МиГ - 5

МиГ - 5



Тип истребитель
Производитель МиГ
Первый полёт 1941
Статус В 1942 г. работы по истребителю были прекращены.
Основные эксплуатанты ВВС СССР
Размах крыла, м 15.10
Длина, м 11.85
Высота, м 3.40
Площадь крыла, м2 38.90
Масса, кг
пустого самолета 6540
взлетная 8060
топлива 1920
Тип двигателя 2 ПД АШ-82Ф
Мощность, л.с.
нормальная 2 х 1330
взлетная 2 х 1700
Максимальная скорость , км/ч 604
Практическая дальность, км 2500
Скороподъемность, м/мин 794
Практический потолок, м 9800
Экипаж 1
Вооружение: две 23 мм пушки ВЯ-23 (по 150 патронов) и
четыре 12,7 мм пулемета БК (по 250 патронов)


В военных доктринах большинства крупных государств в конце двадцатых и даже в тридцатых годах ещё не было достаточно чёткого представления о характере и особенностях использования авиации в будущей «большой» войне. Военные специалисты высказывали различные взгляды. Однако почти все отводили авиации, в частности дальнебомбардировочной, большую роль. Естественно, что для защиты тяжёлых бомбардировщиков потребовались соответствующие истребители сопровождения. В конце 1940 года начал проектировать самолёт такого назначения конструкторский коллектив, возглавляемый А. Микояном и М. Гуревичем. Опыт, накопленный при разработке и доводке высотных истребителей МиГ-1 и МиГ-3, помог коллективу в короткий срок завершить проектирование и постройку опытного дальнего истребителя сопровождения.
В мае 1941 года самолёт, получивший обозначение МиГ-5 — ДИС-200, появился на заводском аэродроме. Это был двухмоторный моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Проектировался самолёт с относительно широким применением металла. Но в ходе его постройки металлические узлы заменили деревянными, что уменьшило общую стоимость истребителя и улучшило его технологичность.

С двумя двигателями жидкостного охлаждения АМ-35 мощностью по 1400 л.с. ДИС должен был по расчётам развивать максимальную скорость 610—630 км/ч, обладать значительным радиусом действия. Это помимо основной задачи позволяло выполнять на нём патрулирование районов, отдалённых от аэродрома базирования, вести разведку боем в тылу противника и даже наносить бомбовые удары по целям за линией фронта.
В соответствии с задачами, которые будут решать подразделения таких машин, конструкторы предусмотрели установку на истребителе 4 пулемётов ШКАС калибром 7,62 мм, двух пулемётов БС калибром 12,7 мм, 1 пушки ВЯ калибром 23 мм. Всё стрелковое оружие размещалось вне плоскостей винтов, в носовой части фюзеляжа, что обеспечивало большую кучность огня.

На втором опытном МиГ-5 были поставлены две двадцатитрёхмиллиметровые пушки ВЯ, два пулемёта БС и четыре ШКАС. На месте съёмной пушечной гондолы могла подвешиваться тяжёлая (до 1000 кг) бомба или торпеда. Для бомбометания с пикирования самолёт был снабжён тормозными щитками.
Крыло самолёта двухлонжеронное. Стремясь добиться хороших взлётно-посадочных характеристик, конструкторы оснастили его автоматическими предкрылками и щелевыми закрылками. Кабина лётчика была бронирована сзади, снизу и с боков. Фонарь — сдвижной назад. Пилот мог выброситься и через люк в полу кабины.
Горючее размещалось в 6 протектированных бензобаках. Четыре из них располагались в центроплане, 2 — в фюзеляже за кабиной. Запас топлива в 1920 кг обеспечивал дальность (на режиме 0,8 максимальной скорости) до 2350 км, а продолжительность полёта более 5 часов.
Практический потолок самолёта — 10900 м. Время подъёма на высоту 5 тыс. м — 5,5 мин. Нормальный взлётный вес дальнего истребителя сопровождения немного превышал 8 тонн.

