И-16

И-16 (ЦКБ-12)



Тип истребитель
Разработчик бригада №2 ЦКБ
Производитель №39 (Москва)
№21 (Нижний Новгород)
№153 (Новосибирск)
№458 (Ростов-на-Дону)
Главный конструктор Поликарпов Н. Н.
Первый полёт 30 декабря 1933 (ЦКБ-12)
Начало эксплуатации 1934
Конец эксплуатации 1952 (Испания)
Статус снят с вооружения
Основные эксплуатанты ВВС СССР
Годы производства 1934-1942
Единиц произведено 10 292

Основные материалы И-16 — дерево, алюминий, конструкционная сталь. Деревянный монококовый фюзеляж (обшивка из берёзового шпона) из двух половин, выклеивался из фанеры и на клею (костный или казеиновый) крепился к силовому каркасу (сосна или ясень) состоящему из 11 шпангоутов, 4 лонжеронов и 11 стрингеров. Каркас усиливался стальными уголками.

Центроплан И-16 включал в себя два наборных лонжерона соединенных между собой трубами. Обшивка центроплана И-16 спереди фанерная, позади дюралюминиевая.

Фанерная обшивка крыла И-16 обклеивалась полотном и затем многослойно покрывалась авиационным лаком. Силовой набор хвостового оперения (и элеронов) из дюралюминия. Обшивка органов управления полотняная. Опоры шасси убирались вручную посредством вращения штурвала лебедки (44 оборота).

Кабина И-16 первоначально закрытая, затем - открытая. Отказ от закрытой кабины частично был вынужденным: фонарь изготавливался из недостаточно качественного материала и это ухудшало обзор летчика; частично это было вызвано претензиями летчиков, которые привыкли летать с открытой кабиной и опасались, что в случае аварии не успеют открыть фонарь.

Начиная с 1938 года по 1941 год промышленность выпустила 3727 боевых И-16 всех типов. Именно эти самолеты в основной своей массе оказались боеспособными в 1941 году.
Летом 1941 года, когда поверженная Европа была практически полностью оккупирована Германией, немецкая военная машина изготовилась к решающему броску на восток. Невидимая пленка государственной границы Советского Союза буквально прогибалась под тяжестью подпиравших ее немецких частей и соединений. Начиная с мая месяца, нарушения советской границы немецкими разведывательными самолетами становятся почти ежедневными. Хотя официальная советская печать опровергала слухи о возможном нападении Германии, по всему чувствовалось, что война не за горами. Основная часть войск и прежде всего авиация размещена была в районе западных границ страны.
По состоянию на 22 июня 1941 года ВВС Западных приграничных округов насчитывали 4226 самолетов истребителей. Истребителей И-16 всех типов вдоль линии границы насчитывалось 1635. Судя по этим официальным цифрам архива Министерства Обороны СССР, И-16 составляли 26% от других типов истребителей. По округам распределение И-16 выглядело следующим образом:
ВВС Ленинградского военного округа —396
ВВС Прибалтийского военного округа — 142
ВВС Западного особого военного округа —361 (424 по другим данным)
ВВС Киевского особого военного округа —455
ВВС Одесского военного округа —143
Всего в приграничных округах насчитывалось 57 полков, имевших на вооружении истребители И-16, часть этих полков имела смешанный состав машин. Некоторое количество И-16 имелось в летных училищах, на ремонтных заводах и резервных авиаполках. Кроме авиации Красной Армии в западной части Советского Союза были сосредоточены ВВС Северного, Балтийского и Черноморского флотов, насчитывающие 778 истребителей, из которых почти половина — 344 были И-16. Имелось в тот период 155 И-16 в авиации Тихоокеанского флота и 110 таких самолетов в летных школах ВМФ. На флоте и в училищах морской авиации по состоянию на 22.06.41 имелось также 145 экземпляров УТИ-4.
Приведенные данные позволяют сделать заключение, что И-16 являлись основными истребителями всех Военно-Воздушных Сил Советского Союза. Тот немаловажный факт, что истребители И-16 были прекрасно освоены в воинских частях, в отличии от новых машин ЯК, ЛАГГ, МИГ, делал «ишачок» в случае начала боевых действий главной защитой страны.
На рассвете воскресного дня 22 июня 1941 года Германия повторила свой неоднократно опробованный в Европе вероломный сценарий вторжения. Граница Советского Союза на всем протяжении от северных до южных морей около четырех часов утра была внезапно атакована немецкими войсками. Почти одновременному удару подверглись 66 аэродромов, на которых находились главные советские авиационные силы прикрытия границы. Внезапность нападения принесла свои плоды — 900 краснозвездных самолетов были уничтожены на аэродромах. К вечеру потери возросли и составили около 1200 самолетов.

