Консолидэйтед B-24 «Либерейтор»
Технические характеристики
Экипаж: 7-10 человек
Длина: 20,6 м
Размах крыла: 33,5 м
Высота: 5,5 м
Площадь крыла: 97,4 м²
Коэффициент удлинения крыла: 11,55
Масса пустого: 16 590 кг
Масса снаряжённого: 25 000 кг
Максимальная взлётная масса: 29 500 кг
Двигатели: 4× радиальных с турбонаддувом Pratt & Whitney R-1830 мощностью 1200 л.с. (900 кВт) каждый
Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0406
Эквивалентная площадь сопротивления: 3,95 м²
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 470 км/ч
Крейсерская скорость: 346 км/ч
Посадочная скорость: 153 км/ч
Боевой радиус: 3 400 км
Перегоночная дальность: 6 000 км
Практический потолок: 8 500 м
Скороподъёмность: 5,2 м/с
Нагрузка на крыло: 256 кг/м²
Тяговооружённость: 144 Вт/кг
Аэродинамическое качество самолёта: 12,9
Тяжелый бомбардировщик Консолидейтед В-24 Либерейтор (Liberator - освободитель) не обладал красивыми формами, был на вид неуклюжим и тихоходным, оставался как бы в тени таких самолетов как Боинг В-17 Флаинг Фортресс (Flying Fortress - летающая крепость), но тем не менее именно он оказался наиболее широко строившимся самолетом в США в военное время. Корни самолета Либерейтор простираются в начало 1930-х гг., когда проекты самолетов Боинг ХВ-15 (Воeing ХВ-15), Дуглас ХВ-19 (Douglas ХВ-19) и наработки по В-17 дали глубокое понимание концепции "тяжелый бомбардировщик". Самолет Либерейтор представлял следующее поколение, его эволюция подстегивалась напряженной политической ситуацией в Европе и растущей угрозой японской военщины. В январе 1939г.
Авиационный корпус армии США предложил компании Консолидейтед (Consolidated) подготовить проектные предложения по тяжелому бомбардировщику с летными характеристиками, превосходящими данные самолета В-17. Компания Консолидейтед в январе 1939г. затратила весьма мало времени на составление проектного предложения, обозначенного как Консолидейтед Модель 32 (Consolidated Model 32). Он имел крыло большого удлинения конструкции Дэвиса с закругленными концами, впервые примененное до этого на летающей лодке Модель 31, опытный образец которой был почти завершен. Достигнув решения о продолжении проектирования самолета Модель 32, представители военных заказчиков со стороны Армии США приняли высокий темп работы, предложенный компанией. 30 марта 1939г. был заключен контракт. Опытный образец, обозначенный XB-24, совершил первый полет 29 декабря 1939г. Для достижения максимальной вместимости фюзеляжа самолет был выполнен по схеме высокоплан, а для обеспечения хороших характеристик управляемости на малых скоростях и приемлемой посадочной скорости крыло было оснащено закрылком Фаулера большого размаха. Обычный по конструкции фюзеляж имел высоту, позволявшую оборудовать бомбовый отсек с вертикальной укладкой до 3629 кг (8000 фунтов) бомб. Отсек был разделен на две части балкой по оси фюзеляжа, которая использовалась как рабочий помост для перемещений экипажа между передней и задней секциями фюзеляжа.
Наиболее интересным конструкторским решением в бомбовом отсеке были створки бомболюков. Во время нанесения бомбового удара при открытии люков створки по роликовым направляющим втягивались внутрь фюзеляжа. Такая конструкция имела меньшее лобовое сопротивление по сравнению с обычными бомболюками. Хвостовое оперение с легко узнаваемой овальной формой киля и руля направления в целом было подобно разработанному для летающей лодки Модель 31. Самолет имел трехопорное убирающееся шасси с носовой стойкой, а силовая установка включала четыре двигателя Пратт-Уитни R-1830-33 Твин Восп (Pratt & Whitney R-1830-33 Twin Wasp). Еще до первого полета опытного экземпляра компания начала получать заказы на свой новый бомбардировщик. Они включали 7 машин YB-24 для летных испытаний, 36 самолетов B-24A первой серийной модели для Авиационного корпуса армии США, а также 120 машин "с чертежного листа" для французских покупателей. За XB-24 в течение 1940г. последовали эксплуатационные испытания семи самолетов YB-24, отличавшихся от опытного образца наличием воздушно-тепловой противообледенительной системы на передних кромках крыла и хвостового оперения. К тому времени, как первый серийный самолет покинул сборочную линию в Сан Диего, Франция уже капитулировала и ее заказ на 120 машин был передан Великобритании. Самолеты были выполнены в соответствии с британскими требованиями, оговоренными в поступившем ранее заказе на 164 самолета. Чтобы выделить самолеты британского заказа, компания Консолидейтед дала им обозначение LB-30A.
