A-26

Дуглас A-26 «Инвэйдер»



Разработчик: Douglas
Страна: США
Первый полет: 1943
Тип: Ударный самолет
Единиц произведено 2452
Размах крыла: 21,34 м
Длина: 15,24 м
Высота: 5,64 м
Площадь крыла: 50,17 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 10365
- нормальная взлетная - 15876
Тип двигателя: 2 ПД P & W R-2800-27(-79) Dоuble Wasp
Мощность: 2 х 2000 л.с.
Максимальная скорость: 571 км/ч
Крейсерская скорость: 457 км/ч
Практическая дальность: 2253 км
Практический потолок: 6735 м
Экипаж: 3 чел
Вооружение: 10-16*12.7мм пулеметов. Нормально - 1814 кг бомб. Максимально - 2725 кг бомб.



Дуглас A-26 «Инвэйдер» (англ. Douglas A-26Invader) — американский средний бомбардировщик. Совершил первый полёт 10 июля 1942 года. Всего построено около 2500 машин. A-26 не успел сыграть значимой роли во Второй мировой войне, однако активно применялся в ряде вооружённых конфликтов 1950—1960-х годов. В 1948—1966 годах носил обозначение B-26, что иногда приводит к путанице с похожим бомбардировщиком B-26 «Мародэр».

Конструкция. Крыло. Впервые на среднем бомбардировщике использовалось крыло с ламинарным профилем NAA-NACA (подобный профиль уже использовался на "Мустанге" Р-51). Форма крыла в плане трапециевидная. Основной конструкционный материал - алюминиевые сплавы. В четырех секциях двухлонжеронного крыла находились топливные баки. У гондол двигателей размещались маслорадиаторы с лобовыми воздухозаборниками. Прочная конструкция крыла обеспечивала "Инвейдеру" необыкновенную живучесть. Известны случаи, когда самолеты, у которых было разрушено до 1 /3 площади крыла, успешно возвращались с боевых заданий. Механизация включала в себя четыре секции двухщелевых закрылков, имевших три фиксированных положения: взлетное (15o), посадочное (45o) и убранное. Управление закрылками гидравлическое.
Шасси самолета трехстоечное с носовым колесом, имело воздушно-масляную амортизацию. Носовое колесо - самоориентирующееся, снабжено компенсатором колебаний "шимми". Стойка шасси могла поворачиваться вокруг своей оси на 3600 и убираться назад с поворотом колеса на 900.
Основные стойки шасси находились за двигателями и убирались поворотом назад по полету. Ниши шасси закрывались обтекателями. Основная система уборки и выпуска - гидравлическая. Резервная - воздушная.
На первые серийные самолеты устанавливали двигатели фирмы Пратт и Уитни или фирмы Форд R2800-71 мощностью 2000 л.с. Начиная с "Инвейдера" N701 на самолет стали устанавливать моторы R2800-79 мощностью 2370 л.с. Двигатели оборудовались противопожарной системой с отсечкой топлива перекрывными кранами. Капоты двигателей, состоящие из двух половин (верхняя и нижняя) - быстросъемные для облегчения обслуживания. Замена двигателей в полевых условиях производилась тремя техниками за один час, благодаря тому, что двигатель крепился к трубчатой раме в шести точках.
Вооружение. Оборонительное вооружение состояло из двух дистанционно управляемых башен фирмы Дженерал Электрик, взятых от бомбардировщика B-29, но с другими профильными ограничителями стрельбы. Каждая башня имела по два пулемета "Браунинг" М2 калибром 12,7 мм, боекомплект 500 патронов на ствол. Верхняя башня поворачивалась на 3600 и при необходимости могла стрелять вперед, увеличивая общую огневую мощь наступательного вооружения. Система дистанционного управления башнями разработана фирмой Дженерал Электрик для самолета А-26 на базе, аналогичной для самолета B-29.
Боевое применение. Брошенный в бой в сентябре 1944 г. в составе 553-й бомбардировочной эскадрильи, базировавшейся в Грейт Данмоу, Англия, и скоро появившийся также во Франции и Италии, «Инвейдер» стал наносить удары с воздуха по немцам еще до устранения производственных дефектов. Пилоты были восхищены маневренностью и легкостью управления, но А-26 обладал излишне сложной и утомляющей приборной доской, а также - слабой, легко разрушавшейся передней стойкой шасси. Фонарь кабины экипажа было трудно открыть при аварийном покидании машины. Со временем эти проблемы были решены, и пилоты А-26 гордились освоением эффективной боевой машины.
На европейском ТВД «Инвейдеры» совершили 11 567 вылетов и сбросили 18 054 тонн бомб. А-26 был также достаточно ловок, чтобы постоять за себя при встрече с истребителями противника. Майор Майрон Л. Дарки (Myron L. Durkee) из 386-й бомбардировочной группы в Бюмонте (Франция) записал на свой счет 19 февраля 1945 г. «вероятную победу» над реактивным истребителем Мессершмитт Me 262.
В Европе по разным причинам было потеряно около 67 «инвейдеров», но за А-26 числится семь подтвержденных побед в воздушных боях.
На Тихом океане «Инвейдер» также прогрессировал от неудачного начала к достижению высокой эффективности. Обладая двигателями R-2800-27 «Дабл Уосп» фирмы «Пратт-Уитни» мощностью по 2000 л.с. (1491 кВт) и скоростью на уровне моря не менее 600 км/ч, «Инвейдер» был мощным оружием для штурмовых атак наземных и морских целей, но экипажи не сразу взялись за это. Пилоты А-20, безраздельно властвовавшие в их высоких одноместных кабинах, теперь оказались рядом со штурманом в правом откидном сиденье - по существу - вторым пилотом, но без органов управления. При совместном использовании ракет и бомб во время атаки на малой высоте, осколки повреждали «брюхо» «Инвейдеру». Будучи уверен, что новая машина не подходит для работы на малой высоте, командующий 5-й ВА Джордж Кенией потребовал не перевооружать подразделения с А-20 на А-26. Но после соответствующих доработок А-26 стал также заменять В-25 «Митчелл» фирмы «Норт Америкен» в некоторых частях. Самолеты А-26 имелись на вооружении у 3-й, 41 -и и 319-й бомбардировочных групп ВВС США в операциях против Формозы, Окинавы и территории самой Японии. «Инвейдеры» активно действовали около Нагасаки перед тем, как этот город была сброшена вторая атомная бомба.
Было построено приблизительно 1355 штурмовиков А-26 В и 1091 бомбардировщиков А-26С.