Лётные испытания в основном подтвердили расчётные данные конструкторов. Необходимы были некоторые доделки. Однако начавшаяся война и эвакуация ряда самолётостроительных заводов не позволили промышленности обеспечить массовый выпуск двигателей, под который рассчитывался МиГ-5 Главное же — фронту в начальный период войны требовались в первую очередь фронтовые истребители и штурмовики, а не самолёты дальнего сопровождения.
Коллектив ОКБ начал работу по модификации МиГ-5 под двигатели воздушного охлаждения АШ-82. Первый опытный экземпляр самолёта с этими двигателями был построен в 1942 году. Однако накопленный к этому времени боевой опыт показал, что наши строящиеся серийные истребители и пикирующие бомбардировщики Пе-2 удовлетворяют требования фронта и внедрять на каком-то заводе новый тип самолёта нет необходимости, тем более, что выпуск дальних тяжёлых бомбардировщиков, для сопровождения которых проектировался МиГ-5 — ДИС-200, был прекращён.
ДИС-200 ( МиГ-5 , T) — двухмоторный одноместный истребитель сопровождения тактических бомбардировщиков с двигателями АМ-37 (2х1400 л.с.).


7 октября 1940 г. постоянная комиссия НКАП по рассмотрению эскизных проектов одобрила проект дальнего истребителя сопровождения ДИС-200 с моторами АМ-37 и рекомендовала его постройку. 12 ноября был принят макет самолёта с рекомендациями по внесению некоторых изменений в его конструкцию. После рассмотрения проекта и макета постройку истребителя ДИС-200 включили в план опытного самолётостроения на 1941 г., который 25 ноября 1940 г. был утвержден Правительством. В соответствии с этим, приказом НКАП № 677 от 29 ноября 1940 г. коллективу ОКО завода № 1 им. Авиахима была официально задана разработка и постройка дальнего истребителя сопровождения. Самолёт предписывалось построить в трёх экземплярах и предъявить их на госиспытания 1 августа, 1 сентября и 1 ноября 1941 г., соответственно.

ДИС-200 предназначался для выполнения следующих основных задач:
сопровождение дальних бомбардировщиков;
прорыв воздушной обороны противника;
ведение патрульной службы в районах, отдаленных от своих баз, а также ведение разведки с боем в глубоком тылу противника;
использование в качестве пикирующего бомбардировщика или торпедоносца.

Истребитель представлял собой одноместный низкоплан смешанной конструкции с разнесённым хвостовым оперением и убирающимся шасси. Самолет был разделён на несколько крупных агрегатов, что позволяло облегчить его сборку при массовом производстве.

Фюзеляж состоял из трех частей: носовая — дюралевая, средняя — деревянная типа монокок, хвостовая — ферма из стальных труб с дюралевой обшивкой. Крыло двухлонжеронное с металлическим центропланом (за исключением носка, у которого обшивка была выполнена из бакелитовой фанеры) и деревянными консолями. Предкрылки и щитки-закрылки типа «Шренк» дюралевые. Деревянное хвостовое оперение с управляемым стабилизатором крепилось к хвостовой части фюзеляжа. Органы управления — элероны, рули направления и высоты — имели дюралевый каркас и полотняную обшивку. Шасси одностоечного типа с масляно-пневматической амортизацией. Основные опоры шасси имели колёса размером 1000x350 мм и убирались в мотогондолы, расположенные на центроплане. Хвостовое колесо — 470x210 мм.

Самолёт должен был иметь довольно мощное вооружение: одну пушку МП-6 калибра 23 мм (боезапас 200 −300 патронов) на легкосъёмном лафете в носовой части фюзеляжа, два 12,7 мм пулемёта БС (по 300—600 патронов) и четыре 7,62 мм пулемёта ШКАС (по 1000—1500 патронов) в центроплане. Первоначально планировалось установить пушку ВЯ-23, но макетная комиссия и ВВС рекомендовали заменить её на МП-6. Вместо пушки в перегрузочном варианте на самолёт могли быть подвешены бомбы массой до 1000 кг или одна торпеда с парашютом. Планировалась установка двух реактивных орудий РО-82 для защиты задней полусферы. В ходе постройки самолёта была предусмотрена установка в центроплане двух пушек МП-6 с боезапасом по 120 патронов.