Следующая партия, полученная в середине 1941г. под обозначением Либерейтор Мк I, приступила к несению службы в Береговой охране Королевских ВВС. Эти самолеты были оснащены в Великобритании ранним вариантом радиолокационной станции обнаружения надводных целей ASV и дополнены стандартным вооружением из пяти пулеметов калибра 7,72 мм (0,3 дюйма), подфюзеляжного оружейного блока, вмещавшего четыре пушки калибра 20 мм и расположенного впереди бомбового отсека. Самолеты Либерейтор Мк I начали поступать в эскадрилью №120 Береговой охраны в июне 1941г. Они были первыми самолетами Королевских военно-воздушных сил, имевшими дальность и длительность полета, позволявшие закрыть "Атлантическую брешь", то есть ту область океана, в которой морские конвои были недоступны для оказания воздушной поддержки как из Северной Америки, так и из Британии. Первым действительно настоящим вариантом бомбардировщика был Либерейтор Мк II (Консолидейтед LB-30), не имевший аналога в ВВС США. Он отличался от самолета Мк I прежде всего тем, что имел удлиненную на 0,79 м (2 фута 7 дюймов) за счет вставки дополнительного отсека носовую часть и экипаж из 10 человек. Кроме того, в средней и задней частях фюзеляжа были установлены электрифицированные турельные установки фирмы Болтон Пол (Boulton Paul), каждая из которых состояла из четырех пулеметов калибра 7,7 мм (0,303 дюйма). Королевские ВВС получили 139 самолетов этой версии. Один самолет стал персональным транспортом британского премьер-министра Уинстона Черчилля; этой машине было присвоено имя "Коммандо" ("Commando"). Тем временем опытный образец XB-24 был подвергнут очередной модификации. На него установили топливный бак из самозатягивающейся при пробоинах резины, другое вооружение и, что наиболее важно, новый двигатель R-1830-41 с турбонагнетателем. После этого новый опытный образец получил обозначение XB-24В.
В части вооружения, в дополнение к расположенным в средней и носовой частях фюзеляжа ручным пулеметам были смонтированы надфюзеляжная и хвостовая турельные установки со спаренными пулеметами калибра 12,7мм (0,5 дюйма). Новый двигатель привел к изменению формы поперечного сечения мотогондол (оно стало овальным) и к перестановке маслорадиаторов. В такой конфигурации были изготовлены девять самолетов для ВВС США, получивших обозначение B-24C. За ними последовали самолеты модификации B-24D - первого серийного варианта и первого самолета, принятого на службу в бомбардировочные эскадрильи Военно-воздушных сил США. Они отличались первоначально только двигателем R-1830-43, но последующие серийные партии имели усиленное вооружение, дополнительный запас топлива в концевых частях крыла и увеличенный бомбовый отсек для размещения как отдельных тяжелых бомб, так и большой суммарной бомбовой нагрузки. В некоторых поздних серийных образцах в нижней части крыла между двигателем и фюзеляжем имелись еще и узлы для внешней подвески двух бомб по 1814 кг (4000 фунтов). В Королевских военно-воздушных силах Великобритании самолеты B-24D были обозначены как Либерейтор Мk III, а обозначение Либерейтор Мk IIIA было дано подобным самолетам, полученным по ленд-лизу с американским вооружением и оборудованием. 122 машины были подвергнуты в Великобритании обширной модификации. На них устанавливались радиолокационная станция обнаружения надводных целей, включающая антенну в нижней передней части фюзеляжа и убираемую подфюзеляжную антенну в обтекателях; прожекторная установка для освещения целей ночью (особенно подводных лодок, находящихся на поверхности), и был увеличен запас топлива (за счет снятия части стрелкового вооружения, защиты и уменьшения бомбовой нагрузки). Они получили обозначение Либерейтор GR. Мk V.
