Typhoon

Хоукер Тайфун \ Hawker Typhoon




Тип истребитель-бомбардировщик
Разработчик Hawker Aircraft
Производитель Hawker Aircraft Ltd.
Gloster Aircraft Co. (Хаклкот (англ.)русск.)
Главный конструктор Сидни Кэм (англ.)русск.
Первый полёт 24 февраля 1940
Начало эксплуатации 1941
Конец эксплуатации 1947
Статус снят с вооружения
Основные эксплуатанты Королевские ВВС
Королевские ВВС Канады
Годы производства 1941–1945
Единиц произведено 3317


Хоукер Тайфун (англ. Hawker Typhoon) — британский одноместный истребитель-бомбардировщик времён Второй мировой войны. Производился фирмой Hawker Aircraft Ltd. с 1941 г. до ноября 1945. Оставался на вооружении до 1947 года. Изначально разрабатывался как перехватчик для замены истребителя Хоукер Харрикейн. Один из самых успешных штурмовиков RAF в годы Второй мировой войны.
Первый полёт в октябре 1939 г. совершила версия «R». RAF заказали 1000 машин под обозначением «Торнадо». Но различные проблемы задерживали принятие «Торнадо» на вооружение. В добавок, самолёт показал низкую скороподъёмность и не мог заменить «Спитфайр» в качестве перехватчика.

В феврале 1940 г. совершил первый полёт самолёт версии «N», получивший позднее название «Тайфун». Королевские военно-воздушные силы также заказали большое количество этих самолётов, но перенесли производство на фирму Gloster Aircraft, у которой в это время не было своих моделей. Как и с «Торнадо», с «Тайфуном» тоже возникли проблемы.
Ещё до начала производства нового истребителя Хоукер Харрикейн, конструктор Сидни Кэм (англ. Sidney Camm) начал в частном порядке разрабатывать замену для него. Это должен был быть массовый самолёт, оснащённый не менее массовым двигателем Napier Sabre. Эта работа пригодилась, когда фирма Хоукер получила в январе 1938 г. от Министерства ВВС Великобритании (the Air Ministry) спецификацию F.18/37 на создание истребителя с двигателем Napier Sabre или Rolls-Royce Vulture. Оба эти двигателя должны были развивать мощность более 2200 л.с. и имели 24 цилиндра, но различались их расположением — H-образное у Sabre и X-образное у Vulture.


Две созданные модели, получившие названия «R» и «N» (по первым буквам названий фирм-производителей моторов), были очень похожи и отличались, в основном, только формой носовой части фюзеляжа. В конструкции обеих моделей использовались традиционные для «Хоукера» «старые» технологии. Носовая часть фюзеляжа сваривалась из стали, как и у «Харрикейна», массивные 40-футовые (12 м) крылья имели значительно более толстый профиль, чем, например, у «Спитфайра». Самолёт имел фюзеляж типа полумонокок, широко раставленные основные стойки шасси и дверь кабины вместо сдвижного или откидного фонаря

Первый полёт в октябре 1939 г. совершила версия «R». RAF заказали 1000 машин под обозначением «Торнадо». Но различные проблемы задерживали принятие «Торнадо» на вооружение. В добавок, самолёт показал низкую скороподъёмность и не мог заменить «Спитфайр» в качестве перехватчика.


В феврале 1940 г. совершил первый полёт самолёт версии «N», получивший позднее название «Тайфун». Королевские военно-воздушные силы также заказали большое количество этих самолётов, но перенесли производство на фирму Gloster Aircraft, у которой в это время не было своих моделей. Как и с «Торнадо», с «Тайфуном» тоже возникли проблемы.


Hurricane (Ураган) был несомненно одним из самых знаменитых и наиболее универсальных самолетов Второй Мировой Войны, и оставался на вооружении в Королевских ВВС до января 1947.
Хоукер Харрикейн Мк.1 начал проектироваться еще в 1933 г., когда главный конструктор компании Хоукер Сидней Кэмм решил создать истребитель-моноплан на базе биплана Fury, используя в качестве силовой установки двигатель Rolls-Royce Goshawk. По мере продвижения разработки последний был заменен на двигатель Rolls-Royce P.V.12 Merlin, и компания Хоукер начала сборку опытного самолета.

К концу 1938 г. в истребительную авиацию ВВС Великобритании было поставлено около 200 самолетов Харрикейн. Затем появились планы дополнительного производства этих истребителей компанией Глостер Эйркрафт. Первый серийный самолет, произведенный этой компанией, поднялся в воздух 27 октября 1939 г. За срок немногим более года компания Глостер произвела 1000 экземпляров самолета Харрикейн; общее количество Харрикейн Mk I должно было достичь 1850 машин, плюс 1924 самолета, произведенных компанией Хоукер.
Производство истребителей Харрикейн в Канаде сильно возросло по сравнению с первоначальным выпуском модели Mk I. Начало использования двигателя Мерлин 28 мощностью 969 кВт (1300 л.с.) компании Паккард привело к появлению нового обозначения - Харрикейн Mk X. Следующая модель, Харрикейн Mk XI, была специально разработана по заданию ВВС Канады и отличалась от самолета Mk X в основном военным оборудованием канадского производства. Основной серийной моделью стал самолет Харрикейн Mk XII, оснащенный обычно двигателем Мерлин 29 мощностью 969 кВт (1300 л.с.) компании Паккард. Первоначально его вооружение составляли 12 пулеметов. Впоследствии самолет мог комплектоваться "универсальным" крылом с четырьмя пушками. Последним сухопутным вариантом, построенным в Канаде, был самолет Харрикейн Mk XIIA, идентичный модели Mk II, но вооруженный восемью пулеметами. 2952 экземпляра Харрикейнов были отправлены в СССР по ленд-лизу в военное время (хотя не все они добрались до пункта назначения). Они неплохо зарекомендовали себя и на Восточном фронте.