После окончания государственных испытаний заводу № 1 им. Авиахима предписывалось в соответствии с приказом НКАП № 521 от 2 октября 1940 г. свернуть производство истребителей И-200 и перейти на производство ДИС-200. При этом выпуск И-200 планировалось перенести на завод № 21. Для проведения заводских испытаний истребителя ДИС-200 (МиГ-5) приказом НКАП № 230 от 11 марта 1941 г. были назначены ведущий летчик-испытатель А. Н. Екатов и ведущий инженер А. Г. Врунов. Однако 13 марта Екатов погиб, поэтому приказом НКАП № 433 от 13 мая 1941 г. лётчиком-испытателем был утвержден А. И. Жуков.

Первый опытный экземпляр истребителя ДИС-200 впервые поднялся в воздух 11 июня 1941 г., пилотируемый лётчиком-испытателем А. И. Жуковым. Заводские лётные испытания проводились в ЛИИ НКАП с 1 июля по 5 октября 1941 г. Из-за прекращения работ по пушке МП-6 её предполагалось заменить на пушку ВЯ-23, что влекло существенную переделку центроплана, в связи с чем вооружение самолёта на испытания не предъявлялось. Первоначально на самолёте был установлен трехлопастный винт АВ-5Л-П4 диаметром 3,1 м. Во время определения максимальных скоростей по высотам ДИС-200 достиг скорости 560 км/ч на высоте 7500 м, что на 104 км/ч было меньше расчетной. После установки четырёхлопастного винта АВ-9Б Л-149 диаметром 3 м, прижатия к крылу выступающих частей выхлопных коллекторов, изменения формы всасывающего патрубка и переноса выхода туннеля маслорадиаторов под крыло максимальная скорость самолёта возросла до 610 км/ч на высоте 6800 м. Время набора высоты 5000 м составило 5,5 мин. Как уже отмечалось, серийное производство планировалось развернуть на заводе № 1 после проведения госиспытаний, однако, уже по результатам заводских испытаний из-за выявленных недостатков самолёта ЛИИ выдало отрицательное заключение о возможности его серийного производства, но испытания было рекомендовано продолжать с целью накопления материалов по доводке и улучшению самолётов подобного типа. Во время эвакуации самолёт отправили вместе с ЛИИ в г. Казань. В 1942 г. работы по истребителю ДИС-200 с двигателями АМ-37 были прекращены.

Второй экземпляр ДИС-200 в мае 1941 г. было предписано построить с двигателями М-82. По третьему экземпляру самолёта были изготовлены средняя часть фюзеляжа, лонжероны крыла и проведена частичная заготовка деталей. Однако ввиду перегрузки опытного производства, работы по нему были прекращены в августе 1941 г.
ДИС-200 ( МиГ-5 -5, T) - двухмоторный одноместный истребитель сопровождения тактических бомбардировщиков с двигателями АМ-37 (2х1400 л.с.).
7 октября 1940 г. постоянная комиссия НКАП по рассмотрению эскизных проектов одобрила проект дальнего истребителя сопровождения ДИС-200 с моторами АМ-37 и рекомендовала его постройку. 12 ноября был принят макет самолета с рекомендациями по внесению некоторых изменений в его конструкцию. После рассмотрения проекта и макета постройку истребителя ДИС-200 включили в план опытного самолетостроения на 1941 г., который 25 ноября 1940 г. был утвержден Правительством. В соответствии с этим, приказом НКАП №677 от 29 ноября 1940 г. коллективу ОКО завода №1 им. Авиахима была официально задана разработка и постройка дальнего истребителя сопровождения. Самолет предписывалось построить в трех экземплярах и предъявить их на госиспытания 1 августа, 1 сентября и 1 ноября 1941 г. соответственно.
ДИС-200 предназначался для выполнения следующих основных задач:
- сопровождение дальних бомбардировщиков;
- прорыв воздушной обороны противника;
- ведение патрульной службы в районах, отдаленных от своих баз, а также ведение разведки с боем в глубоком тылу противника;
- использование в качестве пикирующего бомбардировщика или торпедоносца.
Истребитель представлял собой одноместный низкоплан смешанной конструкции с разнесенным хвостовым оперением и убирающимся шасси. Самолет был разделен на несколько крупных агрегатов, что позволяло облегчить его сборку при массовом производстве.
Фюзеляж состоял из трех частей: носовая - дюралевая, средняя - деревянная типа монокок, хвостовая - ферма из стальных труб с дюралевой обшивкой. Крыло двухлонжеронное с металлическим центропланом (за исключением носка, у которого обшивка была выполнена из бакелитовой фанеры) и деревянными консолями. Предкрылки и щитки-закрылки типа "Шренк" дюралевые. Деревянное хвостовое оперение с управляемым стабилизатором крепилось к хвостовой части фюзеляжа. Органы управления -элероны, рули направления и высоты - имели дюралевый каркас и полотняную обшивку. Шасси одностоечного типа с масляно-пневматической амортизацией. Основные опоры шасси имели колеса размером 1000x350 мм и убирались в мотогондолы, расположенные на центроплане. Хвостовое колесо -470x210 мм.
Самолет должен был иметь довольно мощное вооружение: одну пушку МП-6 калибра 23 мм (боезапас 200 -300 патронов) на легкосъемном лафете в носовой части фюзеляжа, два 12,7 мм пулемета БС (по 300 - 600 патронов) и четыре 7,62 мм пулемета ШКАС (по 1000 - 1500 патронов) в центроплане. Первоначально планировалось установить пушку ВЯ-23, но макетная комиссия и ВВС рекомендовали заменить ее на МП-6. Вместо пушки в перегрузочном варианте на самолет могли быть подвешены бомбы массой до 1000 кг или одна торпеда с парашютом. Планировалась установка двух реактивных орудий РО-82 для защиты задней полусферы. В ходе постройки самолета была предусмотрена установка в центроплане двух пушек МП-6 с боезапасом по 120 патронов.

