Вернер Мёльдерс

Вернер Мёльдерс



Псевдоним "Папаша" (нем. Vati)
Дата рождения 18 марта 1913
Место рождения Гельзенкирхен, Северный Рейн — Вестфалия
Дата смерти 22 ноября 1941 (28 лет)
Люфтваффе Годы службы 1935-1941 полковник

Вернер Мёльдерс (18 марта 1913, Гельзенкирхен, Северный Рейн — Вестфалия — 22 ноября 1941, Бреслау, Силезия) — немецкий летчик-ас времен Второй мировой войны.

Первым в истории воздушных боев перешел рубеж в 100 сбитых. Всего сбил 101 самолёт противника во время Второй мировой войны и 14 — во время Гражданской войны в Испании. Быстро поднялся по служебной лестнице и стал командиром эскадры в возрасте 27 лет. Достиг звания полковника и занял должность Инспектора истребительной авиации (с 07-ого августа 1941-ого года эта должность стала называться Генерал истребительной авиации). Имел хорошие контакты с высшим нацистским руководством, в частности, с Герингом. В современной Германии его имя по-прежнему чтят — одна из эскадрилий носит его имя, выходит газета «Мёльдерианер» (нем. Mölderianer).

После окончания гимназии в 1931 году добровольно поступил на военную службу в рейхсвер, фанен-юнкером (кандидат в офицеры) в пехотный полк. В июне 1933 после обучения в военном училище получил звание фенриха. Служил в сапёрном батальоне, затем с февраля по декабрь 1934 года обучался в лётной школе. С марта 1934 — лейтенант в составе люфтваффе. С апреля 1936 — обер-лейтенант, командир учебной истребительной эскадрильи.

Всего побед - 115 (14 Испания, 15 Франция, 31 в "Битве за Англию", 22 Западный фронт, 33 Восточный фронт). Первый бой: Испания, 1937 год. Всего вылетов: свыше 300. Награжден Рыцарским Крестом с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами. В 1938 был направлен в Испанию в составе легиона "Кондор" за два месяца до его расформирования. Сбил 14 самолетов противника. Имея 14 побед, одержанных в Испании, и добавив к ним еще 25 во Франции, к окончанию боевых действий в июне 1940 года Вернер Мёльдерс был, пожалуй, наиболее удачливым из немецких пилотов-истребителей. Вначале его успехи были I довольно скромными, преимущественно из-за отсутствия воздушных боев, и свои первые 10 французских побед он набрал лишь за 78 вылетов. В десяток сбитых вражеских самолетов вошли два "Хаука" 75, один "Бленхейм", три Морана-Солнье MS. 406 и четыре "Харрикейна", из числа которых один был принят за Моран-Солнье. С началом "молниеносной войны" возможностей для воздушного боя стало больше, и последующие 15 побед, одной из которых стал сбитый "Спитфайр", Мёльдерс набрал всего за 49 вылетов. 128-й его вылет, совершенный в полдень 6 июня 1940 года, едва не закончился катастрофой. Мёльдерс так описывал эти события: "Над головой находились три неопознанных самолета. После набора высоты 7000 м увидели наши "Мессершмитты". Вновь снизились и развернулись домой.
Неожиданно появились шесть "Моранов" - преследую их сзади. По мере сближения разглядел еще две эскадрильи "Мессершмиттов", уже вступивших в бой с противником. Они первыми начали поединок, и я ушел в сторону, чтобы осмотреться. Завязался обычный бой. "Мораны" дрались отчаянно - один "Мессершмитт" в пламени ударился о землю; пилот, наверное, погиб. Некоторое время я наблюдал за схваткой, а затем атаковал "Моран", который безрезультатно обстреливали три "Мессершмитта". Вскоре мне удалось поймать самолет противника в прицел, но он постоянно маневрировал, а затем внезапно выполнил переворот и оказался сзади и несколько ниже меня. Черт побери - француз открыл огонь. Я заложил вираж и ушел в сторону солнца. Противник, по-видимому, потерял меня, так как развернулся в противоположную сторону и скрылся из виду. Надо мной пара "Мессершмиттов" продолжала преследование последнего "Морана". Он пытался уйти вниз, увертываясь от пулеметных очередей.
Я посмотрел назад. Высота была примерно 800 м. Вдруг раздался грохот и искры рассыпались по кабине моего самолета. Регулятор управления двигателем разлетелся на кусочки, а ручка управления провалилась вперед. Я начал падать вертикально вниз. Необходимо было выбираться из самолета, иначе конец..." Мельдерса постигла участь его собственных жертв: он был застигнут врасплох атакой со стороны солнца. Его победителем стал суб-лейтенант Помье-Лераг, пилот истребителя Девуатин D.520 из GC П/7. Зажатый в "клещи" тремя "Мессершмиттами", молодой французский летчик погиб, так и не узнав знаменитой фамилии сбитого врага. Выпрыгнув с парашютом над французской территорией, Мёльдерс попал в плен, но был освобожден уже через три недели в связи с заключением перемирия. Во время своих первых учебных вылетов "папочка" Мёльдерс, еще совсем молодой пилот, проявил железную волю, чтобы справиться с приступами головокружения и тошноты.
Он проявил также большие способности к тактическому мышлению и многое сделал для корректировки боевой тактики немецких истребителей входе ее развития. Ему во многом принадлежит заслуга в разработке такой боевой единицы, как четверка, которая превосходила звенья-тройки ВВС других стран, хотя, как уже отмечалось ранее, изначальные шаги в этом направлении предпринимались скорее по необходимости Вероятно, наиболее важным качеством Мёльдерса была забота о летчиках, находящихся под его командованием. Он говорил так: "Самое главное для пилота-истребителя - добиться победы, не причинив себе тяжелых травм". Этот совет наставника, не замеченный, в сущности, большинством других асов, исключительно важен. Страх в воздушном бою - чувство совершенно естественное, но его следует побороть. Если с самого начала дать страху овладеть собой, то в дальнейшем он способен разрушить уверенность молодой летчика до такой степени, что он либо не сможет продолжать полеты, либо станет настолько боязливым что в конце концов превратится в легкую добычу для противника.


