P-38

Lockheed P-38 Lightning 



Тип истребитель
Разработчик Lockheed
Производитель Lockheed (Бербанк, Калифорния)
Vultee (Нэшвил, Теннеси)
Главный конструктор Кларенс "Келли" Джонсон
Первый полёт 27 января 1939
Начало эксплуатации 1941
Конец эксплуатации 1965 (Гондурас)
Статус снят с вооружения
Основные эксплуатанты ВВС США
Годы производства 1940-1945
Единиц произведено 10 037


Локхид P-38 «Лайтнинг» (англ. Lockheed P-38 Lightning, в переводе — «Молния») — американский тяжёлый истребитель и разведывательный самолет, созданный в конце 1930-х годов. Широко применялся ВВС США во время Второй мировой войны, особенно на Тихоокеанском театре военных действий. На P-38 летали два самых результативных лётчика-истребителя в истории американской военной авиации — Ричард Айра Бонг и Томас Макгуайр, а также известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери (был сбит над Средиземным морем немецким истребителем Bf.109). Также на счету P-38 имеется дерзкая операция по ликвидации японского адмирала Ямамото над одним из тихоокеанских островов 17 апреля 1943 года. Восемнадцать «Лайтнингов» атаковали и сбили бомбардировщик G4M, на котором летел Ямамото, а также истребители «Зеро» прикрытия. Адмирал погиб.

В 1941 г. истребители «Лайтнинг» получили на вооружение только две истребительные группы — 1-я и 14-я. После нападения японцев на Перл-Харбор они были переброшены на Западное побережье США в ожидании высадки вражеского десанта. Следующей на Р-38 перевооружилась 54-я эскадрилья 55 FG, базировавшаяся на Аляске. «Лайтнинги» из 54 FS открыли боевой счет, уничтожив 4 августа японскую летающую лодку Н6К4 «Мейвис» над Датч-Харбором.

В июле 1942 г. в рамках операции «Болеро» началась переброска истребителей P-38F из состава 1-й и 14-й истребительных групп в Великобританию. Она осуществлялась «своим ходом» по маршруту США — Ньюфаундленд — Гренландия — Исландия — Великобритания. Специально для перелета фирма «Локхид» модифицировала машины, снабдив их парой 637-л подвесных бензобаков. Каждому самолету изготовили по три комплекта баков: один для перелета и два для боевого применения.

Самолеты и летчики не были подготовлены к длительному трансатлантическому полету в навигационном отношении, поэтому каждую четверку Р-38 лидировал бомбардировщик В-17. При перелете американцы потеряли 6 «Лайтнингов», но все пилоты были спасены. 27-я эскадрилья из состава 1 FG на время была оставлена в Исландии для борьбы с немецкими подлодками и дальними самолетами-разведчиками.

Остальные пять эскадрилий (в ноябре к ним присоединилась и 27 FS) вошли в состав 8-х ВВС в Европе и приступили к боевой подготовке, а спустя месяц — к полетам на сопровождение бомбардировщиков. В октябре 1942 г. в Великобританию была переброшена еще одна группа, вооруженная истребителями «Лайтнинг» — 82-я. Она начала подготовку, но не успела выполнить ни одного боевого вылета с английских аэродромов.

В ноябре все три группы были переброшены на Средиземноморский театр военных действий для участия в операции «Торч» — высадке англо-американских войск в Алжире и Тунисе. Перелетевшая в Великобританию в декабре 1942 г. 78-я истребительная группа «Лайтнингов» не успела принять участие в боевых вылетах. Потери в технике 1-й, 14-й и 82-й групп в Северной Африке оказались столь велики, что было принято решение о передаче всех ее самолетов этим частям и переучивании личного состава 78 FG на истребители Рипаблик Р-47 «Тандерболт».

Вывод истребительных групп «Лайтнингов» из состава 8-х ВВС имел две главные причины. Первая была связана с острой нехваткой истребителей на Североафриканском театре войны. Вторая, и более важная, состояла в том, что истребители P-38F были признаны не соответствующими условиям боевых действий в Европе. Машина этого варианта на малых и средних высотах уступала немецким Bf.109 и FW-190 практически по всем показателям, за исключением дальности полета. К такому выводу пришли после проведения нескольких учебных воздушных боев между «Лайтнингом» и трофейным FW-190A-4. Английский пилот на немецком истребителе продемонстрировал убедительное превосходство «Бюргера» ( FW-190 ), хотя за штурвалом P-38F сидел опытный летчик-испытатель USAAF.

