F-80

Lockheed F-80 Shooting Star


Тип истребитель
Разработчик Lockheed
Производитель Lockheed (Бербанк, Калифорния)
Главный конструктор Кларенс "Келли" Джонсон
Первый полёт 8 января 1944
Основные эксплуатанты ВВС США
Единиц произведено 1732
Характеристики самолета F-80:
Размах крыла - 11,81 м
Длина - 10,49 м
Высота - 3,43 м
Площадь крыла - 22,07 кв.м
Тип двигателя - 1 ТРД Allison J33-A-35
Тяга нефорсированная - 1 х 2450 л.с.
Максимальный взлетный вес - 7650 кг
Максимальная скорость, км/ч
- на уровне моря - 956
- на высоте - 933
- крейсерская - 800
Практическая дальность с ПТБ - 2220 км
Дальность действия - 1330 км
Максимальная скороподъемность - 2090 м/мин
Практический потолок - 14265 м
Экипаж - 1 чел
Вооружение: 6 х 12.7-мм тяжелых пулемета Browning M3 с 300 патронами на пулемет.
Боевая нагрузка - 907 кг расположенная на 4 узлах подвески для установки 454 и 227 кг бомб или 127-мм НУР.




Локхид F-80 Шутинг Стар (англ. Lockheed F-80Shooting Star) — первый американский серийный реактивный истребитель.

Общие сведения

F-80 стал первым по-настоящему боевым реактивным самолётом, поступившим на вооружение ВВС США. Он, как и его британский коллега, имел традиционный на тот момент дизайн и простую конструкцию, что позволило ему стать настоящей рабочей лошадкой американской тактической истребительно-бомбардировочной авиации и оставаться в этой роли в течение пяти лет после окончания Второй мировой войны. Работы над прототипом начались в июле 1943 года, когда США получили из Англии новейший турбореактивный двигатель Хевиллэнд H-1 (Havilland H-1).

Самолёт был закончен через 143 дня после начала работ и совершил свой первый полёт 9 января 1944 года. В апреле 1945 года два самолёта были направлены в Англию, где они вошли в состав 8-й воздушной армии, и ещё два прибыли в Италию, но ни один из них не принял активного участия в боевых действиях в Европе. Первые серийные F-80 поступили в ВВС США в конце 1945 года в 412-ю истребительную группу, которая вскоре была переименована в 1-ю Истребительную группу и включала в себя 27-ю, 71-ю и 94-ю истребительные эскадрильи. 12 июля 1948 года 16 Локхид F-80A были направлены для усиления европейской группировки, вследствие блокады советскими войсками Западного Берлина.

За F-80A последовали F-80B и затем F-80C, и именно этот вариант стал самым распространённым. F-80C широко использовался как истребитель-бомбардировщик во время войны в Корее. Только за первые четыре месяца эти самолёты совершили 15 000 боевых вылетов. Пилоты считали этот самолёт идеальным для атак с бреющего полёта, но F-80 не был способен бороться на равных с северокорейскими поршневыми Яками в силу своей ограниченной манёвренности. Кроме того, эти машины не были оборудованы для того, чтобы нести более мощное вооружение для атаки наземных целей. Но несмотря на свои слабости, F-80удалось записать на свой счёт несколько побед над северокорейскими самолётами.

Как считается, 1 ноября 1950г произошла встреча звеньев МиГ-15 и F-80 При этом атакой со стороны солнца летчик Хоминых сбил один Shooting Star. Америкацы скрыли факт потери, что взяли за правило делать и в дальнейшем. Это был предположительно первый в истории воздушный бой между двумя реактивными самолётами. F-80 оставался основным боевым самолётом американских ВВС в Корее вплоть до декабря 1950 года, когда им на смену стали поступатьF-80A «Сейбр».

Согласно официальным данным США , за всё время эксплуатацииF-80 в USAF (ВВС США), истребителями этого типа было уничтожено в воздушных боях 18 самолётов противника (в том числе 4 МиГ-15). Все победы были одержаны в период Корейской войны 1950—1953 годов, в течении 1950-1951 г.г.