Некоторые из них были оснащены маленькими крылышками в передней части фюзеляжа для подвески восьми неуправляемых ракет. В составе ВВС США находились противолодочные самолеты B-24D, и в 1942г. Военно-морской флот США начал получать в небольшом количестве самолеты этого варианта под обозначением PB4Y- 1. Однако в конце августа 1943г. Военно-воздушные силы США расформировали свое противолодочное подразделение, а самолеты передали в военно-морской флот в обмен на такое же количество бомбардировщиков, построенных в счет невыполненного заказа Военно-морского флота США. Эти бывшие самолеты В-24 Военно-воздушных сил США были дооборудованы радаром ASV и также обозначены PB4Y-1. Флот США позднее приобрел специально разработанный самолет PB4Y-2 Прайвэтир (PB4Y-2 Privateer), который был оснащен новым однокилевым хвостовым оперением, удлиненной передней частью фюзеляжа, двенадцатью пулеметами калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и постановкой двигателей Пратт-Уитни R-1830-94 Твин Восп (Pratt & Whitney R-1830-94 Twin Wasp) без турбонаг- нетателей. Самолеты В-24 были построены в большом количестве компаниями Консолидейтед (Consolidated) в Сан-Диего и Форт Уорт, Дуглас в Тулсе и Форд в Уиллоу Ран. В середине 1942г. стали появляться первые транспортные варианты без носовых и хвостовых пулеметов, но с большой грузовой дверью по левому борту фюзеляжа и оснащенные для перевозки пассажиров и грузов. ВВС сухопутных войск США приобрели 276 машин С-87, которые были рассчитаны на 20 пассажиров и имели экипаж из пяти человек.
Двадцать четыре аналогичных самолета Либерейтер C.Mk VII, но с иллюминаторами, использовались в военно-транспортной авиации Великобритании, а экземпляры, летавшие в составе ВМС США, имели обозначение RY-2. Такие же самолеты, но с двигателями R-1830-45 и оборудованные для перевозки особо важных персон, обозначались в ВМС США как RY-1, а в ВВС сухопутных войск США - С-87А. Кроме того, ВМС США приобрели еще 46 транспортных самолетов RY-3, а в начале 1945г. 27 таких же машин были поставлены военно-транспортной авиации Великобритании. Летающий танкер С-109 использовался для регулярных перебросок через Гималайский хребет авиационного топлива объемом 10977 литров для бомбардировщиков Боинг В-29 Суперфортресс (Boeing B-29 Superfortress). В 1943г. был выпущен опытный самолет разведывательного варианта XF-7, у которого отсутствовали узлы подвески бомб и в передней части бомбового отсека размещались дополнительные топливные баки. Он сохранил стандартное оборонительное вооружение и мог нести до 11 фотокамер. Поздние варианты имели обозначения F-7A и F-7B и отличались местами установки фотокамер.
Первыми серийными самолетами, выпущенными на заводе Форд в Уиллоу Ран, были В-24Е, в целом аналогичные варианту B-24D, за исключением мелких изменений и использования других винтов. Этот вариант строился также на заводах Консолидейтед и Дуглас; некоторые машины имели двигатели R-1830-65. За ним последовал вариант B-24G, все экземпляры которого, кроме первых 25 машин, имели турельную пулеметную установку вверху удлиненной на 0,25 м (10 дюймов) носовой части фюзеляжа. Эти самолеты выпускались на новых сборочных линиях, развернутых компанией Норт Американ Авиэйшн (North American Aviation) в Далласе, штат Техас. Аналогичные машины, строившиеся на заводах Консолидейтед в Форт Уорте, Дуглас и Форд, имели обозначение B- 24H. Главным серийным вариантом стал В-24J (построено 6678 машин), который отличался от В-24Н в незначительных деталях. Самолеты В-24Н и В-24J поставлялись ВВС Великобритании по ленд- лизу и, оснащенные для морских противолодочных или разведывательных операций в составе Береговой авиации, имели обозначение Либерейтер GR. Mk VI, а если использовались как тяжелые бомбардировщики на Среднем и Дальнем Востоке, то обозначались Либерейтер В. Mk VI. Те самолеты, которые эксплуатировались в ВМС США, имели обозначение PB4Y-1.
Последними серийными вариантами были B-24L и В-24М. Первый из них был аналогичен варианту В-24D, но без хвостовой турели, которую заменили два ручных пулемета калибра 12,7 мм (0,5 дюйма). Компания Консолидейтед в Сан Диего построила 417 таких машин и компания Форд - 1250. Вариант В-24М отличался от В-24J наличием другой хвостовой турели. Компания Конвэр (Convair) в Сан Диего построила 916 экземпляров таких самолетов, а Форд - 1677 машин. Необычные варианты включали: единственный самолет В-24D с экспериментальной тепловой противообледенительной системой и обозначенный XB-24F; опытный XB-24K имел традиционное однокилевое оперение, предполагалось, что он будет серийно выпускаться в больших количествах как В-24N, но был построен единственный опытный самолет XB-24N и семь машин YB-24N для эксплуатационных испытаний к моменту окончания серийного производства 31 марта 1945г.; единственный экспериментальный бомбардировщик сопровождения XB-41, вооруженный 14 пулеметами калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и переделанный в учебно-тренировочный АТ-22 (позднее ТВ-24) для подготовки бортинженеров. Всего было построено свыше 19000 машин Либерейтер.