После окончания государственных испытаний заводу №1 им. Авиахима предписывалось в соответствии с приказом НКАП №521 от 2 октября 1940 г. свернуть производство истребителей И-200 и перейти на производство ДИС-200. При этом выпуск И-200 планировалось перенести на завод №21. Для проведения заводских испытаний истребителя ДИС-200 (МиГ-5) приказом НКАП №230 от 11 марта 1941 г. были назначены ведущий летчик-испытатель А.Н.Екатов и ведущий инженер А.Г. Врунов. Однако 13 марта Екатов погиб, поэтому приказом НКАП №433 от 13 мая 1941 г. летчиком-испытателем был утвержден А.И.Жуков.

Первый опытный экземпляр истребителя ДИС-200 впервые поднялся в воздух 11 июня 1941 г. пилотируемый летчиком-испытателем А.И.Жуковым. Заводские летные испытания проводились в ЛИИ НКАП с 1 июля по 5 октября 1941 г. Из-за прекращения работ по пушке МП-6 ее предполагалось заменить на пушку ВЯ-23, что влекло существенную переделку центроплана, в связи с чем вооружение самолета на испытания не предъявлялось. Первоначально на самолете был установлен трехлопастный винт АВ-5Л-П4 диаметром 3,1 м. Во время определения максимальных скоростей по высотам ДИС-200 достиг скорости 560 км/ч на высоте 7500 м, что на 104 км/ч было меньше расчетной. После установки четырехлопастного винта АВ-9Б Л-149 диаметром 3 м, прижатия к крылу выступающих частей выхлопных коллекторов, изменения формы всасывающего патрубка и переноса выхода туннеля маслорадиаторов под крыло максимальная скорость самолета возросла до 610 км/ч на высоте 6800 м. Время набора высоты 5000 м составило 5,5 мин. Как уже отмечалось, серийное производство планировалось развернуть на заводе №1 после проведения госиспытаний, однако, уже по результатам заводских испытаний из-за выявленных недостатков самолета, ЛИИ выдало отрицательное заключение о возможности его серийного производства, но испытания было рекомендовано продолжать с целью накопления материалов по доводке и улучшению самолетов подобного типа. Во время эвакуации самолет отправили вместе с ЛИИ в г. Казань. В 1942 г. работы по истребителю ДИС-200 с двигателями АМ-37 были прекращены.

Второй экземпляр ДИС-200 в мае 1941 г. было предписано построить с двигателями М-82. По третьему экземпляру самолета были изготовлены средняя часть фюзеляжа, лонжероны крыла и проведена частичная заготовка деталей. Однако ввиду перегрузки опытного производства, работы по нему были прекращены в августе 1941 г.