После изготовления и испытаний всех трех опытных образцов армия решила передать в производство только XА-26 и XА-26B. Производство Invader началось на заводе в Лонг-Бич. Первой версией Invader, сошедшей с поточной линии стала версия В. Вариант А-26 B базировался на третьем опытном образце и был в целом подобен XА-26B с незначительными внешними изменениями. Силовые установки были размещены в слегка измененных гондолах и имели трехлопастные воздушные винты Hamilton-Standard диаметром 12,5 фута без обтекателей. Серийные А-26B имели увеличенные воздухозаборники маслорадиатора в крыле и увеличенный по сравнению с опытном образцом воздухозаборник двигателя. Новый воздухозаборник обеспечил существенное улучшение характеристик двигателя за счет лучшего наполнения цилиндров.

Первые пять А-26B серии 1-DL были изготовлены в сентябре 1943 года. По сравнению с опытным образцом, А-26B имел увеличенную до 4000 фунтов внутреннюю бомбовую нагрузку. Опытные образцы имели запас топлива равный приблизительно 1000 американских галлонов, на А-26В его увеличили до 1600 американских галлонов путем установки дополнительных внутренних топливных баков. На ранних самолетах устанавливались звездообразные двигатели R-2800-27 изготовления заводов Pratt&Whitney взлетной мощностью 2000 л.с.

Первоначально в USAAF не было единого мнения относительно вооружения этой версии. Поэтому для А-26B был разработан ряд различных металлических носовых отсеков из которых было необходимо выбрать наиболее подходящий. На ранних А-26B были проверены следующие варианты вооружения в носовой части:
одно 75 мм орудие с правой стороны фюзеляжа и два 12,7 мм пулемета с левой стороны;
одно 75 мм орудие с правой стороны фюзеляжа и одна 37 мм пушка с левой стороны;
две 37 мм пушки с каждой стороны носовой части;
одна 37 мм пушка с правой стороны фюзеляжа и два 12,7 мм пулемета с левой стороны;
четыре 12,7 мм пулемета с правой стороны фюзеляжа и одна 37 мм пушка с левой стороны;
четыре 12,7 мм пулемета с правой стороны фюзеляжа и два 12,7 мм пулемета с левой стороны.

