Сухой Павел Осипович



Сухой Павел Осипович – советский авиаконструктор, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации, доктор технических наук, профессор.Есть люди, которым случай помогает ещё в юношеские годы найти призвание, выбрать профессию, ставшую любимой, позволяющую раскрыть и развить природные способности. К таким относится и Павел Осипович Сухой — ныне один из виднейших наших авиаконструкторов, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии.




Родился 10 (22) июля 1895 года в селе ныне городе Глубокое Витебской области (Белоруссия) в семье учителя народной школы Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих. Белорус. В 1914 году окончил с серебряной медалью Гомельскую гимназию. С июня 1915 года учился в Московском технологическом училище. 

В 1916 году был призван в армию, окончил 2-ю Петроградскую школу прапорщиков и с августа того же года служил в запасном полку в Екатеринбурге. В 1917 году участвовал в Первой мировой войне на Северо-Западном фронте: младший офицер 733-го пехотного полка, с октября 1917 года - начальник пулемётной команды того же полка. В марте 1918 года демобилизован.

Вернулся в родные края, в 1918 - 1920 годах работал учителем средней школы в городах Лунинец и Гомель, инструктором промышленной кооперации Гомельского райсоюза. 

В сентябре 1920 года снова приехал в Москву и возобновил учёбу. После окончания Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана в 1925 году распределён на работу в отдел АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства, в будущем стал основой конструкторского бюро А.Н.Туполева) в составе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), инженер-конструктор. Активно участвовал в разработке самолётов А.Н. Туполева АНТ-3, ТБ-1, АНТ-5, ТБ-3, Р-6, Р-7, И-5, АНТ-13, АНТ-14, АНТ-17. С октября 1930 года - начальник бригады АГОС, выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии. 

С мая 1932 года - начальник объединённой бригады № 3 ЦАГИ. Именно тогда началась его самостоятельная контрукторская деятельность: им начато создание самолёта АНТ-25, предназначенного для сверхдальних перелётов. Самолёт был спроектирован и построен в сжатые сроки, в июле 1933 года экипаж М.М. Громова совершил на нём сверздальний перелёт по замкнутому маршруту. Следующим успехом стало создание самолёта АНТ-37бис ("Родина"), на которой женский экипаж М. Расковой, П. Осипенко и В. Гризодубовой в 1938 году совершил сверхдальний перелёт Москва - Дальний Восток. 

С мая 1936 года - заместитель начальника Конструкторского отдела Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, работал над близним бомбардировщикомББ-1 (в серийное производство запущен не был). 

С февраля 1939 года - главный конструктор авиазавода № 135 в Харькове. Принимал решающее участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.

С апреля 1940 года - главный конструктор авиазавода № 289, на базе конструкторского бюро которого выросло знаменитое на весь мир Конструкторское бюро П.О. Сухого (ныне – ОАО «ОКБ Сухого»), базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно с ноября 1940 года - директор этого завода. В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6 (Сталинская премия 1-й степени, 1943). В 1949-1953 годах заместитель главного конструктора в КБ А.Н.Туполева. С 1953 года главный конструктор вновь воссозданного своего КБ (с 1956 – генеральный конструктор).

В послевоенные годы коллектив, возглавляемый П. О. Сухим, успешно работал над созданием новых реактивных самолётов, обладающих высокой скоростью и боеспособностью. В 1946 году конструктор передал на испытания одноместный фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-9. В самой схеме и в конструкции этой машины было много нового, перспективного. Крыло имело оригинальные аэродинамические тормоза. Для сокращения пробега конструкторы впервые предусмотрели использование тормозного парашюта, а для ускорения взлета — пороховые ускорители. На испытаниях Су-9 показал скорость 900 км/час. Его потолок превышал 12,5 км, а продолжительность полёта достигала полутора часов. Помимо пушечного вооружения, самолёт мог брать две бомбы. Совершенствуя эту машину, П. О. Сухойдобился повышения её скорости до 940 км/час. Модернизированный вариант истребителя-бомбардировщика был назван Су-11. 

Почти одновременно с реактивным истребителем конструктор создал оригинальный по своей схеме четырехместный разведчик-корректировщик Су-12 с бронированной кабиной. Оборудование этого самолёта обеспечивало выполнение аэрофотосъемки как днем, так и ночью. Для обороны от воздушного противника Су-12 имел 4 пушки калибра 20 мм. На испытаниях в 1947 году этот самолёт с поршневым двигателем развил скорость 550 км/час и поднимался на высоту 11 км. 

Продолжая борьбу за повышение скорости и потолка самолётов, П. О. Сухой вместе с инженерами и лётчиками-испытателями находит новые решения технических проблем. Настойчивость, как правило, приносит успех. Максимальную скорость полёта перехватчика Су-15 удается довести почти до скорости звука. 

Дальнейшие творческие поиски конструктора привели к созданию самолётов, преодолевших звуковой барьер. О смелости и оригинальности творчества Павла Осиповича свидетельствует созданный им самолёт Су-17 с воздушно-реактивным двигателем и герметичной кабиной лётчика, которая в случае необходимости могла отделяться от самолёта и спускаться на парашюте. Такую систему он применил первым в нашей стране. 

На самолётах, созданных под руководством П. О. Сухого, установлено несколько мировых рекордов высоты и скорости полёта. Кто был на воздушном параде в Домодедове в 1967 году, тот хорошо помнит сверхзвуковые машины с мощным ракетным и бомбардировочным вооружением, способные летать на больших и малых высотах, имеющие такое пилотажно-навигационное оборудование, которое позволяет лётчику выполнять боевые задания в любых метеоусловиях.