, следовавших в Великобританию, и с начала августа в его интересах стали действовать около 15 He 111 и 6-8 Fw 200 морской группы «Запад»; Fw 200C действовали из района Бордо. Pаботы по специализированному He 177 зашли в тупик, и «Кондор» утвердился в роли дальнего разведчика/бомбардировщика. Британский торговый флот в это время был совсем не приспособлен для борьбы с авиацией, и тоннаж потопленных «Кондорами» судов на 9 февраля 1941 г. уже составлял 363 000 брутто-регистровых тонн. «Кондоры» обычно пересекали Бискайский залив, по дуге огибали Британские острова, атакуя по пути обнаруженные суда, и приземлялись на базе в Тронхейме или в Ставангере в Норвегии. Они успели поучаствовать в ночных налетах на район Ливерпуля. Наиболее заметным успехом было обнаружение и бомбежка 42.348-тонного лайнера «Эмпресс оф Британия», принадлежавшего «Канадиен Пасифик» 26 октября 1940 г. в 120 км от Донегал-Бей; через два дня он был добит подводной лодкой U-32. Черчилль назвал «Кондоры» «scourge of the Atlantic»(бедствие или бич Атлантики).