Ju 87 Юнкерс
Тип Пикирующий бомбардировщик
Разработчик Junkers
Производитель Junkers
Главный конструктор Герман Польман
Первый полёт 17 сентября 1935
Начало эксплуатации 1936
Конец эксплуатации 1945
Статус не эксплуатируется
Основные эксплуатанты Luftwaffe
Regia Aeronautica
Военно вoздушниe сили на България
Forţele Aeriene Regale ale României
Slovenské vzdušné zbrane
Magyar Légierő
Единиц произведено 6500
Одномоторный двухместный (пилот и задний стрелок) пикирующий бомбардировщик и штурмовик времён Второй мировой войны. Конструктор машины — Герман Польман (Hermann Pohlmann). Первый полёт — в 1935 году, боевое применение — в 1936 году в составе легиона Кондор в Испании.
Несмотря на низкую скорость и посредственную аэродинамику (стойки шасси были неубирающиеся), был одним из самых эффективных видов оружия Люфтваффе, благодаря способности к бомбометанию с пикирования. Ю-87 — один из самых известных символов блицкрига. Наиболее известным пилотом Ю-87 был Ганс Ульрих Рудель, получивший самые высокие награды среди пилотов Люфтваффе.
Вариант Ju 87 G(с начала 1943 года, на восточном фронте) получил новую жизнь как «охотник за танками» (Kanonenvogel — Птичка с пушкой). Вооружённый двумя 37 мм пушками BK 37, установленными в гондолах под крыльями (питание осуществлялось из шестизарядных магазинов снарядами с вольфрамовыми сердечниками), имел возможность полёта с невысокой скоростью, стабильное положение в воздухе и возможность атаковать бронированную цель с наименее защищённой стороны способствовали успеху при атаке танков. Именно на Ju 87G летал известный немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель, который по данным люфтваффе уничтожил с июля 1943 по май 1945 свыше 500 советских танков. Что не подтверждается документами о потерях Советской Армии.
В сентябре 1933 года министерство авиации объявило двуэтапный конкурс на создание пикирующего бомбардировщика. На первом этапе по так называемой "немедленной" программе был заказан биплан, от которого не требовалось высоких показателей, но время разработки было ограничено. Этим занялись фир "Физелер" и "Хеншель". Второй этап конкурса предусматривал создание боевого самолёта с более высокими лётными данными, сравнимыми с существовавшими в то время истребителелями. К разработке такого самолёта приступили четыре фирмы: "Арадо", "Блом и Фосс", "Хейнкель" и "Юнкерс". На фирме "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" работы по самолёту, получившему обозначение Ju.87 "Штука" (штурцкампфлюгцойг - пикирующий боевой самолёт), возглавил главный конструктор Г.Польман. Первый прототип Ju.87V1 был изготовлен в 1935 году. 19 сентября он впервые поднялся в небо. После проведения испытаний Ar.81, Ha.137, He-118 и Ju.87 было принято решение о серийном производстве последнего (большую роль в этом сыграли личные пристрастия начальника технического управления Э.Удета). Серийное производство началось в январе 1937 года. Весной этого же года принят на вооружение люфтваффе.
Ju.87 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан. Фюзеляж типа полумонокок овального сечения. Шасси трёхопороное, неубирающееся, с задней стойкой. Основные стойки шасси закрыты обтекателями. Крыло типа "обратная чайка" трапецевидной в плане формы. Центроплан составлял одно целое с фюзеляжем. Обшивка гладкая, работающая, выполнена из листового дюраля. Для обеспечения безопасного выхода из пикирования самолёт оснащался тормозными решётками под крылом и автоматом пикирования. Силовая установка состояла из поршневого 12-цилиндрового V-образного перевёрнутого двигателя жидкостного охлаждения Jumo-210 (позже Jumo-211) с трёхлопастным металлическим винтом изменяемого шага VS-5 диаметром 3,4 м. Радиатор распологался в туннеле под двигателем. Двухместная кабина экипажа закрыта общим фонарём. Вооружение состояло из одной бомбы массой 500 или 250 кг, подвешенной под фюзеляжем на трапеции, и 4 50-кг бомб под крылом. Пулемётное вооружение состояло из 2 крыльевых 7,92-мм пулемётов MG-17 и одного MG-15 в задней части кабины. В целях психологического воздействия на противника на стойках шасси устанавливали воздушные сирены.
Процедура пикирования:
Находясь на 4600 метрах, пилот отыскивает цель бомбометания через наблюдательное окно в полу кабины. После выпуска воздушных тормозов и убавления газа он переворачивал самолёт на 180 градусов и переходил в пикирование под углом 60—90 градусов. Для контроля угла пикирования относительно горизонта на остеклении фонаря кабины была нанесена градусная сетка.
Когда самолётприближался к земле, загоралась лампочка на контактном альтиметре, обычно, на высоте 450 метров. Пилот сбрасывал бомбы нажатием кнопки на ручке управления, тут же включался механизм автоматического выхода из пикирования. Захват, находившийся под фюзеляжем, отводил бомбу от плоскости вращения воздушного винта, и самолёт начинал выравниваться с перегрузкой до 6 g.
Когда нос «Штуки» оказывался выше горизонта, воздушные тормоза убирались, дроссель открывался и шаг винта устанавливался на набор высоты.Пилот брал управление и возвращался к нормальному полёту. Оставшиеся бомбы под крыльями могли быть использованы на другие цели