Основные силы немецких армий группы «Центр», поддержанные 2-м воздушным флотом Люфтваффе были направлены против советских войск Западного особого военного округа (ОБО). ВВС Западного ОВО и понесли в первый день войны наиболее значительные потери. К исходу дня авиация округа лишилась 738 самолетов (528 потеряны на земле, 210 в воздухе), что составило около половины первоначального состава. Основная задача немецкого плана по уничтожению советской авиации на земле и завоеванию превосходства в воздухе удалась. К сожалению для советской стороны первоначальный успех немцев закреплялся и в последующие дни — неразбериха, беспомощность командования и бездарность управления обороной создавали для них весьма благоприятные условия.

Впоследствии, когда понадобилось указать причины летних поражений 1941 года всегда достаточно твердо назывались вероломство немцев и устаревшее вооружение Красной Армии. Хотя на самом деле причин военных неудач было много, именно технике и, особенно самолетам, как устаревшим и никуда не годным была отведена роль главного «козла отпущения». Роль самого отъявленного неудачника отводилась истребителю И-16... Сегодня стоит наконец заявить нечто обратное, ибо именно истребители И-16 вместе с другим детищем Поликарпова — бипланом И-153 защитили родную страну в первые дни войны. Несмотря на внезапность нападения и большие потери на земле, пилоты этих самолетов оказали наиболее жесткое противодействие немецкой авиации уже в первый день летней катастрофы. Уже в 3.30 утра И-16 33-го ИАП Западного ОВО базирующиеся в Пружанах сбивают над Брестом первый немецкий самолет. Спустя примерно через час на землю падают еще пять вражеских машин атакующих аэродром этого полка.

В Прибалтийском военном округе при подобных обстоятельствах И-16 21-го ИАП уничтожили 9 немцев, столько же побед у 15-го ИАП и 7 сбитых у 10-го иап. В Одесском военном округе 55-й иап, базирующийся в Бельцах к концу дня имел 10 побед, 67-й ИАП в Белграде имел побед еще больше — 15. Вообще первый день войны был для немецких ВВС не столь уж простым — в этот день они потеряли 300 самолетов.
Многие пилоты И-16 имели 22 июня победы в воздушном бою, многим доставались эти победы ценою жизни. Летчик 67 ИАП, лейтенант Мокляк уничтожив в утренних воздушных боях четыре вражеских машины, пятую — SM.79 — таранил и сам погиб. Третий уничтоженный самолет у лейтенанта Гудимова — летчика 33 ИАП — тоже тараном и тоже ценой собственной жизни. Василий Лобода — пилот 19 ИАП сбивший двух немцев в воздушном бою, третьего врага таранит своим «ишачком». Конечно таран в этот первый день был естественным явлением для людей, проникнутых ненавистью к врагу, стремящихся хотя бы ценою собственной жизни задержать вторжение захватчиков, летчики применяли таран в случаях боевого азарта, в отчаянной ситуации и при отказе оружия. В первый военный день 15 советских летчиков применили таранный удар для уничтожения врага, применяли они его и в последующие дни. В условиях военных неудач 1941 года решение пилота пойти на таран даже поощрялось. Первыми летчиками, получившими звание Героя Советского Союза также стали пилоты, решившиеся на таран. Летчик 158 иап, младший лейтенант Харитонов 27 июня таранил своим И-16 пикировщик Ju 88 в районе Пскова. Через день двое его однополчан, младшие лейтенанты Здоровцев и Жуков, на подступах к Ленинграду также винтами своих И-16 лишают немецкие бомбардировщики возможности летать по небу, а сами благополучно возвращаются домой. Иосиф Сталин, узнав о таранах истребителей 158 полка, а главное о том, что пилоты спасли свои машины, распорядился о немедленном присвоении им звания героев.

