Белл P-39 Аэрокобра
Тип истребитель
Разработчик Bell Aircraft
Производитель Завод «Bell» (Буффало)
Главный конструктор Роберт Вудс
Первый полёт 6 апреля 1939
Начало эксплуатации январь 1941
Конец эксплуатации начало 1950х (СССР)
Статус не эксплуатируется
Основные эксплуатанты ВВС США
ВВС СССР
Королевские ВВС
Годы производства 1940—сентябрь 1944
Единиц произведено 9584
Размах крыла, м 10.363
Длина, м 9.195
Высота, м 3.78
Площадь крыла, м2 19.86
Масса, кг
пустого самолета 2642
нормальная взлетная 3556
максимальная взлетная 3765
Тип двигателя 1 ПД Allison V-1710-35
Мощность, л.с. 1 х 1150
Максимальная скорость , км/ч
у земли 493
на высоте 585
Крейсерская скорость , км/ч 528
Практическая дальность, км 993
Скороподъемность, м/мин 756
Практический потолок, м 9600
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 20-мм пушка М1, четыре 12,7-мм пулемета (200 патронов), возможна подвеска одной 227 кг бомбы
Белл P-39 Аэрокобра (англ. Bell P-39Airacobra) — американский истребитель периода Второй мировой войны, отличавшийся необычной для своего времени конструкцией (двигатель располагался сзади кабины пилота). Половина всех выпущенных «кобр»,— более 4500 машин,— были поставлены в СССР по ленд-лизу. На P-39 летали такие результативные асы, как Александр Покрышкин и Григорий Речкалов.
Стояла на вооружении пяти стран: США, Великобритании, СССР, Португалии и Австралии. Дальнейшим развитием конструкции P-39явилась P-63.
Самолет Bell P-39Airacobra был самым уникальным среди истребителей Армии США времен Второй мировой войны благодаря своей силовой установке и шасси с носовой стойкой. Он также считался истребителем с большой огневой мощью. В начале 1935г. корпорация Bell Aircraft Corporation приступила к созданию истребителя, вооруженного 37-мм пушкой T9 корпорации American Armament Corporation, стрелявшей через втулку воздушного винта, и двумя синхронизированными пулеметами калибра 12,7 мм, установленными в носовой части фюзеляжа. Чтобы разместить пушку, двигатель пришлось установить внутри фюзеляжа над задней частью центроплана низкорасположенного крыла. Воздушный винт приводился в движение с помощью длинного вала, проходившего под полом кабины пилота. Такая компоновка самолета вызвала необходимость использования шасси с носовой стойкой, для размещения которого требовалось соответствующее пространство в носовой части фюзеляжа. 7 октября 1937 г. фирма Белл получила заказ на опытный экземпляр самолета Белл XP-39 (Модель 12), который совершил свой первый полет 6 апреля 1938 г.
После интенсивных испытаний были заказаны еще 12 предсерийных самолетов YP-39 и один экземпляр YP-39A без турбонагнетателя для двигателя Allison V-1710. Национальный консультативный комитет США по аэронавтике провел собственные исследования этого самолета и рекомендовал внести изменения. Они заключались в оборудовании главных стоек шасси обтекателями (в выпущенном положении), использовании низкопрофильного фонаря кабины, переносе в другое место воздухозаборников двигателя и охлаждающих радиаторов, а также в удалении турбонагнетателя. Первый модифици- рованный экземпляр XP-39B был испытан и продемонстрировал возросшие летные характеристики. Тринадцать предсерийных машин YP-39 были оснащены двумя дополнительными пулеметами калибра 7,62 мм, установленными в носовой части фюзеляжа. Десятого августа 1939 г. был заключен контракт на серийное производство 80 новых истребителей первоначально.
Первые 20 машин, укомплектованные в соответствии со стандартом XP-39B, были названы P-39C (Модель 13). Оставшиеся 60 самолетов были оснащены еще двумя пулеметами калибра 7,62 мм, протектированными топливными баками и подфюзеляжным узлом для подвески бомбы массой 227 кг или сбрасываемого топливного бака объемом 284 литра. Самолет с такими изменениями получил обозначение P-39D (Модель 15). Заказ на 369 самолетовP-39D поступил в сентябре 1940 г., и семь месяцев спустя начались их первые поставки. Британия заказала 675 истребителей Модель 14, сходных с самолетом P-39D, но у которых была 20-мм пушка и шесть пулеметов калибра 7,7 мм.