F-80C, кроме того, выпускались в варианте самолёта-разведчика. Всего с конвейера сошло 1718 F-80, многие из которых после завершения активной службы были переделаны в самолёты-мишени.
История создания истребителяF-80 Shooting Star ведет свое начало с конца весны 1943 года. Именно тогда на авиабазе Райт Филд главный конструктор фирмы Lockheed Даниель Русс встретился с представителями командования ВВС США. Итогом встречи стало официальное письмо, в котором фирме предлагалось разработать реактивный истребитель под английский двигатель H.1B Goblin фирмы De Havilland. Такие двигатели планировалось производить на американской фирме Allis Chalmers — она длительное время пыталась разработать свой двигатель, однако в 1943 году оставила эти бесплодные попытки и приобрела лицензию на постройку Н.1В.



23 июня 1943 года на рассмотрение ВВС представили эскизный проект реактивного истребителя под фирменным обозначением L-140. Проект одобрили и заключили с фирмой контракт на производство трёх экспериментальных самолётов и 13 предсерийных машин. Самолёту присвоили обозначение XP-80. В контракте указывалось, что фирма должна разработать и построить первый экземпляр в 180-дневный срок. Уже к началу сентября военные планировали отправить в Великобританию первую эскадрилью из новых реактивных истребителей. На фирме Lockheed основную работу по проекту L-140 возглавил не слишком известный в конструкторских кругах Кларенс Джонсон. Под его руководством 35 конструкторов трудились по 10 часов в сутки. Деревянный макет самолёта построили через месяц. Все время, пока шла сборка первого образца истребителя, рабочие спали прямо в сборочном цеху. Наконец, через 143 дня после подписания контракта, самолёт был построен. Его назвали LULU BELLE («Прекрасная Лупу»).

14 ноября LULU разобрали и перевезли на авиабазу Мюрок, где планировалось начать лётные испытания. Однако неисправности в силовой установке не позволили совершить первый полёт ранее января 1944 г. В конце концов проблемы с двигателем были улажены, и 8 января 1944 года в 9 часов утра машина поднялась в воздух. Следующий полёт XP-80 совершил через час. Началась напряженная программа испытаний. 10 июня 1944 года к первому самолёту присоединяется второй опытный образец. Испытания шли довольно успешно. и фирма Lockheed готовилась к серийному производству. Единственным серьезным препятствием являлся двигатель. Allis Chalmers затягивала сроки поставки партии двигателей, и вся программа оказалась под угрозой срыва. Lockheed принимает решение ставить на серийные самолёты двигатели I-40 фирмы General Electric (впоследствии их производство передадут на фирму Allison и они будут известны под обозначением J-33).

Один из опытных образцов начали переделывать под новую силовую установку. Длину фюзеляжа увеличили на 510 мм, изменили форму воздухозаборников. а перед входом в него поставили отсекатель пограничного слоя. Размах крыла увеличили на 600 см. По требованию военных, в состав вооружения добавили еще один пулемёт. До этого на XP-80 стояло пять пулемётов М2 калибром 12,7 мм. Для увеличения дальности полёта на концах крыла предусмотрели подвеску дополнительных топливных баков. Новый двигатель обладал лучшими характеристиками, чем Н.1В Goblin — его максимальная тяга была на 580 кгс больше и составляла 1750 кгс. Взлетная масса машины возросла на 25 процентов и составила 5000 кг.

Первый полёт модернизированного самолета состоялся 16 февраля 1944 года. По его образцу построили заказанные тринадцать предсерийных машин YP-80A. Первая из них поднялась в воздух 13 сентября 1944 года. Испытания проходили успешно, а на фронте пилоты все чаще стали встречаться с немецкими реактивными самолётами. ВВС начали торопить фирму с серийным производством необходимого для фронта самолёта, получившего название Shooting Star. Понимая, что лучшая проверка для любого самолёта — это его участие в боевых действиях, ВВС отправили четыре YP-80 на европейский театр боевых действий. Два самолёта на борту авианосца прибыли в Великобританию и еще два — в Италию. Однако ни одному из этих истребителей не удалось встретиться с противником.