Но если пилот сможет быстро подавить в себе страх и обрести уверенность, то он будет для врага грозным соперником. В дни "Битвы за Англию" Мёльдерс постоянно находился в воздушных боях (за исключением короткого промежутка времени, когда он был сбит и лечился после ранения). Он сражался с пилотами РАФ в 1941 году в небе оккупированной Франции, участвовал в первых воздушных поединках на Восточном фронте. Отличный снайпер, он предпочитал по возможности ближе подойти к противнику и использовал при стрельбе, как правило, только пулеметы. Имея в своем активе 101 победу (не считая 14 самолетов, сбитых в Испании), в июле 1941 года Вернер Мёльдерс получил чин генерала истребительной авиации и был отстранен от полетов. В ноябре того же года он погиб в авиакатастрофе.

Западный фронт

Когда началась Вторая мировая война, командовал эскадрильей на франко-германской границе. 20 сентября 1939 года одержал свою первую воздушную победу в этой войне — сбил британский истребитель. Награждён Железным крестом 2-й степени.

В конце сентября 1939 получил приказ сформировать и принять командование 3-й группой (около 40 самолётов) в составе 53-й истребительной эскадры.

К началу немецкого вторжения во Францию имел на личном счету 9 сбитых самолётов (7 британских и 2 французских). В апреле 1940 награждён Железным крестом 1-й степени. 14 мая 1940 был подбит, но успешно совершил посадку. К 27 мая 1940 довёл личный счёт до 20 сбитых французских и британских самолётов и стал первым из награждённых Рыцарским крестом.

5 июня 1940 года во время своего 133-го боевого вылета и 32-го воздушного боя (в этой кампании) был сбит французским младшим лейтенантом и попал в плен. Через три недели был освобождён после заключения перемирия.

Битва за Британию

В июле 1940 произведён в звание майора и назначен командиром 51-й истребительной эскадры. В своём первом боевом вылете на Британию 28 июля 1940 получил три ранения в ногу, совершил вынужденную посадку во Франции и затем около месяца не совершал вылетов, но продолжал командовать эскадрой.

К 20 сентября 1940 года его личный боевой счёт с начала Второй мировой войны дошёл до 40. Мёльдерс был награждён Дубовыми Листьями к Рыцарскому кресту. К октябрю 1940 личный счёт дошёл до 50, Мёльдерс произведён в звание подполковника. Всего к весне 1941, до перевода на Восточный фронт, сбил 68 самолётов.

Восточный фронт

В июне 1941 51-я эскадра была переведена на Восточный фронт. В первый же день боев командир эскадры Мёльдерс сбил три бомбардировщика СБ и еще пять — 30 июня. Мёльдерс был награждён Мечами к Рыцарскому кресту с Дубовыми Листьями.

К 1 июля 1941 его счет достиг 82-х сбитых, что превысило рекорд аса времен Первой мировой войны Манфреда фон Рихтгофена. К 15 июля 1941 счет Мёльдерса достиг 101 (не считая 14, сбитых в Испании). За это достижение он, первым в Германии, был награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами. 20 июля 1941 произведён в звание полковника (нем. oberst). Приказом Геринга Мёльдерсу было запрещено принимать участие в боевых вылетах.

Мёльдерс был переведён на службу в Имперское министерство воздушных сил и назначен инспектором истребительной авиации. 22 ноября 1941 Мёльдерс погиб в авиакатастрофе во время перелёта из Крыма в Германию, на похороны Эрнста Удета.