Грушин Гр-1
Разработчик: Грушин
Страна: СССР
Первый полет: 1941
Тип: Тяжелый истребитель
Размах крыла, м 16.80
Длина, м 11.60
Высота, м 3.88
Площадь крыла, м2 42.00
Масса, кг
пустого самолета 5420
нормальная взлетная 7650
топлива 1860/2550
Тип двигателя 2 ПД АМ-37
Мощность, л.с. 2 х 1250
Максимальная скорость , км/ч
у земли 448
на высоте 650
Перегоночная дальность, км 1890
Практическая дальность, км 1380
Практический потолок, м 11700
Экипаж,чел 1
Вооружение: четыре 7.62-мм пулемета ШКАС (по 1250 патронов)
две 20-мм пушки ШВАК (по 300 патронов)
Одним из наименее известных тяжелых истребителей, созданных в нашей стране накануне войны, был так называемый истребитель дальнего сопровождения ИДС созданный под руководством П.Д.Грушина.
Петр Дмитриевич Грушин начал работать в области самолетостроения еще будучи студентом Московского авиационного института с постройки самолета "Сталь"МАИ. Получив диплом инженера-механика по самолетостроению, Грушин был оставлен в институте и работал на кафедре 101 (Самолетостроение), а затем стал главным конструктором КБ МАИ. Работая в этой должности с 1934 по 1940 год, он построил целый ряд летательных аппаратов, среди которых наиболее известным был легкий бомбардировщик ББ-МАИ.
В 1940 году Грушин получил возможность проявить себя на настоящей производственной базе серийного авиационного завода №135 в Харькове, куда его перевели на должность главного конструктора ОКБ ХАЗ.
Основной задачей, поставленной перед конструктором, было создание тяжелого истребителя дальнего сопровождения в рамках общей программы разработки самолета такого типа.
Работы над проектом шли довольно быстро. В декабре 1940 года непостроенному еще самолету было присвоено наименование Гр-1, то есть Грушин-первый.
В отличие от построенного здесь же тяжелого двухмоторного истребителя ОКО-6, ИДС Грушина проектировался под два двигателя жидкостного охлаждения АМ-37 конструкции А.А.Микулина мощностью по 1200 л.с. По своей аэродинамической схеме самолет довольно сильно напоминал хорошо известный в то время немецкий многоцелевой истребитель Мессерсшмитт Bf .110 и имел близкие к нему габаритные размеры.
Правда, в отличие от Мессерсшмитта, Гр-1 был одноместным, а радиаторы системы охлаждения двигателя размещались под центропланом крыла и были выполнены выдвигающимися. Выхлопные коллекторы двигателей были выведены на верхнюю поверхность крыла, как это было сделано на ДИСе Микояна-Гуревича и ТИСе Поликарпова. Кабина летчика была бронированной. Интересно отметить, что этот фактор был положен в основу определения численности экипажа - один пилот или два. В весовом отношении двухместный вариант кабины с оборудованием для стрелка-радиста был отнюдь не тяжелее бронекоробки, сваренной из стальных листов и полностью защищавшей летчика. Тем не менее Грушин дал своим весовекам задание проанализировать и тот, и другой вариант, так что у них получилось, что полностью забронированная кабина одноместного варианта будет на 18 кг легче. Вот так и вышел этот самолет одноместным. Возможно, это решение было несколько скоропалительным, поскольку необходимость наличия второго члена экипажа на машинах подобного класса впоследствии была подтверждена войной.
Вооружение ИДС было достаточно мощным и ничуть не уступало его основному противнику - Bf .110. В носовой части фюзеляжа были расположены два пулемета ШКАС, а над ними две 20-мм пушки ШВАК. Еще два ШКАСа были установлены в зализах крыла. Все пулеметы имели боезапас по 1250 патронов на каждый ствол. В боекомплект пушек входило по 300 снарядов. Предусматривалась еще одна нижняя подфюзеляжная установка с двумя 37-мм орудиями с боезапасом по 200 снарядов на пушку.
Под крылом самолета можно было установить четыре балочных держателя для подвески восьми 100-кг авиабомб или четырех ракетных снаряда РС-82 или PC-132. Кроме того, вместо подфюзеляжного пушечного контейнера на внутренней подвеске можно было разместить до 500 кг бомб.
Несмотря на кажущуюся схожесть с немецким Мессерсшмиттом Bf .110, грушинский ИДС имел конструкцию в корне от него отличную. Лонжероны крыла имели коробчатое поперечное сечение. Их стенки и полки были выполнены из сужающихся стальных полос, сваренных в замкнутый контур. Узлы разъема лонжеронов имели оригинальную конструкцию с поперечными гребенками.
Постройка истребителя, который заранее получил обозначение Гр-1 , была закончена всего за 9 месяцев. Статические испытания на прочность конструкции заняли всего несколько дней и, после устранения мелких недостатков, ранней весной 1941 года прототип самолёта был отправлен для прохождения натурных продувок в ЦАГИ. Для этого Гр-1 в июне 1941 года пришлось разобрать и отправить в Москву. Сборку истребителя предстояло провести на заводе №185, однако по пути из Харькова эшелон попал под бомбежку. Прототип был сильно поврежден, а вся проектная документация сгорела. В таких условиях дальнейшие работы по Гр-1 решили не продолжать. К тому же, к сентябрю 1941 года уже строился серийно Пе-3, а истребитель Таирова Та-3 находился на стадии завершающих испытаний и тоже был готов к серийному производству. А ведь в Гр-1 закладывались впечатляющие лётных характеристики.
По расчетам Грушина на оптимальной высоте 7200 метров его истребитель мог развивать максимальнуюскорость до 650 км\ч, а на высоте 5000 метров - 645 км\ч. Практический потолок Гр-1 составлял 11700 метров, максимальная дальность полёта (при полной заправке топлива 2550 литров) - 1890 км. При этом, самолёт имел разбег всего 400 метров и пробег 450 метров.
Даже по сравнению с Та-3 истребитель Грушина смотрелся очень перспективно, однако реально подтвердить высокие боевые качества Гр-1 так и не удалось. Как поступили с поврежденным самолётом так и осталось неизвестным. Возможно, во избежание захвата противником останки прототипа полностью уничтожили.
Сам П.Д. Грушин был направлен на работу на завод №21, где занимал должность главного инженера, а затем и заместителя главного конструктора С.А. Лавочкина. После войны он работал над созданием зенитных ракет и впоследствии был удостоен звания дважды Героя Социалистического труда