Все варианты успешно прошли испытания и после рассмотрения нескольких вариантов вооружения в носовой части, армейские должностные лица остановились на варианте, включавшем установку шести 12,7 мм пулеметов. Вариант с установкой одних пулеметов был признан наиболее приемлемым, поскольку он обеспечивал необходимую огневую мощь при простом материально-техническом обеспечении.

Пулеметы устанавливались со смещением от продольной оси фюзеляжа: четыре пулемета попарно на правом борту и два - на левом борту. Впоследствии на А-26 В стали устанавливать восемь 12,7 мм пулеметов, установленных вертикально в двух рядах по четыре ствола с обеих сторон носовой части от средней линии. Компанией Douglas был изготовлен макет самолета, на котором в носовой части эти восемь пулеметов сочетались со стандартной установкой из шести пулеметов. Четырнадцать 12,7 мм пулеметов дали бы Invader огромную огневую мощь, но этот вариант принят не был.

Подобно A-20 Havoc, А-26имел только единственный набор средств управления самолетом, расположенный в левой части кабины, в то время как с правой стороны находилось откидное сиденье для штурмана. Рефлекторный бомбоприцел располагался непосредственно выше штурвала наверху приборной панели.

В дополнение к носовому вооружению, А-26B был также оборудован двумя турельными установками с дистанционным управлением. Они управлялись стрелком из кабины позади хвостовой части бомбоотсека. Прицеливание осуществлялось с помощью перископа, аналогичного установленному на B-29. В зависимости от положения цели, обе турельных установки могли быть синхронно направлены на нее. При необходимости члены экипажа могли перемещаться между отделением пилота и отделением стрелка через маленький люк, расположенный справа и позади кресел пилотов и бомбоотсек, но соблюдая при этом чрезвычайную осторожность, поскольку створки бомбоотсека могли открыться под весом человека. На земле стрелок попадал в кабину через небольшой люк на правом борту фюзеляжа. Для аварийного покидания самолета перед перископом располагался сбрасываемый фонарь. Для увеличения передней огневой мощи верхняя турельная установка могла быть зафиксирована в переднем положении и в этом случае огонь из нее вел пилот.

Пятнадцать машин серии B-5-DL имели некоторые мелкие отличия от самолетов предыдущей серии и не имели камуфляжной окраски. Эти самолеты имели в носовой части одно 75 мм орудие и два 12,7 мм пулемета на левой стороне фюзеляжа. Для придания обтекаемой формы в полете и защиты от грязи на земле ствол 75 мм орудия закрывался щитками лепесткового типа. При ведении огня из орудия обтекатель убирался и ствол орудия частично выдавался из него.

На серии B-10-DL применили так называемую "универсальную носовую часть", которая обеспечивала быструю установку различных комбинаций вооружения.
Лишь в конце 1944 года USAAF пришли к окончательному решению о вооружении А-26B шестью 12,7 мм пулеметами в носовом обтекателе с боекомплектом по 400 патронов на ствол. 12,7 мм пулеметы в двух турельных установках имели боекомплект по 500 патронов на ствол. В ходе серийного производства появились приспособления для монтажа под крыльями ракетных пусковых установок с направляющими нулевой длины для семи 5 дюймовых неуправляемых реактивных снарядов HVAR (High Velocity Aircraft Rocket - высокоскоростная авиационная ракета).

Начиная с серии B-15-DL носовое вооружение могло быть усилено путем установки восьми 12,7 мм пулеметов в четырех контейнерах под крыльями по два пулемета в каждом. Боекомплект этих пулеметов находился внутри крыла. Иногда применяли установку только четырех пулеметов в двух контейнерах.

Первые 500 А-26В (серии до B-40-DL) изготовлялись на заводе Douglas в Лонг-Бич. Для следующих 500 самолетов, заказанных 17 марта 1943 года, на заводе в Тулсе была организована параллельная поточная линия. Первый A-26B собрали в Тулсе в январе 1944 года.