Тем временем в США развернулось серийное производство самолётов с двигателем J33-GE-9; первая машина сошла с конвейера всего через девять месяцев после сдачи предсерийного самолёта. В марте 1945 года первые серийные самолёты поступили в 412-е истрбительное крыло с авиабазы Марш в Калифорнии. Появились и первые потери. Так, 6 августа 1945 года при облете очередного серийногоF-80А погиб майор Ричард Бонг.

Первой модификацией F-80 Shooting Star стал самолёт F-80A-1 с двигателем J33-GE-11, выпущенный в количестве 345 экземпляров. Далее последовал P-80A-5 (двигатель J33-A-17) - 218 машин. Всего было собрано 677 истребителей F-80A. В январе 1946 года серийныйF-80A установил национальный рекорд скорости, преодолев расстояние между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом за 4 часа 13 минут 26 секунд. На базе P-80A серийно выпускался самолет-разведчик RF-80A.

Следующий вариант истребителя получил обозначение P-80B. При его создании быпи устранены некоторые пороки конструкции предыдущей модификации. В частности, P-80 на высокой скорости имел тенденцию к затягиванию в пикирование, Чтобы избавиться от этого, конструкторам пришлось для крыла P-80B подобрать другой профиль с меньшей относительной толщиной, что увеличило критическое число М. На машинах устанавливали двигатели J33-A-21 с тягой 1820 кгс. Вооружение истребителя изменилось, теперь противнику угрожали шесть более совершенных пулеметов М3. В комплекте бортового оборудования появился радиолокационный дальномер, он стал на место посадочно-рулежной фары в носовой части фюзеляжа. Конструкторы подумали и о возможном использовании P-80 с неподготовленных аэродромов, предусмотрев подвеску ракетных ускорителей, сокращающих взлетную дистанцию. Главным новшеством стало катапультируемое кресло пилота, созданное совместно с немецкими конструкторами. Фирма построила 240 экземпляровF-80.

Специапьно для арктических условий построили 31 истребитель P-80B-5-LO. Двигатели этих самолётов работали на смеси керосина с бензином (топливо JP-3), на колесах стояли специальные морозоустойчивые пневматики, а кабина была утеплена.

В 1947 году после изменения системы обозначений в ВВС США, истребитель Shooting Star получил новое обозначение — F-80Shooting Star. Последнюю серийную модификацию F-60C начали выпускать в феврале 1948 года. На ней был установлен еще более мощный двигатель J33-A-23 с тягой 2080 кгс. Существенно возросли и боевые возможности машины. Под крылом появились два пилона для подвески бомб или неуправляемых ракет. Серийное производство самолётов прекратилось летом 1950 года. Последняя партия из 200 F-80C оснащалась двигателями J33-A-35 с тягой 2450 кгс, что позволяло истребителю достигать скорости 950 км/ч. Взлетная масса машины составляла 7000 кг Всего было построено 798 самолётов этого типа. На базе истребителя F-80C строились двухместные учебно-боевые самолеты TF-80 (или Т-33). Первый самолёт этой модификации поднялся в воздух 25 августа 1947 года.

В 1949 году на все самолёты F-80 Shooting Star установили новые катапультируемые сиденья фирмы Martin-Backer, которые обеспечивали безопасное покидание самолета при скорости до 960 км/ч. На сиденье устанавливались специальные стабилизирующие поверхности, приспособления для защиты колен лётчика и устройство, позволявшее раскрывать парашют как вручную, так и автоматически. Кресло оснащалось собственным парашютом диаметром 4,88 м, который предотвращал столкновение его с летчиком при катапультировании. На базе F-80 Shooting Star было создано немало экспериментальных вариантов этого истребителя. В 50-е годы основным вооружением истребителей-перехватчиков ВВС США считались неуправляемые ракеты, которые размещались в подвесных блоках. Большое лобовое сопротивление этих пусковых устройств заставляло конструкторов искать новые варианты размещения и запуска ракет. На одном из F-80A Shooting Star испытывалась автоматическая пусковая установка с подачей НУР из барабана к одному стволу, которая занимала всю носовую часть истребителя, ствол же ее выдавался далеко вперед. Большая масса и малая скорострельность устройства не позволили принять его на вооружение.