Удалось установить, что на высотах до 2400 м P-38F проигрывал немцу в скорости примерно 25 км/ч. Выше это превосходство уменьшалось и сводилось к нулю на высоте 5700 м. Поскольку по максимальной скорости Bf109G-2 практически во всем диапазоне высот превосходил «фоккера», то неблагоприятное соотношение для «Лайтнинга» в этом случае еще увеличивалось.

Время виража на высоте 1000 м у германских истребителей (21—22 с у Bf109G-2 и 22—23 с у FW-190A-4) было заметно меньше, чем у P-38F (27—28 с). Скороподъемность немецких истребителей также была лучше. «Вюргер» заметно превосходил «Лайтнинга» по мощи стрелково-пушечного вооружения, а «пятиточечный» Bf109G-2 был практически ему равен.

Несколько слов о пилотах, сидевших в кабинах истребителей. Неплохо подготовленных, но все же новичков-американцев в небе Германии и оккупированных европейских стран встретили закаленные в трехлетних боях асы «люфтваффе». Руководство американских ВВС сочло рациональным провести «обкатку» нового истребителя в более подходящих условиях. Таким местом для «Лайтнинга» стало Средиземноморье, где немецкие пилоты и самолеты Африканского корпуса были заметно «разбавлены» менее грозными итальянцами.

В Северной Африке истребители Р-38 из 1 FG и 14 FG вступили в бой в середине ноября, а присоединившаяся к ним 82 FG — с конца декабря 1942 г. В составе 12-х ВВС «Лайтнинг» привлекались к сопровождению бомбардировщиков союзников. Выписывая «восьмерки» и «змейки» возле сравнительно тихоходных машин, Р-38 лишился своего единственного преимущества перед вражескими истребителями — большой скорости полета на высотах 7—10 тыс. м. В результате боев американские истребительные группы понесли значительные потери. Так, за период с 18 ноября 1942 г. по 23 января

1943 г. в одной только 48-й эскадрилье из 14 FG было сбито 20 машин. Погибли 13 летчиков. Потери настолько угнетающе подействовали на уцелевших пилотов, что командование 12-х ВВС вывело 14 FG из боев для отдыха и восстановления до конца мая 1943 г. Исправные машины 14-й группы передали в 82 FG.

Весной 1943 г. «амплуа» североафриканских «Лайтнингов» изменилось: из преимущественно обороняющихся они превратились в нападающих. Р-38 все активнее стали использовать для перехвата транспортных самолетов, участвовавших в создании «воздушного моста» между Сицилией и осажденными итало-немецкими войсками. Утром 5 апреля американские пилоты сполна расплатились с немцами за трудную зиму. Истребители 82 FG перехватили большую группу транспортников Ju-52 и сбили 17 самолетов, потеряв лишь 4 своих. Во второй половине дня эскадрильи 1 FG атаковали другую группу вражеских самолетов, свалив еще 16 машин. Через 4 дня пилоты 1 FG заявили об уничтожении 28 немецких транспортных самолетов, направлявшихся в Тунис.

В ходе операции «Хаски» (вторжение на Сицилию) «Лайтнинги» снова взяли на себя функции истребителей сопровождения. Результаты не заставили себя ждать: в июле их потери составили 17 машин. Еще более печальные последствия имел один единственный бой, который провела 1 FG против немецких истребителей 30 августа. Американцы лишились 13 «Лайтнингов» при 8 сбитых неприятельских машинах. Один Р-38 столкнулся лоб в лоб с FW-190 . Но и для противника воздушное сражение над Сицилией и Южной Италией вряд ли можно считать удачными. Только за 5 июля были сбиты два аса итальянских ВВС: капитан Ф. Луччини (26 побед) и лейтенант Л. Феррули (22 победы).

После возвращения в строй 14 FG получила новейшие Р-38Н, а 9 октября она участвовала в прикрытии английского десанта на Крит. В одном из боев командир группы майор В. Ливеритт уничтожил 7 вражеских бомбардировщиков Ju-87, а пилот лейтенант Г. Хенна заявил о 5 победах.