Из 500 заказанных в Тулсе Invader, 205 были поставлены как А-26B, а остальные как А-26C с остекленной носовой частью. Большинство А-26B Invader было оснащено двигателями R-2800-71 сборки завода Ford той же мощности с измененной системой зажигания.

Хотя заводы в Лонг-Бич и Тулса начали параллельно изготовлять обе версии Invader, в конце 1944 года такая схема производства была признана неэффективной и вышло постановление о выпуске модели А-26B только на заводе в Лонг-Бич, а А-26C - на заводе в Тулса. К моменту принятия этого решения завод в Лонг-Бич успел изготовить только пять А-26C-DL с прозрачной носовой частью и двумя носовыми крупнокалиберными пулеметами, после чего их производство пришлось прекратить.

В ходе серийного производства на сборочной линии был внедрен ряд усовершенствований в конструкцию самолета. Были переработаны воздухозаборники маслорадиатора на передней кромке крыла. Изменилась форма надфюзеляжной турельной установки для устранения бафтинга хвостового оперения.

Подобно опытным образцам ранние А-26B оснащались фонарем кабины пилотов с прямоугольным плоским верхом "flat top" с массивным переплетом, который состоял из двух частей. Из этих частей открывалась вверх только одна правая над местом штурмана. Такое расположение делало быстрое покидание самолета в критической ситуации для пилота почти невозможной задачей. Кроме того, первый опыт боевого применения Invader показал, что обзор из кабины недостаточен, особенно по боковым сторонам. Изучив поступившие данные, специалисты Douglas разработали новый фонарь с прозрачной выпуклой верхней частью, который значительно улучшил обзор. Выпуклая верхняя часть состояла из двух частей, каждая из которых откидывалась на шарнирах набок. За счет этого аварийное покидание самолета стало гораздо более легким делом. Новый фонарь позволил пилоту видеть объекты выше мотогондол и поверхностей хвостового оперения, а также видеть главные стойки шасси. Кроме этого новый фонарь немного увеличил внутреннюю высоту кабины пилотов.

Новый фонарь был приспособлен в полевых условиях на несколько ранних самолетов, но как стандартное оборудование был представлен начиная с серии B-30-DL.
Начиная с серии B-45-DL на самолете были установлены двигатели Pratt & Whitney R-2800-79 сборки завода Ford с системой впрыска водно-метаноловой смеси, что позволяло получить кратковременную боевую чрезвычайную мощность на уровне моря до 2350 л.с.

Носовое вооружение ранних А-26B вскоре было признано недостаточным, особенно на Тихоокеанском театре военных действий. Поэтому, начиная с серии B-51-DL в носовой части стали устанавливать восемь 12,7 мм пулеметов, а в крыльях, для освобождения подкрыльевых подвесок, были установлены еще шесть 12,7 мм пулеметов, что также заметно уменьшило лобовое сопротивление. Боекомплект крыльевых пулеметов располагался в ящиках в крыле, по типу истребителей P-51 Mustang или P-47 Thunderbolt.

Однако, носовая часть с восьмью пулеметами и пулеметы в крыльях часто устанавливались в полевых условиях на A-26B ранних серий, так что простое присутствие этих особенностей не может использоваться для четкой идентификации самолета.

На самолетах, предназначенном для службы на Tихом океане (серии В-51-DL, В-56-DL, В-61-DL и В-66-DL) для увеличения дальности полета подфюзеляжная дистанционно управляемая турельная установка была заменена на дополнительный бак емкостью 310 американских галлонов. Последние серийные самолеты имели дополнительный 125-галлонный бак в хвостовой части бомбоотсека, т.е. внутренний запас топлива был 2035 американских галлонов.

Всего в Лонг-Бич было изготовлено 1150 А-26B (серии от B-1-DL до B-66-DL), еще 205 машин было собрано в Тулса (серии от B-5-DT до B-25-DT). Производство А-26B в Лонг-Бич завершилось в сентябре 1945 года, после отмены в связи с окончанием войны дальнейших контрактов. Производство модели B в Тулсе прекратилось в конце 1944 года, после принятия решения о выпуске модели A-26C.

В июне 1948 года А-26B были повторно обозначены как B-26B. Путаницы с бомбардировщиком Martin B-26 Marauder не возникало, поскольку к тому времени он был снят с эксплуатации.