Отто Киттель

Отто Киттель




Лейтенант Отто Киттель, известный своим друзьям как «Бруно», имел рост только 165 см, но оказался достаточно доблестным воздушным бойцом, чтобы стать четвертым по числу побед асом Люфтваффе с 267 победами в воздухе. Спокойный, серьезный и застенчивый, слегка заикавшийся, темноволосый Киттель был полной противоположностью сложившемуся (благодаря Имперскому Министерству пропаганды) представлению об облике летчика-истребителя высокого класса.

Он родился в Кронсдорфе (Комотов) в Судетах 17 февраля 1917 года. Военную карьеру Киттель начал осенью 1941 года простым солдатом срочной службы. Затем он попал в I/JG 54 в качестве пилота унтер-офицера. Поначалу Киттель проявлял полную неспособность к меткой стрельбе, и его начальники пришли к выводу, что он очень скоро пополнит тот многочисленный отряд немецких летчиков-истребителей, которые были сбиты прежде, чем одержали хотя бы одну победу.

Тогда за его обучение взялись старшие товарищи: Ханнес Траулофт, Ханс Филипп, Вальтер Новотны и другие пилоты полка «Зеленое сердце» (Grueneherz). Они не сдавались, пока их терпение не было вознаграждено: в конце концов, они дали маленькому человечку «глаз охотника». Поняв один раз принципы воздушной стрельбы и траекторию снарядов, Киттель начал впечатляющую вереницу воздушных побед. Посланный на Восточный фронт, он стал пятым немецким летчиком-асом, превысившим счет 250 воздушных побед. 6 октября 1943 года фельдфебель Киттель был награжден Рыцарским Крестом, получил офицерские петлицы и погоны и 2-ю эскадрилью JG 54, которой впоследствии весьма успешно руководил.
С 22 июня он участвовал в боях на Восточном фронте и уже утром 24 июня одержал первые победы, сбив два СБ-2. 30 июня в районе г. Даугавпилс, Латвия, он сбил два Ил-2 и был награжден Железным крестом 2-го класса. К концу 1941 г. Киттель имел на счету 12 побед, получил Железный крест 1-го класса и звание фельдфебеля. В течение 1942 г., летая ведомым командира 2./JG54, он сбил три Ил-2 и по два И-16, СБ-2 и Р-40, преодолев рубеж в 20 побед. В 1943 г. его счет стал расти быстрыми темпами. 24 января Киттель одержал 30-ю победу, 21 февраля — 40-ю и 26 февраля был награжден Германским Крестом в Золоте. Утром 15 марта восточнее озера Ильмень он сбил МиГ-3, но затем на его FW-190A-4 W.Nr.142481 отказал двигатель, и он сел «на живот» на советской территории. Киттель смог избежать плена, за три дня он по морозу прошел 60 км до линии фронта, и, в заключении, перейдя в брод реку Ловать, добрался до позиций немецких войск. Ему предоставили отпуск, и он вернулся обратно в 2./JG54 уже в мае.

11 июня немецкий ас одержал 50-ю победу. В июле он сбил 11 Ил-2, пять Ла-5, четыре ЛаГГ-3, два Як-9, два Р-40 и один Р-39, а в августе — еще шесть ЛаГГ-3, три Ла-5, три Ил-2, Як-1 и Р-39. Одержав 14 сентября три победы, он преодолел рубеж в 100 побед. 5 — 23 октября обер-фельдфебель Киттель сбил еще 18 самолетов, и теперь на его счету было 123 победы. 26 октября он был награжден Рыцарским Крестом. В конце ноября 1943 г. его направили инструктором в Egr.Gr.Ost, которая размещалась тогда во Франции. К этому времени Киттель уже имел 127 побед. В марте 1944 г. он уже в звании лейтенанта был назначен командиром 3./JG54 и вернулся на Восточный фронт.

7 марта он одержал 130-ю победу, а 30 марта — 140-ю. Утром 4 апреля Киттель сбил два Ил-2, два ЛаГГ-3 и Ла-5. Его счет достиг 151-й победы, и 11 апреля он получил Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями (Nr.449). 28 июня он сбил 160-й самолет, 2 июля — 170-й, 21 июля — 180-й, а 1 августа — 190-й. Сбив днем 26 августа Ла-5, Киттель достиг рубежа в 200 побед. В сентябре на его счету были девять Ил-2, шесть Як-9, пять Пе-2 и один Ла-5, в октябре — сразу 24 Ил-2, четыре Ла-5, три Як-9, два Пе-2 и один Як-3. 19 ноября он одержал уже 264-ю победу, и 25 ноября его наградили Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями и Мечами (Nr. 113) и присвоили звание обер-лейтенанта.

После этого Киттель получил отпуск и вернулся на фронт в феврале 1945 г., возглавив 2./JG54.14 февраля во главе звена «Фокке- Вульфов» он в 12.06 вылетел в район Тукумс — Лиепая, Латвия. Это был его 583-й боевой вылет. В 12.13 около местечка Джуксте он обнаружил «восьмерку» Ил-2, штурмовавшую немецкие позиции. Киттель сбил один «Ил» — это была его 267-я и, как оказалось, последняя победа. Сразу после этого его FW- 190А-8 W.Nr.960282 загорелся, резко пошел вниз и через несколько мгновений врезался в землю и взорвался. Из-за малой высоты у пилота уже не было времени, чтобы спастись, выпрыгнув на парашюте. По одним данным, он был сбит бортстрелком одного из Ил-2, а по другим — прямым попаданием зенитного снаряда.