Выше уже отмечалось, что авиация Западного ОВО в результате первых бомбардировок лишилась значительной части своих самолетов. Однако некоторые соединения, расположенные восточнее, утреннему нападению не подверглись. В таком положении находилась 43-я авиадивизия, которой командовал герой воздушных боев в Испании генерал-майор Захаров. Базировалась дивизия на аэродромах Могилева и Орши, имела к началу войны следующий боевой состав:
160 ИАП —60 (по другим данным 66) самолетов И-153 —72 летчика
161 ИАП —62(по другим данным 64) самолетов И-16 — 70 летчиков
162 ИАП —54 самолета И-16 — 75 летчиков
163 ИАП — 59 самолетов И-16 — 72 летчика
Согласно приведенным данным понятно, что 175 И-16 43-й авиадивизии являлись ее главным оружием, а после утренней неудачи всего округа представляли собой основу истребительной авиации на направлении движения основных сил немцев.

Утром 22 июня все четыре полка получили боевую задачу и перелетели навстречу немецкому наступлению. Уже в тот же день дивизия включилась в боевые действия. Наиболее удачно действовал 163 иап, который вместе со 160 полком получил задачу по прикрытию города Минска. В первый день пилоты 163 полка одержали несколько побед. Два Ju 88 .ближе к вечеру над Минском сбил лично командир дивизии Захаров. Через день, 24 июня И-16 163 ИАП сбили в течение дня двадцать одну вражескую машину. Такое количество по признанию Захарова не удавалось сбить за один день в последующие годы войны даже составом целой истребительной дивизии. Организованное противодействие давало свои плоды — в большинстве случаев И-16 в воздухе имели больше побед чем потерь. Однако непрекращающиеся бомбардировки аэродромов, на которых базировались эти истребители, вели к их неуклонному сокращению. Именно уничтожение самолетов на земле было бесспорным успехом немецкой авиации. Другой причиной высоких потерь являлась необходимость посылать истребители для сдерживания танковых и моторизованных колонн, которые, как правило, были хорошо защищены подвижными средствами ПВО. Уже через полмесяца после начала военных действий полки 43-й дивизии имели лишь по 15-20 боеспособных машин. К этому времени боевая деятельность дивизии была оценена командованием ВВС Западного фронта (с началом войны округа получили название фронтов) в следующей характеристике: «43-я истребительная авиадивизия выполняла задачи по отражению и уничтожению авиации противника в воздухе на подступах к Минску, Пуховичам, Бобруйску, Могилеву, Смоленску и Вязьме. Сопровождала бомбардировочную авиацию, уничтожала авиацию противника на аэродромах и живую силу на фронте, вела разведку и прикрывала наземные войска. 43-я дивизия произвела 4638 самолето-вылетов с общим налетом 5956 часов. За этот период сбила в воздушных боях 167 самолетов противника, потеряв своих: 63 самолета уничтожено на земле, 26 сбито в воздушных боях, в катастрофах — трех летчиков.»