Самолеты Эйркобра начали поступать в Великобританию в июле 1941 г. Сразу же после их введения в эксплуатацию стала понятна ошибочность решения об удалении турбонагнетателя у двигателя, так как самолет имел недостаточную скороподъемность и неприемлемые высотные летные характеристики. Только около 80 машин из всего заказа были приняты на вооружение Королевских ВВС, которые уже в марте 1942 г. переоснастили свои истребительные эскадрильи самолетами Supermarine Spitfire. С другой стороны, более чем 250 самолетов Модель 14A в соответствии с программой военной помощи были поставлены Британией ВВС СССР, около 200 машин в конце 1942 г. нашли применение в английской авиации и почти 200 самолетов были вновь приобретены ВВС США после того, как в декабре 1941 г. эта страна вступила во Вторую мировую войну. Эти экс-британские самолеты Эйркобра получили обозначение P-400. Самолет производился в больших количествах. Всего до завершения серийного производства было собрано 9558 истребителей Эйркобра. При этом несколько вариантов, описанных ниже, не имели значительных изменений в проекте. Вместо самолетов P-39D начали производиться P-39F, которых было собрано 229 экземпляров. В основном похожий, он отличался от предыдущего тем, что имел воздушный винт Aeroproducts с изменяемым шагом и гидравлическим управлением вместо винта Кёртисс ранних моделей. Самолеты P-39J (25 экземпляров) имели другой вариант двигателя Аллисон V-1710. Модели P-39K (210 машин) иP-39L (250 машин), первоначально заказанные под обозначением P-39G (Модель 26), отличались некоторым оборудованием и установкой более мощного двигателя V-1710-63, причем первый из них имел воздушный винт Аэропродактс, а последний - винт Кёртисс.
Самолет P-39M (построено 240 машин) имел маломощный двигатель V-1710-83 и воздушный винт большего диаметра. Последние серийные варианты - P-39N и P-39Q были созданы в большом количестве для поставки ВВС СССР по ленд-лизу. Для улучшения летных характеристик самолет P-39N имел уменьшенную массу горючего и броневой защиты, а самолет P-39Q мог быть легко узнан благодаря двум подкрыльевым обтекателям, в каждом из которых размещался пулемет калибра 12,7 мм. Из общего количества произведенных самолетов P-394773 машины были поставлены в Советский Союз. В числе вариантов самолета были три экспериментальных образца XP-39E с крылом ламинарного обтекания и оснащенные двигателем Continental IV-1430-1, и небольшое число двухместных тренировочных самолетов TP-39F и RP-39Q. Семь истребителей P-39 под обозначением F2L были поставлены ВМФ США для использования в качестве управляемых воздушных мишеней. Был изготовлен единственный экземпляр палубного истребителя XFL-1 Airabonita, оборудованный шасси с хвостовым колесом, имевший усиленный фюзеляж и тормозной крюк. Самолет впервые поднялся в воздух 13 мая 1940г., но его производство не было начато.
Под обозначением A-7 была предложена радиоуправляемая воздушная мишень, но до стадии выполнения в металле она так и не была доведена. Несмотря на то, что без турбонагнетателя потенциал самолета Эйркобра как истребителя оказался ограниченным, в конце 1942 г. он успешно использовался в Северной Африке в качестве штурмовика, а также на Тихом океане. По 150 машин на последних этапах войны были поставлены ВВС Франции и Италии.
Всего в СССР было поставлено 4952 истребителей P-39 «Аэрокобра», что составляет приблизительно половину от общего количества выпущенных машин. С декабря 1941 года Великобритания направила в СССР 212 P-39, но в 41-м было получена только одна машина, а в 42-м 192. Поставка этих ранних моделей была завершена в январе 1943 г. Все машины прибывали, в основном, в 6-ю запасную авиабригаду, а именно в 22 запасной авиаполк, который состоял из 4-х сборочных бригад и 3-х учебных авиаэскадрилий (по одной для «киттихауков», «харикейнов» и «аэрокобр»). Кроме самолётов по ленд-лизу было поставлено более миллиона патронов к 37-мм авиационной пушке М4 (англ.)русск., которой была вооружена «Аэрокобра».
Первой частью, переученной на «Аэрокобры», был 153 ИАП, который закончил обучение 14 июня 1942 г. и был перебазирован на Воронежский фронт, куда прибыл 29 июня. За 3 месяца боёв полк уничтожил 18 бомбардировщиков, 45 истребителей, собственные потери — три лётчика, 8 машин, и был удостоен звания гвардейского (28 гв. ИАП).
Впервые же в Великой Отечественной войне «Аэрокобра» вступила в бой 16 мая 1942 г. в составе 19 гв. ИАП (16 машин) в Заполярье.
Airacobra I AH589 L