Отто Киттель
Лейтенант Отто Киттель, известный своим друзьям как «Бруно», имел рост только 165 см, но оказался достаточно доблестным воздушным бойцом, чтобы стать четвертым по числу побед асом Люфтваффе с 267 победами в воздухе. Спокойный, серьезный и застенчивый, слегка заикавшийся, темноволосый Киттель был полной противоположностью сложившемуся (благодаря Имперскому Министерству пропаганды) представлению об облике летчика-истребителя высокого класса.
Он родился в Кронсдорфе (Комотов) в Судетах 17 февраля 1917 года. Военную карьеру Киттель начал осенью 1941 года простым солдатом срочной службы. Затем он попал в I/JG 54 в качестве пилота унтер-офицера. Поначалу Киттель проявлял полную неспособность к меткой стрельбе, и его начальники пришли к выводу, что он очень скоро пополнит тот многочисленный отряд немецких летчиков-истребителей, которые были сбиты прежде, чем одержали хотя бы одну победу.
Тогда за его обучение взялись старшие товарищи: Ханнес Траулофт, Ханс Филипп, Вальтер Новотны и другие пилоты полка «Зеленое сердце» (Grueneherz). Они не сдавались, пока их терпение не было вознаграждено: в конце концов, они дали маленькому человечку «глаз охотника». Поняв один раз принципы воздушной стрельбы и траекторию снарядов, Киттель начал впечатляющую вереницу воздушных побед. Посланный на Восточный фронт, он стал пятым немецким летчиком-асом, превысившим счет 250 воздушных побед. 6 октября 1943 года фельдфебель Киттель был награжден Рыцарским Крестом, получил офицерские петлицы и погоны и 2-ю эскадрилью JG 54, которой впоследствии весьма успешно руководил.
С 22 июня он участвовал в боях на Восточном фронте и уже утром 24 июня одержал первые победы, сбив два СБ-2. 30 июня в районе г. Даугавпилс, Латвия, он сбил два Ил-2 и был награжден Железным крестом 2-го класса. К концу 1941 г. Киттель имел на счету 12 побед, получил Железный крест 1-го класса и звание фельдфебеля. В течение 1942 г., летая ведомым командира 2./JG54, он сбил три Ил-2 и по два И-16, СБ-2 и Р-40, преодолев рубеж в 20 побед. В 1943 г. его счет стал расти быстрыми темпами. 24 января Киттель одержал 30-ю победу, 21 февраля — 40-ю и 26 февраля был награжден Германским Крестом в Золоте. Утром 15 марта восточнее озера Ильмень он сбил МиГ-3, но затем на его FW-190A-4 W.Nr.142481 отказал двигатель, и он сел «на живот» на советской территории. Киттель смог избежать плена, за три дня он по морозу прошел 60 км до линии фронта, и, в заключении, перейдя в брод реку Ловать, добрался до позиций немецких войск. Ему предоставили отпуск, и он вернулся обратно в 2./JG54 уже в мае.
11 июня немецкий ас одержал 50-ю победу. В июле он сбил 11 Ил-2, пять Ла-5, четыре ЛаГГ-3, два Як-9, два Р-40 и один Р-39, а в августе — еще шесть ЛаГГ-3, три Ла-5, три Ил-2, Як-1 и Р-39. Одержав 14 сентября три победы, он преодолел рубеж в 100 побед. 5 — 23 октября обер-фельдфебель Киттель сбил еще 18 самолетов, и теперь на его счету было 123 победы. 26 октября он был награжден Рыцарским Крестом. В конце ноября 1943 г. его направили инструктором в Egr.Gr.Ost, которая размещалась тогда во Франции. К этому времени Киттель уже имел 127 побед. В марте 1944 г. он уже в звании лейтенанта был назначен командиром 3./JG54 и вернулся на Восточный фронт.
7 марта он одержал 130-ю победу, а 30 марта — 140-ю. Утром 4 апреля Киттель сбил два Ил-2, два ЛаГГ-3 и Ла-5. Его счет достиг 151-й победы, и 11 апреля он получил Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями (Nr.449). 28 июня он сбил 160-й самолет, 2 июля — 170-й, 21 июля — 180-й, а 1 августа — 190-й. Сбив днем 26 августа Ла-5, Киттель достиг рубежа в 200 побед. В сентябре на его счету были девять Ил-2, шесть Як-9, пять Пе-2 и один Ла-5, в октябре — сразу 24 Ил-2, четыре Ла-5, три Як-9, два Пе-2 и один Як-3. 19 ноября он одержал уже 264-ю победу, и 25 ноября его наградили Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями и Мечами (Nr. 113) и присвоили звание обер-лейтенанта.
После этого Киттель получил отпуск и вернулся на фронт в феврале 1945 г., возглавив 2./JG54.14 февраля во главе звена «Фокке- Вульфов» он в 12.06 вылетел в район Тукумс — Лиепая, Латвия. Это был его 583-й боевой вылет. В 12.13 около местечка Джуксте он обнаружил «восьмерку» Ил-2, штурмовавшую немецкие позиции. Киттель сбил один «Ил» — это была его 267-я и, как оказалось, последняя победа. Сразу после этого его FW- 190А-8 W.Nr.960282 загорелся, резко пошел вниз и через несколько мгновений врезался в землю и взорвался. Из-за малой высоты у пилота уже не было времени, чтобы спастись, выпрыгнув на парашюте. По одним данным, он был сбит бортстрелком одного из Ил-2, а по другим — прямым попаданием зенитного снаряда.