Вообще, нападение на Советскую Россию оказалось не столь безболезненным для немецких ВВС. За период с 22 июня по 5 июля 1941 года Германия потеряла 807 самолетов всех типов, а за период с 6 по 19 июля — 477. При этом не учтены потери авиации германских союзников, например Румынии, выступившей против СССР в южной части его западной границы. Немецкой и румынской авиации на южном участке противостояли ВВС Одесского военного округа и ВВС Черноморского флота. Непосредственным прикрытием границы занимались истребители 20-й и 21-й смешанных авиадивизий. Почти 300 И-16 этих дивизий были основой истребительной авиации Одесского военного округа. Летчики 21-й САД в первый день войны сбили более 20 вражеских самолетов, через месяц боев на счету дивизии насчитывалось 150 побед. К этому сроку, когда наступление румынских войск было остановлено на подступах к городу Одессе, основной силой, сдерживающей вражескую авиацию на южном участке фронта, стал 69 ИАП из состава 21 САД. 69 иап, имеющий на 22 июня 1941 года в своем составе 70 И -16 и 5 МиГ-3 в течение трех месяцев обороны Одессы не только защищал город, но и выполнял многочисленные вылеты по противодействию вражескому наступлению. Только в воздушных боях пилоты 69 ИАП сбили за этот период 94 немецких и румынских самолета. Командир полка, Лев Шестаков, освоил И-16 еще а 1936 году. В 1937 году он воевал в Испании, где совершил 150 боевых вылетов, провел 90 воздушных боев, имел 39 воздушных побед, из них 8 лично и 31 в группе. В небе под Одессой сбил еще 3 самолета лично и 8 в группе. До своей гибели 13 марта 1944 года Лев Шестаков имел 23 личные победы и 44 в группе. Успешное наступление немецких войск в глубину территории Советского Союза уже через месяц ведения военных действий позволило немцам приступить к бомбардировке советской столицы. Советским командованием для обороны Москвы с воздуха был образован 6-й истребительный авиакорпус противовоздушной обороны (6-й ИАК ПВО). Самолеты истребители этого авиакорпуса были расположены на аэродромах вокруг Москвы в радиусе 100-120 километров. По состоянию на 10 июля 1941 года в составе 6-го ИАК насчитывалось 783 истребителя — из них И-16 223 экземпляра. 22 июля состоялся первый ночной налет на Москву, в котором участвовало 250 немецких бомбардировщиков.

Встречены немцы были на дальних подступах к Москве над ложными объектами, имитирующими городские кварталы, прожекторные установки, стоящие в глухих лесах имитировали аэродромы. В эту ночь в 25 воздушных боях советские истребители сбили 12 немецких бомбардировщиков, еще 10 вражеских машин завалили зенитчики. В город при этом прорвались единичные самолеты. Буквально в тот же день, в 22 часа 10 минут начался очередной налет, длившийся до 2 часов ночи 23 июля. В эту ночь немцы потеряли 15 бомбардировщиков.
Всего до 15 августа 1941 года на Москву было произведено 18 ночных налетов, при этом нападающая сторона потеряла около 200 машин. Накал этих ночных битв был весьма велик, по сути стоял вопрос о завоевании превосходства в воздухе над Москвой, тем более что немцы заявляли, что уничтожат советскую столицу с воздуха. В этой психологически сложной обстановке советские летчики по-прежнему применяли таранные удары. В ночь на 7 августа, летчик 177 иап, Виктор Талалихин, расстреляв весь боекомплект таранил своим И-16 Не 111 над подмосковным городом Подольском, после чего покинул свой разваливающийся истребитель на парашюте. Наутро он стал национальным героем.

В начале сентября активность немецкой авиации снизилась, налеты на Москву стали носить в основном беспокоящий характер, многие истребители ПВО начинают использоваться и в дневное время. Использовались они таким образом и ранее и именно пилоты И-16 имели при этом наиболее впечатляющие результаты воздушных побед. Летчик 126 иап, лейтенант Каменщиков еще в первые дни войны под Белостоком сбил на своем И-16 четыре немецкие машины. 7 и 10 июля Каменщиков на подступах к Москве сбил Bf. 109 и Ju 88 . Однополчанин Каменщикова — младший лейтенант Степан Ридный, 10 июля сбил Ю-88, на следующий день записал на свой счет Не 111, a 12 июля вдвоем с напарником, младшим лейтенантом Левша уничтожил еще два Ju 88. 9 августа Владимиру Каменщикову и Степану Ридному было присвоено звание Героев Советского Союза — эти пилоты оказались наиболее удачливыми охотниками, использующими И-16. К концу октября 1941 года на счету Ридного имелось 29 побед, из них 21 самолет он сбил лично и 8 в группе.
Естественно, что количество И-16 в Московской зоне ПВО уменьшалось: на 1 октября здесь имелось 117 «ишачков», в начале декабря уже только 90. После окончания зимней компании И-16 стали передаваться во фронтовые части — осенью 1942 года в ПВО Москвы имелось лишь 13 таких машин, весной 1943 года согласно официальным данным, И-16 в 6-м ИАК уже не было.