Общее количество произведенных в Великобритании и Канаде самолетов составило 14231 экземпляр. Это был, без сомнения, один из лучших истребителей Второй мировой войны. Во время "Битвы за Англию" истребители Харрикейн уничтожили больше вражеских самолетов, чем все остальные силы противовоздушной обороны, наземные и воздушные, вместе взятые. Правда, здесь нужно сделать оговорку, что это стало возможным благодаря тому, что самолеты Супермарин Спитфайер отвлекали на себя немецкие истребители Мессершмитт Bf 109, а это позволило менее скоростным самолетам Харрикейн свободно атаковать немецкие бомбардировщики

Hawker Typhoon Истребитель-бомбардировщик

В соответствии с техническим заданием F.18/37 в 1937 г. Сидней Кэмм приступил к проектированию самолета Хоукер Тайфун. Было построено два опытных самолета: тот, что имел двигатель Валтур, был известен под названием Hawker Tornado, а вариант, оснащенный двигателем Napier Sabre, был обозначен как Hawker Typhoon. Независимо от проблем с двигателем, 24 февраля 1940г. во время первого полета Тайфуна обнаружились проблемы с конструкцией.
Опытный самолет имел крыло с 12 пулеметами и в серийном варианте, совершив свой первый полет 27 мая 1941 г., был обозначен как Тайфун Mk IA. Все серийные экземпляры (3330 машин) были построены компанией Gloster Aircraft Company. Второй опытный самолет, совершивший свой первый полет 3 мая 1941г., имел крыло с четырьмя пушками калибра 20 мм и в серийном производстве получил обозначение Тайфун Mk IВ. Первые серийные самолеты были поставлены в ВВС Великобритании в сентябре 1941г.

К счастью, компания Хоукер обнаружила, что причина неполадок у самолетов заключается в хвостовом оперении, в конце 1942 г. все дефекты двигателя и планера были устранены. Тайфун имел и сильную сторону - высокую скорость на малой высоте. Это преимущество впервые эффективно было использовано в ноябре 1941 г., когда эскадрилья N 609, уничтожила четыре самолета Фокке-Вульф Fw 190. К концу 1942 г. оснащенный усовершенствованным двигателем Сэйбр IIA, вооруженный четырьмя пушками калибра 20 мм и подкрыльными бомбодержателями, Тайфун стал замечательным истребителем-бомбардировщиком. Эскадрильи, располагавшиеся по всей Франции, а также в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге, очень удачно работали на немецких коммуникациях.

В конце 1943 г. самолеты были оборудованы установками реактивных снарядов и эффективно действовали против судов береговой охраны Германии; они продолжали дневные и ночные налеты, внеся таким образом большой вклад в успешную высадку союзных войск в Нормандии. На последних этапах войны самолет Тайфун почти не подвергся изменениям, кроме установки более мощных двигателей Сэйбр IIB и IIC. Среди вариантов были: единственный ночной истребитель Тайфун NF.Mk IB и небольшое число тактических разведчиков Тайфун FR.Mk IB. Hawker Tempest

Многоцелевой истребитель

Проект самолета под первоначальным обозначением Тyphoon Mk.II был представлен на рассмотрение Министерства авиации, и 18 ноября 1941 г. было заказано два опытных экземпляра. Изменения в конструкции были значительны, и в начале 1942 г. обозначение сменилось на Hawker Tempest. Таким образом, два первых опытных самолета стали называться Tempest Mk I (с двигателем Sabre IV) и Tempest Mk V (с двигателем Sabre II). Вскоре были заказаны еще четыре самолета: два Tempest Mk II с двигателями Bristol Centaurus мощностью 2520 л.с. и два Tempest Mk III с двигателями Rolls-Royce Griffon IIB (последние стали называться Tempest Mk IV после установки на них двигателей Griffon 61).

Опытный самолет Tempest Mk I совершил полет 24 февраля 1943 г. и позднее развил максимальную скорость 750 км/час на высоте 7470 м. Тем не менее в серию он не пошел. Tempest Mk V поднялся в воздух в сентябре 1942 г.
Первый из 805 самолетов Tempest Mk V взлетел из Лэнгли 21 июня 1943г. и был одним из первой серийной партии, состоявшей из 100 самолетов Tempest Mk V.
Использование машин Хоукер Tempest в ВВС Великобритании началось в апреле 1944г. Они были среди самолетов, которым было поручено бороться с самолетами-снарядами ФАУ-1. Из 1847 ФАУ-1, уничтоженных истребителями с июня 1944г. по март 1945г., 481 приписывался авиаполку самолетов Tempest. До окончания войны в Европе самолеты Tempest Mk V поддерживали сухопутные войска с аэродромов во Франции и Бельгии по мере отступления немцев. Кроме того, они вступали в бой с реактивными истребителями ВВС Германии Мессершмитт Me 262. Хотя имелись планы отправки 50 самолетов Tempest Mk II на Дальний Восток в мае 1945г. для участия в боевых действиях против японцев, война на Тихом океане завершилась до того, как это осуществилось.