Тяжёлый истребитель сопровождения ТИС
Тип тяжёлый истребитель сопровождения
Производитель Завод №51
Первый полёт 30 августа 1941 года
Статус опытный
Основные эксплуатанты ВВС СССР
Годы производства 1941, 1944
Размах крыла, м 15.50
Длина, м 11.70
Высота, м 4.35
Площадь крыла, м2 34.85
Масса, кг
пустого самолета 6281
нормальная взлетная 8280
максимальная взлетная 8968
Тип двигателя 2 ПД АМ-38Ф
Мощность, л.с.
взлетная 2 х 1700
полетная 2 х 1500
Максимальная скорость , км/ч
у земли 514
на высоте 535
Крейсерская скорость на высоте, км/ч 478
Практическая дальность, км 1720
Скороподъемность, м/мин 556
Практический потолок, м 10250
Экипаж 1
Вооружение:
две 20-мм пушки ШВАК с запасом 300 снарядов, центропланная установка из двух 45-мм пушек НС-45 с запасом 100 снарядов (НС-45 могли быть заменены на пушки калибра 37 мм), верхняя оборонительная установка ВУБ-3 под пулемет УБ с запасом 200 патронов и
Бомбовая нагрузка - 1000 кг : 2 бомбы 500 кг снаружи
(предусматривалась установка 2 балок внутри фюзеляжа под бомбы калибра 100 кг, но при условии снятия центропланных пушек).
Тяжёлый истребитель сопровождения — самолёт, спроектированный КБ Н. Н. Поликарпова. В материалах Заключения на эскизный проект отмечалось, что самолёт предназначен в качестве истребителя сопровождения бомбардировщиков, действующих в радиусе 1000 км. Кроме того, может быть использован в качестве ночного истребителя, а также (в перегрузочном варианте) в качестве ближнего пикирующего бомбардировщика.
В 1937 году начались испытания четырёхмоторного тяжёлого бомбардировщика АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8), В первых же полетах он показал высокие качества, и предполагалось, что эта машина станет основной в бомбардировочном парке ВВС страны, для сопровождения групп этих бомбардировщиков, которые должны наносить удары по объектам в глубоком тылу противника, требовались истребители прикрытия большого радиуса действия.
Разработка такого истребителя сопровождения была поручена конструкторскому бюро, возглавляемому Н.Н. Поликарповым. Коллектив стремился в короткий срок выполнить задание, и уже в первой половине 1941 года опытный экземпляр самолёта, получившего обозначение ТИС (тяжёлый истребитель сопровождения), был готов к полётам. Конструкция этого двухместного моноплана — цельнометаллическая. Он оснащался двумя двигателями жидкостного охлаждения АМ-37 мощностью по 1700 л.с. Его крыло площадью 34,85 м2 имело автоматические предкрылки и посадочные щитки.
В соответствии с основным назначением — охрана и сопровождение бомбардировщиков на большие расстояния и, соответственно, ведение боя с истребителями противника — ТИС имел мощное бортовое вооружение. На самолёте было установлено для ведения огня вперёд четыре 7,62 мм пулемёта (по 1000 патронов на каждый), два 12,7 мм пулемёта (по 400 патронов) и две 20 мм пушки (по 350 снарядов на ствол). Для обороны задней полусферы второй член экипажа имел две подвижные установки пулемётов ШКАС.
При использовании самолёта для действий по наземным целям конструкторы предусмотрели возможность наружной подвески бомб и реактивных снарядов общим весом до одной тонны. Запас горючего в 2430 литров обеспечивал дальность полёта до 1720 км. Вес пустого самолёта — 6281 кг, нормальный взлётный — 8969 кг.
По расчётам конструктора ТИС должен был развивать скорость у земли 502 км/час, на высоте 7400 м — 635 км/час. Практический потолок самолёта — 10250 м — обеспечивал прикрытие бомбардировщиков на любой высоте их полёта.
Лётные испытания, проходившие в первые месяцы начавшейся Великой Отечественной войны, в основном подтвердили расчётные данные. Однако задачи на фронте успешно решали более дешёвые одномоторные истребители и штурмовики. Дальнебомбардировочная авиация действовала в основном ночью, а производство дорогостоящих ТБ-7 вскоре было прекращено. В дальнейшем же сопровождение бомбардировщиков обеспечивали одномоторные истребители Як-9Д и Як-9ДД. Поэтому ТИС серийно не строились.
Конструкторский коллектив в 1944 гору создал второй многоцелевой вариант самолёта. Опытный экземпляр этого варианта, обозначенного ТИС-МА, был оснащён двумя двигателями АМ-39, для повышения эффективности действий по наземным войскам врага его вооружение было усилено. Однако доводить новый самолёт до серийного производства во второй половине 1944 гола уже не было необходимости. К этому времени исход войны определился и было ясно, что на последнем этапе войны наша боевая авиация сможет успешно выполнить стоящие перед ней задачи на уже выпускавшихся промышленностью в массовых количествах штурмовиках Ил-2 и Ил-10, бомбардировщиках Пе-2, Ту-2, Ил-4, истребителях С.А. Лавочкина и А.С. Яковлева.
ТИС - тяжелый истребитель сопровождения. Первый в СССР самолет такого назначения, а вместе с тем двухместный, двухмоторный истребитель, пикирующий бомбардировщик, разведчик, многоцелевой самолет.
Задание на него Поликарпов получил по собственной инициативе осенью 1938 года. ТИС был выпущен в двух последовательных вариантах.
ТИС (А)- с двигателями АМ-37 по 1400 л.с. на высоте 6300 м, выпущенный в 1941 году. В отличие от других самолетов близкой схемы (ВИТ, СПБ, Пе-2, Ту-2), его размеры и площадь крыла значительно меньше (34,85 м), а двигатели крупнее и тяжелее: удельная нагрузка на крыло в полтора раза больше. Вся цельнометаллическая конструкция была хорошо продумана технологически.
Вооружение было исключительно мощным: носовая стрелковая батарея из четырех ШКАС (3000 патронов), в центроплане - две ШВАК-20 (1600 снарядов), один ШКАС назад-вверх и один ШКАС назад-вниз (по 750 патронов). Масса секундного залпа -5,12 кг. Бомб - две по 500 кг на наружней подвеске.
Самолет был выпущен весной 1941 года перед войной, по тому времени был новым типом, основанным на опыте ВИТ и СПБ. Первый полет был только в сентябре, потом последовала эвакуация., где и проводились испытания, затянувшиеся до 1943 года. Летные качества были неплохие: скорость у земли 490 км/час, на высоте 1500 м 515 км/час, время набора высоты 7000м 11,5 мин. Но было уже поздно, вопрос о серии не возникал.
ТИС (МА) - тяжелый истребитель сопровождения, предназначенный для борьбы со скоростными бомбардировщиками, но не пикирующий бомбардировщик. Предполагалось установить двигатели АМ-39, но, ввиду их отсутствия, были установлены АМ-38. Размеры и формы самолета были те же, что и ТИС (А), но радиаторы вынесены в консоли крыла с входными и выходными туннелями.
Вооружение было еще усилено: в носу фюзеляжа - два пулемета БС, в центроплане - две пушки калибра 37 мм у бортов фюзеляжа (пробовали даже калибр 45 мм) и один пулемет ШКАС вверх-назад. Бомб - две по 500 кг на наружней подвеске.
Первый полет был 13 июня 1944 года. Летные качества были столь же хорошие.