Первое появление немецких бомбардировщиков над советской «северной столицей» — Ленинградом было отмечено уже на второй день войны — 23 июня. Для защиты города еще 19 июня был создан 7-й истребительный авиакорпус противовоздушной обороны (7-й ИАК ПВО). Из 232 истребителей 7-го ИАК И-16 составляли больше половины — 149 машин. В конце 1941 года Ленинград был окружен и блокирован немецкими и финскими войсками. Блокада длилась до 1943 года. Все это время Ленинград подвергался ожесточенным атакам с воздуха. Вместе с пилотами 7-го ИАК воздушную защиту города, вплотную расположенного фронта и кораблей Балтийского флота несли истребители армейской авиации и авиации ВМФ. Среди истребительных авиаполков, обороняющих Ленинград, наиболее результативно вел боевые действия 13-й ИАП ВМФ. Часть полка базировалась на полуострове Ханко в Финском заливе и прикрывала с воздуха не только гарнизон полуострова, но и корабли Балтийского флота. Так как аэродром, на котором базировались истребители, находился в зоне действия финской артиллерии и часто обстреливался, И-16 взлетали из подземных капониров в короткие минуты прекращения стрельбы. Летчик-инспектор 13-го ИАП Алексей Антоненко прибьш на Ханко 25 июня и буквально через несколько минут после прибытия взлетел на перехват разведчика Ju 88 и сбил его.

