Гуревич Михаил Иосифович


20 век дал человечеству множество авиаконструкторов по разному сложилась судьба многих из них, но даже среди созвездия таких громких имен как Туполев, Сухой, Сикорский или Яковлев звездой первой величины сияет имя Михаила Иосифовича Гуревича, одного из создателей легендарных МиГов. Творец целой прияды МиГов от 1 до 25 он тем не менее оставался в тени своих крылатых машин. Проходят годы и еще вчера самые современные самолеты занимают места на музейных пятисталах, но на смену им приходят новые и каждый раз когда на взлетную полосу аэродрома выкатывают новый МиГ летчики и конструкторы с гордостью вспоминают об отцах прародителях стремительной боевой машины легендарных Микояна и Гуревича. 

12 января 1893 года в деревне Рубанщина родился один из создателей легендарных самолетов МиГ Михаил Иосифович Гуревич. Первоначально грамоту мальчик постигал дома затем был определен в Ахтырскую гимназию которою окончил с серебряной медалью в 1910 году. Желая продолжить образование 1912 году Михаил Гуревич едет во Францию и поступает на факультет математики в университет города Монпелье. Однако первая мировая война помешала завершить образование . И только в начале 1917 года Гуревич смог продолжить учебу на этот раз в Харьковском технологическом институте. Именно здесь Михаил слушая лекции по воздухоплаванию которые читали ученики Жуковського проникся горячей любовью к авиации и пронес ее через всю свою жизнь. Окончив в 1925 году институт и пройдя сложнейший конкурсный отбор он попадает в бюро известного французкого авиаконструктора Поля Ришара перед которым была поставлена задача создать первые советские гидросамолеты, здесь Михаил Гуревич приобретает опыт конструирования самолетов.

В 1937 году Михаил Иосифович Гуревич в конструкорском бюро известного авиаконструктора Поликарпова начинает работать над несколькими опытными самолетами в том числе и над И-200 прототипом будущего МиГа. 

И-200

С 1939 года на базе Поликарповского КБ был организован новый опытный конструкторский отдел руководителем которого был назначен Артем Иванович Микоян а его заместителем был назначен Гуревич. Между Микояном и Гуревичем сразу установились деловые отношения они совместно начинают работать над проектом сверхскоростного истребителя моноплана. Единству професиональных мировозрений сопутсвовали уважения к людям, выдержка, доброжелательность, умение с юмором взглянуть на неприятности без которых не обходиться ниодна серезная работа. Все это способтвовало тому что один из сотрудников конструкторського бюро назвал его удивительно гармоничным и душевным творческим единением. Известный английский историк авиации Вильям Грин писал что содружество Микояна и Гуревича оказало значительное влияние на развитие русской истребительной авиации в течении 25 лет.

5 апреля 1940 года прошли испытания первого истребителя из КБ МиГ-1 который стал одним из боевых самолетов нового поколения созданых и принятых на вооружение на кануне войны.


МиГ-1

1 мая 1940 года завершая воздушный парад над красной площадью пронеслись, вызвав удивление, новые скоростные советские самолеты МиГ-1. В дальнейшем после незначительных доработок высоко скоростной истребитель получил название МиГ-3. Его основное предназначение ведение воздушного боя на больших высотах. Всю войну перехватчики МиГ охраняли Москву, воевали на Брянщине, Кубани, в Молдавии и в Крыму.


МиГ-3

На МиГ-3 одержал свою первую победу легендарный Асс Покришкин (не считая конечно что его первая воздушная схватка закончилась бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт — лёгкий бомбардировщик Су-2 211-го бомбардировочного полка, приняв его за вражеский)

Еще не стихли залпы второй мировой а коллектив Микояна и Гуревича включился в разработку реактивных самолетов. уже 14 апреля 1946 года летчик Гренчик совершил успешный полет на первом серийном отчественом самолете МиГ-9.

МиГ-9

Но мировую славу его творцам принес МиГ-15. Его появление в небе Кореи произвело сенсацию. Кстати Миг-15 считался в начале 50х годов лучшим в мире. 



С 1947 года Гуревич руководил разработкой и созданием в ОКБ управляемых крылатых ракет. Велик вклад Гуревича и в создание катапультных кресел спасающих пилотов при авариях и катастрофах. В 1954 году запущен в серийное производство МиГ-19 способный уверено преодолевать звуковой барьер.

МиГ-19

Под руководством Гуревича, ставшего к этому времени главным конструктором разрабатывается уникальный вариант этой машины СМ-30 способный взлетать с подвижной платформы с помощью порохового стартового ускорителя. Среди других его разработок всепогодные дальные истребители-перехватчики И-320, Е-150.

Венцом конструкторского гения Гуревича можно назвать самолет МиГ-25. Его модификация дальний высокоскоросной разведчик МиГ-25 Р и перехватчик МиГ-25 П. Стали последними самолетами спроектированные и построенные под непосредственным руководством Михаила Иосифовича. 


МиГ-25

Целый ряд оригинальных нестандартных решений принятых Гуревичем был воплощен в конструкции последующих разработок КБ самолетах МиГ-29 и МиГ-31, после его вынужденного ухода на заслуженный отдых по состоянию здоровья в 1964 году в возрасте 72 лет. 


Четверть века отдал Михаил Гуревич работе в КБ Микояна, с 1939 по 1957 год он бы заместителем главного конструктора. А с 1957 по 1964 год главным конструктором 12 июня 1957 Гуревичу было присвоено звание героя социалистического труда, конструктор шесть раз становился лауреатом Сталинской государственной премии.