Для испытаний прямоточных реактивных двигателей использовался еще один F-80A Shooting Star, на концах крыла которого монтировали два пульсирующих прямоточных двигателя С-30 диаметром 762 мм фирмы Marquardt. В январе 1946 года пилот Герман Салмон поднял этот самолёт в воздух и на скорости 800 км/ч включил ПВРД, заглушив основной двигатель. Таким образом, F-80 Shooting Star стал первым пилотируемым самолётом, летавшим на одних ПВРД.

Истребитель F-80 Shooting Star отличался большой прочностью конструкции. Легендой Корейской войны стал случай с F-80C из 49-й истребительно-бомбардировочной группы, который при выполнении атаки на малой высоте ударился о землю и рикошетом взмыл вверх. Тем не менее он смог вернуться на свой аэродром. Известен и случай, когда F-80 зацепился за провод высоковольтной линии электропередачи и после этого также вернулся на базу. За весь период Корейской войны самолёты Истребитель F-80 Shooting Star выполнили 98 515 боевых вылетов, сбросили на противника 30 179 тонн бомб, 7554 тонны напалма и выпустили 80 935 неуправляемых ракет. Американцы признали потерю 143 Истребитель F-80 Shooting Star, 14 из них сбили истребители МиГ-15.

Истребитель F-80Shooting Star представляет собой моноплан с прямым низкорасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Фюзепяж конструктивно состоит из трех частей. В носовой части располагается герметичная кабина летчика, вооружение и оборудование. На первой модификации в носовой части устанавливалась посадочно-рулежная фара, а на модификациях В и С — радиолокационный дальномер AN/ARN-6. Средняя часть фюзеляжа занята топливным баком и каналами воздухозаборника. В задней части самолёта с закрепленным на ней хвостовым оперением располагался турбореактивный двигатель. В нижней части фюзеляжа, прямо под кабиной лётчика, установлены тормозные щитки с гидравлическим приводом. Воздухозаборники боковые, с вертикальными отсекателями пограничного слоя.

На истребителях последних серий устанавливались двигатели фирмы Allison J33-A-35 с центробежным компрессором, При впрыске воды в компрессор тяга двигателя доходила до 2450 кг. Максимальный запас топлива внутри фюзеляжа — 2487 л. Профиль крыла — NACA 65213. Весь его внутренний объем занимали топливные баки. Механизация была представлена закрылками (максимальный угол отклонения 60 градусов) и элеронами. Хвостовое оперение имело симметричный профиль NACA 652010. В верхней части киля закреплялась антенна радиостанции AN/ARC-3. Рули высоты оснащались триммерами. Размах стабилизатора 4750 мм. Расчетная перегрузка планера составляла 11 д. Шасси самолёта трехопорное, с носовым колесом. Механизм уборки — гидравлический. Основные стойки убирались В фюзеляж.

Встроенное вооружение самолёта F-80 Shooting Star состояло из шести 12,7-мм пулемётов М-3 максимальной скорострельностью 1200 выстрелов в минуту. Боезапас — 297 патронов на ствол. В кабине пилота был установлен оптический прицел К-14. На два крыльевых пилона самолёта F-80B подвешивались две 454-кг бомбы, или восемь 127-мм НУР HVAR, или два зажигательных бака с 416 л напалма. Самолёты F-80C оснащались еще парой дополнительных крыльевых пилонов. При этом максимальная нагрузка истребителя увеличивалась до 1850 кг. Регистрация результатов стрельбы осуществлялась фотопулеметом N-6.