Очевидцы утверждали, что при этом еще не успел остыть флотский борщ, от которого его оторвал визит незваного гостя. За месяц боев этот способный пилот записал на свой счет 11 личных побед, одержанных на И-16 тип 29. Однако полеты с обстреливаемого аэродрома были ежедневной игрой со смертью, 25 июля снаряд финской мортиры разорвался почти под брюхом садящегося «ишачка» Антоненко. Спастись в этом случае было невозможно...
Напарник Антоненко, Петр Бринько продолжил свой боевой счет — к середине сентября он имел уже 15 сбитых самолетов и один привязной аэростат. 14 сентября при атаке второго привязного аэростата Бринько был тяжело ранен осколками зенитного снаряда. Сил у пилота не знавшего поражений в воздушных боях, хватило лишь чтобы привести машину домой.
После того как советские войска оставили Ханко, 13-й ИАП прикрывал Ленинград и трассу снабжения окруженного города, проходящую через Ладожское озеро. Эта трасса, по которой поступало продовольствие, известная как «дорога жизни» постоянно подвергалась атакам бомбардировщиков. С конца 1941 года летчики 13-го ИАП вступили в эту нигде не отмеченную воздушную битву, продлившуюся с малыми перерывами почти два года. Лишь в период с 12 марта по 13 апреля 1942 года 13 ИАП сбил 54 немецких самолета, потеряв лишь два И-16. Большую часть побед полк одержал в новом качестве — в середине марта 13 ИАП был переименован в 4-й Гвардейский ИАП. Нужно отметить, что звание Гвардейских присваивалось в русской и советской армиях лишь за высокие заслуги, наиболее отличившимся частям.
Летчики 4-го ГИАП заслуживали этого высокого звания — к лету 1942 года многие из них имели по 10 воздушных побед. Назначенный командиром полка капитан Голубев до конца 1943 года лично сбил на своем И-16 27 самолетов. В это число вошли и два ФВ-190 сбитые им 10 и 15 января 1943 года. Впоследствии полк перевооружили на Ла-5 и Василий Голубев довел счет побед до 39. Что касается И-16, то 4 ГИАП активно использовал эти истребители вплоть до 1944 года.
Наиболее результативным летчиком истребителем на северном участке войны — в районе Мурманска — стал летчик 72-го ИАП Борис Сафонов. Первый немецкий самолет ст. лейтенант Сафонов сбил на своем И-16 24 июня 1941 года. Уже через месяц он имел 10 побед. Осенью 72-й ИАП получил на вооружение английские истребители «Харрикейн». Прежде, чем пересесть на «Харрикейн», Сафонов только на И-16 сбил 14 немецких самолетов. К лету 1942 года Сафонов в звании майора назначается командиром 72-го иап, а полк за успешное ведение боевых действий переименовывается во 2-й Гвардейский ИАП. Сам Борис Сафонов имел 25 личных побед и 14 побед в группе, он был первым советским летчиком, дважды удостоенным звания Героя Советского Союза. Яркая боевая судьба Сафонова была, к сожалению, короткой. Встречая морской конвой PQ16 30 мая 1942 года он погиб при выполнении боевого задания.
Вообще И-16, управляемый умелым пилотом, был опасным противником — в 1942 году количество боевых потерь И-16 было меньше чем у других истребителей, состоящих на вооружении советских ВВС. Немецкие летчики, воевавшие на Восточном фронте, вовсе не считали И-16 легкой добычей. Хотя они могли почти всегда навязать пилоту «ишачка» свою инициативу в воздушном бою, тем не менее маневренного боя с русским ветераном старались избегать. В своем кругу немцы обычно говорили, что не нужно загонять крысу в угол. Имелось в виду, конечно же, бытующее еще с Испании прозвище самолета «Рата» — «Крыса». В случае, если пилоты «мессершмиттов» изменяли этому принципу, результат схватки мог оказаться для них весьма болезненным.
Весной 1942 года наибольшее количество истребителей И-16 находилось в частях ПВО — тыловые объекты и крупные города охраняли 333 самолета этого типа. Кроме уже упомянутых 6-го ИАК ПВО Москвы, 7-го ИАК ПВО Ленинграда, 118 И-16 имелось в 8-мом ИАК ПВО Баку, 13 И-16 из состава 106 ИАД охраняли Бологое, 24 И-16 из состава 102 ИАД ПВО — Сталинград, 8 И-16 из состава 105 ИАК ПВО — Ростов-на-Дону. В течение лета 1942 года наличие И-16 в ПВО даже возросло до 348 единиц, однако уже осенью опять пошло на убыль — истребители передавались на фронт. В середине 1943 года в ПВО имелось 143 И-16, к концу года их оставалось около четырех десятков. В 1944 г. И-16 из состава противовоздушной обороны были выведены, там теперь оставались лишь современные машины.
Во фронтовых частях армейской авиации убытие И-16 было наиболее интенсивное, здесь к концу 1941 года насчитывалось 240 И-16. К середине 1942 года эта цифра осталась неизменной за счет ремонта и пополнения из тыловых частей. В этот период «ишачки» применялись не только как истребители, но и как штурмовики и разведчики. С появлением на фронте ночных бомбардировочных полков И-16 передавались в такие полки и действовали по ночам — основной их целью при этом стало уничтожение прожекторов. В конце 1942 года на фронте имелось лишь 75 боеспособных И-16, в середине 1943 года 42. В 1944 году И-16 уже не включается в официальные списки боевых самолетов и отдельные оставшиеся из них коротают свой век на краю аэродромов.
До августа 1945 года И-16 состояли на вооружение 888 ИАП, базирующегося в районе Петропавловска-Камчатского. Беспокойной была жизнедеятельность этого подразделения, оберегающего границы страны на Дальнем Востоке. С юга со стороны Курильской гряды сюда частенько залетали японские самолеты, с другой стороны не менее частыми были «визиты» американцев. С японцами приходилось вступать в бой, американцев за нарушение границы принуждали к посадке. Так 12 сентября 1943 года И-16 посадили под Петропавловском В-25 и В-24, а 12 июня 1944 года «ишачки» отбили от японских истребителей американскую «Вентуру» и привели ее на свой аэродром. Бывали случаи когда американцы поддерживали И-16 в схватках с японцами.
Активность в воздухе в районе Камчатки не ослабевала до конца войны. Сажать американские самолеты летчикам 888 полка доводилось вплоть до 1945 года. Из известных случаев посадка В-24 25 сентября 1944 года и 11 мая сорок пятого. В августе 1945 года полк был перевооружен на истребители Р-63 «Кингкобра».
Поэтому когда когда дело дошло до боевых действий, тревожить заслуженного ветерана не пришлось — боевой техники в 1945 году хватало.