Генрих принц цу Зайн-Виттгенштейн
Годы жизни: 1916-1944
Принц Генрих цу Зайн-Виттгенштейн (Prinz Heinrich zu Sayn-Wittgenstein). Всего побед - 83 (29 - Восточный фронт). Первый бой : Западный фронт, август 1941 год. Погиб: 21.01.1944 года. Награжден Рыцарским Крестом с дубовыми листьями и мечами.
Один из двух экспертов-аристократов в немецкой ночной истребительной авиации (вторым был принц Эгмонт зур Лип-по-Вайссенфельд, на счету которого была 51 воздушная победа), Виттгенштейн начал войну в качестве пилота бомбардировщика, но в августе 1941 года перевелся в ночные истребители. В качестве командира группы I/NJG 100 он участвовал в боях на Восточном фронте, где сбил 29 вражеских самолетов. Отозванный затем в систему противовоздушной обороны Германии, он стал быстро одерживать одну победу за другой и к январю 1944 года, имея на счету 68 побед, занял второе место в ряду экспертов-"ночников", уступая лишь Ленту.
За первые три недели января Виттгенштейн уничтожил еще 15 самолетов, но Лент все еще находился впереди. Наконец, в ночь с 21 на 22 января, Виттгенштейн впервые вышел в лидеры. Но ему так и не удалось насладиться своим триумфом. В ту же ночь истребитель немецкого аса, одержавшего очередных пять побед, был внезапно обстрелян английским "Москито". Виттгенштейн покинул самолет, но купол его парашюта, вероятно, зацепился за хвост обреченного Ju 88 и так и не раскрылся.
Виттгенштейн всей душой был предан своему делу. Однажды он заставил в кабине встать по стойке "смирно" своего оператора РЛС (правда, непонятно, как тому удалось это выполнить), отругал его и пригрозил арестовать на трое суток за то, что тот потерял контакт с вражеским самолетом. И все это посреди потока бомбардировщиков! После короткого нравоучения они вновь вступили в бой и сбили три самолета противника. Окрыленный успехом, Виттгенштейн простил своего коллегу и даже наградил его Железным Крестом первого класса!
В ночь, предшествующую своей гибели, немецкий ас сбил еще три бомбардировщика, но едва сумел уцелеть. Его оператор Фридрих Остхаймер рассказывал:
"...На экране я засек еще один самолет; мы, словно по ниточке, двинулись к цели. Виттгенштейн подобрался поближе к английскому "Ланкастеру", летевшему довольно странно. И на этот раз очередь из "Шрэге музик" проделала большую пробоину в крыле вражеского бомбардировщика, и он загорелся. Английский летчик повел себя совершенно необычно: вместо того, чтобы бросить управление горящим самолетом, он спикировал сверху прямо на нас. Принц быстро среагировал и тоже направил наш Ju 88 вниз, однако пылающий монстр приближался и вскоре мы уже ясно различили его над собственной кабиной. У меня в голове мелькнула единственная мысль: "Мы сбили его!" Тяжелый удар потряс наш самолет. Принц Виттгенштейн потерял управление, и мы сорвались в штопор".
Снизившись до 3000 метров, Виттгенштейн восстановил контроль над машиной и направил самолет к ближайшему аэродрому. Повреждения были ужасными1 двухметровый разрыв на правом крыле и большая дыра в задней части фюзеляжа. Вынужденную посадку пришлось производить на "брюхо" - при ударе о землю обшивку нижней части фюзеляжа сорвало и кабину заполнили куски дерна. На следующее утро Виттгенштейн уже на новом "Юнкерсе" полетел на базу, чтобы в воздухе встретить свою судьбу.